Почему по области ездили груженые деньгами КамАЗы

statics/images/arcticles/082022/26082022x28882aea.jpg
Иван Хайдуков возил из Вологды в Москву тонны наличных денег.
Фото из личного архива

Он считал деньги тоннами, перевозил их на молоковозе и дарил знакомым сувениры из толстых пачек купюр. Все это - факты из биографии вологжанина Ивана Хайдукова, оказавшегося в свое время в эпицентре удивительных событий.

В конце января 1991-го «Красный Север», как и большинство других советских газет, опубликовал правительственное постановление «Об изъятии из обращения денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года». В небольшом редакционном комментарии «красносеверцы» информировали читателей: «В Вологде у здания областной конторы Госбанка с утра собрались люди. Они требовали поменять деньги, но взаимопонимания не нашли. Подробности - в ближайших номерах».

Люди старшего поколения наверняка помнят те события, вошедшие в историю как Павловская реформа (по фамилии тогдашнего министра финансов страны). Из оборота разом выводились купюры крупных номиналов. В трехдневный срок (при существенных ограничениях) их можно было обменять либо на банкноты в 1, 3, 5, 10 и 25 рублей, либо на новые «сторублевки». Официально это объяснялось борьбой со спекулянтами и нетрудовыми доходами, но фактически страну готовили к последовавшей вскоре рыночной либерализации цен.

Но вернемся в 1991-й. Тогда в областное управление инкассации при вологодском отделении Госбанка пришел на работу Иван Хайдуков. Он был молодым, 29 лет, но уже довольно опытным шофером, а главное - с водительскими правами на большие грузовики. Последнее было особенно важно. С фабрик Гознака в область требовалось завозить сотни тонн денег нового образца, а потом еще развозить их по районам. Но сначала требовалось найти для этого подходящий транспорт.

Кстати

А еще Иван Хайдуков хранит необычный сувенир. 

В начале 90-х из части пущенных на переработку старых банкнот изготовили настольные статуэтки, снабдив их обозначением номинала использованных денег - 200 тысяч, 500 тысяч или даже миллион рублей! На фото - 25-миллионная памятная статуэтка.

- Инкассаторских броневиков еще не было, - вспоминает Иван Николаевич. - На все отделение Госбанка - только один КамАЗ. Вскоре получили лимит на второй. Но это начало 90-х, сплошной дефицит, и нам выделили КамАЗ-молоковоз! Сняли с машины цистерну, поставили на ее место металлический фургон. Своими силами покрасили его в нужный цвет и установили на крыше мигалку. Но по всем документам самодельный инкассаторский КамАЗ продолжал оставаться молоковозом.

Другое дело, что проверки на дорогах были редчайшим явлением. Грузовики с деньгами обычно шли небольшой колонной, спереди и сзади - машины с вооруженной охраной. У инкассатора в кабине - автомат, у водителя - пистолет и инструкция, категорически запрещавшая остановки на трассе. Тогда чуть ли не еженедельно случались бандитские нападения на инкассаторские автомобили первых коммерческих банков. И хотя госбанковские машины считались на особом положении - проводить на них экспроприации даже в условиях криминальной тогда России считалось слишком рискованным делом - береженого, как говорится, бог бережет.

- Новых денег, особенно первое время, Вологодчине требовалось много. Возили их постоянно, и бывало, что в иные месяцы у меня было по 30 командировочных дней, - продолжает рассказывать Иван Хайдуков. - Бумажные банкноты в опломбированных мешках или коробках обычно получали в Москве, мелочь - на ленинградском монетном дворе. Но металлические деньги - тяжелые. Грузили их на предельную высоту в 60 - 70 сантиметров от основания кузова, но все равно получалось 12 - 14 тонн. Мешки с монетами идут по транспортеру, а ты внутри фургона раскидываешь их по разным углам.

Водители вологодского отделения Госбанка тогда не только завозили в регион новые деньги, но и вывозили из хранилищ старые, выведенные из оборота. Их еще раз пересчитывали, складывали в толстые пачки и увозили в Москву или в Кострому на переработку. Сначала в купюрных пачках сверлили дырки на станке, мол, они уже не в обороте, но это оказалось слишком хлопотно. Попробовали сжигать на специальных полигонах - тоже не пошло: советские деньги горели очень плохо, выделяя при этом массу токсинов. Поэтому вышедшие из оборота деньги стали возить на территорию одного из столичных заводов, где до самого верха забивали купюрами огромные складские ангары.

Когда основная масса денег была привезена и вывезена, госбанковских водителей «перебросили» на договорные рейсы с коммерческими грузами. Доставляли в Вологду бытовую технику, со звероводческой фермы в Погорелово везли в столицу шкурки норки.

Но затем криминалитет в стране основательно прижали, появились различные экспедиторские службы и ЧОПы, и надобность «фрахтовать» для перевозки ценностей банковские КамАЗы стала отпадать. В 1998-м Иван Хайдуков перешел из инкассаторской службы на работу в сам региональный Госбанк, превратившийся к тому времени в областное управление Центробанка РФ, больше двух десятилетий водил легковые машины.

В 2018-м вновь ненадолго вернулся в инкассацию. Говорит, что по сравнению с 90-ми все изменилось до неузнаваемости. И условия отбора стали жестче, и техника намного современнее, да и надобность в перевозке крупных сумм наличности постепенно сходит на нет: «живые» деньги теперь не так востребованы, как виртуальные - на банковских картах или в электронных кошельках.
И в октябре 2021-го в жизни Ивана Николаевича произошло еще одно знаковое событие - он перешел на работу в газету «Красный Север». Возит теперь журналистов в командировки по области, рассказывая, как практически теми же маршрутами развозил когда-то тонны наличных денег. 

Максим ВОЛОДИН

«Красный Север» 105 лет Юбилей Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: