Почему перед Новым годом ускорился рост цен на бензин?
В конце прошлого года автовладельцы отметили ускорившийся рост цен на топливо, который продолжился и в первые дни 2025-го. Эксперты отмечают, что к этой ситуации привел целый ряд факторов, главный из которых - увеличение акцизов. Причем ожидается, что цены на заправках будут расти и дальше и по итогам наступившего года поднимутся примерно на 15 - 20%, что в конечном итоге скажется на стоимости товаров и услуг.
Заплатит потребитель
- В декабре наблюдал за тем, как стоимость 95-го бензина на близлежащей заправке плавно преодолела рубеж в 60 рублей за литр. А перед самыми новогодними праздниками, когда я заправлялся для того, чтобы уехать в деревню, топливо стоило уже 61 рубль 12 копеек. Поэтому, когда сотрудница АЗС предложила мне купить у них еще и кофе, то я ответил, что с такими ценами все деньги теперь уходят на то, чтобы залить бак. А сейчас на этой же заправке бензин стоит уже 61 рубль 50 копеек. Но ведь доходы у людей такими темпами не растут, - недоумевает автолюбитель из Вологды Дмитрий.
По данным специализированного портала petrolplus.ru, средняя стоимость АИ-95 за последний месяц (с середины декабря по середину января) в Вологодской области выросла с 59,44 рубля до 60,54 рубля за литр. В целом за год 95-й бензин подорожал почти на девять рублей, или более чем на 17%. Примерно на столько же за год подрос в цене и АИ-92. За последний месяц его средняя цена прибавила примерно один рубль и достигла 56,87 рубля за литр. Дизельное топливо с середины декабря минувшего года подорожало с 71,5 до 72,3 рубля за литр. А в целом за последний год подскочило в цене почти на четверть.
Стоимость топлива на АЗС в нынешнем году продолжит расти, отмечают эксперты и участники рынка. Главной причиной подорожания станет очередное повышение налоговой нагрузки. Напомним, что с 1 января нынешнего года акциз на бензин вырос на 14% (с 15 048 до 17 088 рублей за тонну), а на дизельное топливо - на 16% (с 10 425 до 12 120 рублей за тонну). Очевидно, что эти издержки будут включены нефтяными компаниями в стоимость производимого топлива. Это в свою очередь приведет к дополнительным расходам для бизнеса, например тех же предприятий или розничных сетей. Ну а заплатит в конечном итоге за все потребитель, поскольку стоимость автомобильной логистики есть в конечной цене как продуктов питания, так и промтоваров.
Факторы роста
- Единственный точный прогноз в нашей стране всегда касается изменения тарифов естественных монополий, который происходит только вверх. Причем стоимость бензина, как правило, не связана с рыночными ценами на нефть. Снизилась стоимость на черное золото на бирже - нужно компенсировать выпадающие доходы, естественные монополии повышают цены. Выросли цены на нефть, подорожало сырье для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) - топливо снова дорожает. Существует и определенная сезонная зависимость. Пришла весна - повышается спрос (нужно сеять урожай), цены на бензин и дизель поднимаются. Пришло лето, НПЗ встают на ремонт (снижается доступность топлива) - цены снова идут вверх. Приходит осень, повышается спрос (нужно убирать урожай), стоимость растет. Зимой, когда повышается спрос (нужно отапливать помещения), топливо снова дорожает. Рыночных механизмов здесь нет и пока не ожидается, поскольку это естественные монополии и воздействовать на них может только государство, - поделился с «Красным Севером» своими выводами кандидат технических наук, директор Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Центр информационно-аналитической поддержки инноваций» Алексей Ударатин.
- Государственное регулирование в данном случае работает слишком мягко, и этого явно не хватает. Цены на топливо галопируют, и, если в ситуацию не будут вмешиваться власти, это продолжится далее. Государство тратит на поддержку нефтяников триллионы рублей, хотя тут уже возникает вопрос, кто кого должен поддерживать. Без кардинальных мер, я считаю, рост цен на бензин в текущем году составит около 15%, - считает, в свою очередь, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
По мнению руководителя направления консалтинга NEFT Research Александра Котова, подорожание прежде всего будет наблюдаться в сегменте высокооктановых бензинов. Их производство не имеет большого профицита (в отличие от АИ-92). А значит, любой сбой или форс-мажор может привести к снижению предложения и, соответственно, росту цен. При этом увеличением в автопарке автомобилей с форсированными и турбированными двигателями приводит к росту спроса на высокооктановое топливо.
Еще одной приметой последних лет, по словам экспертов, стали более дорогие, продолжительные и частые ремонты нефтеперерабатывающих заводов.
- Сейчас из-за того, что Запад ограничил поставки оборудования для наших НПЗ, его нужно либо везти из Азии, либо поставлять параллельным импортом, либо производить непосредственно в России. Поскольку к нашим предприятиям сразу выстроилась очередь, они попросту не успевают нарастить выпуск в нужных объемах, - рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
По словам аналитика, ситуацию усугубляют периодические атаки российских НПЗ беспилотниками ВСУ, из-за чего предприятиям приходится закрываться еще и на внеплановые ремонты. В периоды высокого спроса на горючее это приводит к подорожанию топлива в рознице.
Плюс ко всему не до конца понятно, будет ли меняться механизм демпфера - той самой компенсации нефтяникам из бюджета части упущенной экспортной выгоды за поставку топлива на внутренний рынок по низким ценам. Обсуждение этого вопроса в последнее время велось на уровне Минфина России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По крайней мере, в последний раз в 2023 году попытка пересмотра демпфера и сокращение выплат по нему привела к осеннему топливному кризису.
Резюмируя мнение экспертов, можно сделать вывод: все они прогнозируют рост стоимости топлива на заправках. А вот какими темпами и на сколько взлетят цены, во многом будет зависеть от вмешательства государства.
- В текущем году ценовая динамика на заправках будет зависеть от параметров демпфера. Если выплаты нефтяникам останутся стабильными или увеличатся, рост цен будет ограничен, а если суммы уменьшатся, удорожание горючего ускорится. Важным фактором будет оставаться и экспортная политика: возобновление поставок топлива за рубеж может привести к росту цен на внутреннем рынке из-за снижения предложения, - считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Выше инфляции?
В конце декабря ФАС официально заявила о том, рост цен на бензин и дизельное топливо на автозаправках по всей России не превышает уровень инфляции.
Пока сложно прогнозировать, как поведут себя цены на заправках после отмены с 1 февраля запрета на экспорт бензина. Одни эксперты говорят о том, что нефтяники, несмотря на компенсации от государства, уже заложили недополученные за границей доходы в стоимость топлива. Другие, наоборот, считают, что эмбарго позволил насытить и стабилизировать внутренний рынок.
- Если в конце 2023 года 95-й бензин стоил на «лукойловской» заправке около 51 рубля за литр, а в прошлом декабре - почти 61 рубль, то подорожание составило 10 рублей, или порядка 20%. Получается, это почти в два раза выше официальной инфляции, которая по итогам года составила предварительно 9,5%, - делится своими подсчетами череповчанин Николай.
Все дело в том, как считать, говорит Алексей Ударатин. И антимонопольная служба в этом случае в общем-то не кривит душой.
- Полагаю, что к концу наступившего года мы увидим тот же 20% рост цен на топливо (если сравнить цену от 1 января с ценой на 31 декабря 2025 года). Но ведь она не одномоментно изменится, а значит, средний рост цены вполне уложится в ту самую среднюю инфляцию, как случилось и в минувшем году. С 1 января постепенно цена повысилась почти на 20% к 31 декабря 2024 года, но в среднем рост не превысил уровень инфляции, - поясняет эксперт.
По словам Алексея Ударатина, цены на топливо растут по всей стране. Их уровень (в рублях) разный, но относительный рост (в процентах) практически одинаковый. Допустим, если в одном регионе бензин был дешевле, чем в соседнем, на 5%, то и к концу года разница в ценах составит примерно столько же.
- Мы все время сравниваем цены с Ярославской областью, где есть НПЗ. В Подмосковье также работает НПЗ, но если сравнить стоимость бензина на одной сети АЗС, то в Вологодской области АИ-95 в августе стоил 53,94 рубля за литр, а в Сергиевом Посаде в тот же день - 58,79 рубля. Разница 10% в нашу пользу. Сегодня в одной сети АЗС цена 95-го бензина на трассе М-8 в Ярославской области - 57,29 рубля, в Вологодской области - 60,15 рубля. Разница - 5% в пользу Ярославской области. При этом абсолютная цена в обоих регионах увеличится за год на те же 9,5 - 19% (9,5% - среднее за год, 19% - от начала к концу года), - отмечает Алексей Ударатин.
Комментарии (0)