Свежих щук в Вологду привозили баржами

statics/images/arcticles/082022/22082022x52021be4.jpg
Специализированные рыбные магазины с необычным тематическим дизайном поначалу были такой диковинкой, что туда ходили как в музей.
Фото с сайта catalog-internet-magazinov.ru
statics/images/arcticles/082022/22082022x1faa07ea.jpg
Надежда Алексеевна с Почетной грамотой главы района Александра Кузьмина «За многолетний добросовестный труд, активную жизненную позицию и участие в общественной жизни поселения».
Фото Даниила Зинченко

Сегодня в нашей традиционной рубрике два материала, объединенные общей темой - торговлей. Ведь в ней порой случалось много всего интересного!

Крабовое изобилие

В мае теперь уже далекого 1954 года «Красный Север» информировал читателей: «Вологодский горпищеторг организовал продажу живой рыбы. На специальной барже из Череповца промысловики рыбтреста доставили в областной центр шесть с половиной тонн щуки и леща. Продажа рыбы осуществляется как в магазинах-павильонах, так и на выносных уличных прилавках».

На доставку рыбной продукции из Череповца в то время уходило до двух суток. Баржи следовали вверх по Шексне до Белого озера, потом по системе каналов попадали в Кубенское озеро и уже оттуда держали путь в Вологду. Рыбу везли в специальных емкостях, затем сачками перегружали в большие бочки и уже так доставляли в магазины. Технологию отработали еще в довоенное время, и гибель рыбы в пути, как правило, была минимальной.

К слову

Вкус жареной нельмушки остался лишь в памяти старожилов. Нынче эта рыба относится к редким видам: ее вылов запрещен. 
Но идет зарыбление водоемов мальками нельмушки, так что лет через 15 - 20 она также может вернуться на вологодские прилавки. 

- Когда я была совсем маленькой, родители часто брали меня с собой на старый вологодский рынок, в самом центре которого и размещался большой рыбный павильон, - вспоминает журналист «КС» Татьяна Шалушкина. - Запомнилось, что рыбы было очень много - и в бочках, и обложенной льдом. Покупали больших речных окуней и кубенскую нельмушку, очень вкусную в жареном виде. Во всех магазинах тогда были и крабы в банках, но предпочтение отдавалось именно вологодской рыбе. 

Специализированный магазин «Океан» (ныне уже не существующий) открылся в Вологде только в марте 1976-го и первоначально относился к фирменной сети государственного «Союзрыбпромсбыта». Под рыбные прилавки выделили половину магазина № 6 Продторга на современной улице Герцена, а поставками оборудования и дизайном помещений занимались специалисты из братской тогда ГДР. После открытия «Океана» в него, как в музей, ходили целыми семьями.

Еще с конца 70-х основные торговые объемы стали приходиться не на речную, а на замороженную морскую рыбу. Сейчас за счет развития в области аквакультуры положение стало меняться, и уже никого не удивляют выращенные в наших водоемах радужная форель, осетры и зеркальные карпы.

А Гуля уехала в экодеревню

«Открылся дом-магазин» - так называлась небольшая заметка, появившаяся в «КС» в августе 1992 года. Газета сообщала, что «в деревне Смолинская Выставка неподалеку от Великого Устюга сдан в эксплуатацию сельский дом-магазин. Одну половину деревянного одноэтажного здания занимают торговые помещения, вторую - квартира для продавца. Она же за прилавком приветливо и по-соседски встречает покупателей…».

Прошло 30 лет. Недавно мы вновь побывали в тех местах. Обозначенное в газете расстояние «неподалеку от Великого Устюга» на поверку оказалось весьма условным: от города до деревни - порядка 30 километров. Но для «красносеверцев» прошлого поколения, заставших времена вологодского бездорожья, когда дорога до Нюксеницы или Никольска в период распутицы могла затянуться на сутки и более, это действительно было «недалеко».

Удивил и самодельный аншлаг с названием деревни - «Смоленская Выставка» - уже как бы в честь Смоленска. Может, думаем, переименовали? Но нет - всего лишь банальная ошибка в написании. По всем реестрам деревня продолжает оставаться СмолИнской. Вторая же часть ее названия - Выставка - относится к тем стародавним временам, когда этим словом на Руси обозначали деревенские дома, построенные (выставленные) на новом месте.

Впрочем, все это - второстепенно. Главное, что упомянутый газетой дом-магазин стоит на прежнем месте. Здесь же и продавец - Надежда Старостина, живущая тут с первых дней появления сельпо.

Надежда Алексеевна рассказывает, что родом она из Кировской области. Потом жила и училась в Великом Устюге в местном кооперативном техникуме. По распределению попала в устюгскую глубинку да так тут и осталась. Новоселье в доме-магазине в 1992-м справляла уже в статусе замужней дамы. Супруг Сергей Васильевич - местный, много лет отработал трактористом. Вместе вырастили двух дочерей.

Магазин во второй половине дома закрылся семь лет назад. С той, общественной половины уже сняли вывеску, но на окнах по-прежнему решетки, все стекла целы, стены покрашены. Никаких следов запустения нет и на прилегающей части двора. Везде чисто, трава аккуратно скошена. Видно, что хозяева продолжают исправно поддерживать порядок не только во всем доме, но и на его территории.

И Надежда Алексеевна, и Сергей Васильевич уже на заслуженном отдыхе. Но есть огород, хозяйство. Раньше держали много разной живности, теперь осталась только телка Малька. Была еще корова Гуля, но полтора года назад она переехала в расположенную неподалеку экологическую деревню, построенную столичными инвесторами. 

Максим ВОЛОДИН

«Красный Север» 105 лет Юбилей Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: