Волшебство куракинской керамики

statics/images/arcticles/102019/30102019x2db70cf1.jpg
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/102019/30102019x7bc78757.jpg
Сюжеты для своих изразцов Нина Мишинцева находит повсюду: сказывается большой опыт поездок по сбору предметов народного творчества в советские годы.
Куракинская керамика - ярчайший феномен вологодской палитры народных промыслов. И удивительный пример того, как талант и упорство хрупкой женщины могут создать уникальный бренд, знаменитый на всю Россию. 
Нина Мишинцева, мастер-керамист, член Союза художников России, свой творческий путь начала в Абрамцевском художественно-промышленном училище в Москве, после чего работала в Новосибирском филиале НИИ художественной промышленности.
Хаотичные 90-е стали переломом и в ее судьбе: от семейных и рабочих неурядиц женщина с двумя сыновьями сбежала в общину при монастыре под Кирилловом - хотелось покоя, тишины и света. Здесь она и встретила своего второго мужа Виктора, который стал отцом ее дочери, надежным наставником ее сыновьям и «крестным» гончарной мастерской, которую он помог приобрести и обустроить для своей любимой. 
Здесь с легкой руки мастерицы появились первые глиняные козочки и коты, ставшие добрыми ангелами новой мастерской. И здесь мало-помалу был восстановлен (а частями - изобретен) полный цикл старинного промысла изготовления гончарки - от приготовления самой глины до выпуска уникальных коллекционных изразцов и многочисленных керамических поделок. 
Слава о художнике-керамисте из Куракина разнеслась по всей стране. В 2001 году в числе выдающихся женщин России Нину Георгиевну пригласили в Кремль на праздник 8 Марта. Там она пообщалась с Президентом Владимиром Путиным, пригласила его к себе в гости… и он приехал! Встретился с мастерицей во время посещения Кирилло-Белозерского монастыря, взял у нее урок гончарного мастерства и получил в подарок керамические оконца сельского дома с росписью. 
Роспись керамики - дело, которое Нина Мишинцева не доверяет никому: все эти годы каждую вещицу «малюет» сама. Работает в одной из самых сложных техник - «по сырой эмали»: здесь ни один штрих нельзя исправить, все пишется набело. Сначала - оживок, прорисованный контур, который потом заполняется прорисью чернилами… Краски для керамики капризны: нанесешь тонкий слой - не проявится при обжиге, нанесешь слишком толстый - взорвется! А фоновые краски из солей металлов, дающие мягкий размытый акварельный фон для рисунка, настолько летучи, что исчезают за 30 секунд при покраске. Они проявятся только при обжиге, поэтому важно четко следить, где ты уже успел нанести краску, а где нет, чтобы не осталось непрокрашенных пятен… 
Сюжеты для своих изразцов Нина Мишинцева находит повсюду: сказывается большой опыт поездок по сбору предметов народного творчества в советские годы. Зелено-голубая роспись в великоустюжском стиле, голландские мотивы, рельефные изразцы, древнерусские фантазии с чудо-зверями, жар-птицами и пословицами - все идет из сердца, каждая коллекция неповторима!
Рука постоянно на весу, точность в рисунке должна быть филигранная: глаза и руки «сдаются» первыми… Раньше в куракинской мастерской работало до 15 человек, помогая мастеру делать заготовки, теперь производство сбавило обороты, закрылся магазинчик в Кириллове: сказываются усталость и время. А вот кому передать уникальное мастерство?.. 
- Дети всегда помогали в работе, - говорит Нина Георгиевна. - Теперь уехали в Питер, жизнь-то не стоит на месте. Так что вопрос с преемниками остается открытым. 
Наталья НОВИНСКАЯ
Куракинская керамика Народные промыслы Творчество

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: