Социальный контракт помогает семьям встать на ноги

statics/images/arcticles/062019/19062019xbe404ea5.jpg
Соцконтракт помог семье Сясиных достроить дом, завести кур, поросят, индюшек.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/062019/19062019x30c21ffd.jpg
В хозяйстве Сясиных семь хрюшек - две большие свинки и пять поросят.
statics/images/arcticles/062019/19062019xeba542ab.jpg
Только за пять месяцев этого года социальные контракты заключило более 1,8 тысячи вологодских семей.
«Удочку, а не рыбу» получают теперь вологжане, попавшие в трудную жизненную ситуацию и желающие из нее выбраться. Для этого они подписывают с областью социальный контракт, предполагающий финансовую поддержку и помощь специалистов. В регионе так сделали уже более 18 тысяч семей и одиноких граждан. При этом 95% «контрактников» победили безденежье и теперь готовы делиться своим опытом с земляками. 

Из нужды выбрались

У Татьяны и Алексея Сясиных из деревни Заемье под Грязовцем рабочий день начинается на заре. Уже в 7 утра на дворе квохчут разноцветные куры, курлычут важные индюки и громко чавкают свежей травкой и зерном поросята. 
- У нас без дела никто не сидит, - рассказывает мама четверых детей Татьяна Сясина. - Пока мы с мужем разносим скотине корма, сыновья Ваня с Сашей (им 12 и 11 лет) дают птице воду и травку, а 8-летние двойняшки Лера и Арина кормят собаку и кошек. Они, кстати, тоже у нас не бездельники: «дворянской» породы пес Федор охраняет курей (он для них даже своей еды не жалеет), а Васька с Муськой, как и полагается, ловят мышей.
Сейчас в хозяйстве Сясиных - около 30 молодок и несушек, 13 индюков, две большие свинки и пять поросят. Завести всю эту живность им помог социальный контракт.
- Мы с мужем оба работаем в местном Дорожном управлении, я - сторожем, он - диспетчером, денег на большую семью не хватало. Дети растут, их надо одеть-обуть, собрать в школу. Да и о доме собственном мы давно мечтали - сейчас-то живем по найму в бывшем медпункте. Бились из последних сил, пытаясь и дом строить, и детей растить, ну а в прошлом году нам предложили социальный контракт. Мы сначала заробели - а вдруг не справимся, не получится, а потом взяли да и решились, - вспоминает мама Таня. 
Вместе с соцработником Ларисой Салтыковой Сясины разработали бизнес-план и получили пособие - 36 тысяч рублей. На эти деньги купили пять вьетнамских черных поросят, инкубатор и 50 индюшачьих яиц, корма, зернодробилку и доски на сарай. Жить стало веселее и детям, и взрослым.
- Трех поросят мы вырастили на мясо, а еще двух - самку и самца - оставили для продолжения рода. И все получилось: свинка Машка родила девять деток. Они в еде неприхотливы, иммунитет хороший, из соски мы их не поили, поросятки росли сами - без проблем и болезней. Параллельно мы стали продавать цыплят-бройлеров и суточных индюков, вылупившихся в инкубаторе. А все вырученные деньги муж пускал на стройматериалы и с сыновьями строил сарай для живности - добротный, с электричеством и сеткой, чтобы ни хорь, ни другой зверь туда не проник, - делится Татьяна. - Дел, конечно, невпроворот, только успевай-шевелись. Порой ребята заканючат: гулять, мол, хотим, а я им в ответ: вы деревенские, у вас судьба такая - хозяйство вести (ну, да находим компромисс, и на гулянки время выкраивают). Зато мы практически достроили дом: пять лет он стоял без отопления. Этой зимой денег скопили да взяли кредит - и решили давнюю проблему. Осталась электрика, внутренняя отделка - и можно готовиться к долгожданному новоселью.
Теперь, по словам Татьяны, безденежье в прошлом. На столе у Сясиных - свежие овощи (два картофельных поля и гигантский огород возделывают сами), яйца, собственное мясо - свинина и индюшатина. Ребята одеты не хуже других, а мама с папой довольны.
- Социальный контракт нам очень помог: из нужды мы выбрались, хозяйством обзавелись, постоянных покупателей наработали. За цыплятами к нам ездят люди со всей округи. На яйца и мясо - постоянный спрос, мужу даже на работе говорят, мол, ты коллегам-то «по блату» продукции оставь. Сало тоже влет уходит - и свежее, и копченое, - делится Татьяна Сясина. - У нас сейчас одна проблема: как к новому дому перевезти сарай? Ну, да что-нибудь придумаем, живность не бросим.
По словам мамы Тани, в этом семейном бизнесе все непросто. Как-то, говорит, попались плохие инкубационные яйца: цыплята вылупились и тут же умерли, а это большой убыток. Зато в следующий раз бройлеры росли, как на дрожжах. И в горе, и в радости семье помогала соцработник Лариса Салтыкова, за что от Сясиных ей особая благодарность: 
- Всегда подскажет, поможет и словом, и делом. У нас лишь одно разногласие: ей нравятся белые поросята, а нам - черные.
Поросят по соцконтракту купили и супруги Башкирцевы из деревни Путятино Вологодского района. Первый раз они подписали контракт три года назад. Благодаря этому на дворе появились гуси, куры и парочка свинок - мальчик и девочка. Свинки оказались плодовитыми: сейчас у Башкирцевых уже 20 хрюшек - от мала до велика. Вдохновившись успехами, семья подписала второй контракт, получив еще 20 тысяч рублей - на этот раз на пчеловодство. 
- Муж давно мечтал обзавестись пасекой, и эта мечта практически сбылась. У нас уже есть четыре улья, медогонка, дымарь, а сейчас на «контрактные» деньги мы купили костюм пчеловода и другие нужные вещи и оборудование. Дело осталось за малым: приобрести и заселить пчел, - делится Лидия Башкирцева. Она говорит, что, если будет возможность, семья охотно заключит с областью и третий договор. Благо деньги дают безвозмездно - возвращать их не надо. 

Страусов никто не заказывал

Социальный контракт как вид господдержки появился в стране в 2010 году по поручению президента. В качестве эксперимента проект запустили в 17 регионах страны. Вологодчина в их список не вошла, но департамент соцзащиты все же решил отработать новую технологию в Междуреченском районе. Там впервые в истории области заключили социальные контракты с тремя малоимущими семьями. Идею поддержал и губернатор Олег Кувшинников.
Новшество себя оправдало: семьи вышли из кризиса, и в 2011 году соцконтракт подписали уже 35 супружеских пар и одиноких граждан в 17 районах области. В 2012 году новый вид господдержки получили 80 семей, а в прошлом году - 3 355. Всего же на Вологодчине было заключено более 18 тысяч социальных контрактов. Ежегодно на эти цели бюджет региона направляет свыше 46 миллионов рублей. 

Справка

Содержание блока....

Договор между семьями и областью подписывается на срок от 3 до 12 месяцев. В это время гражданам выплачивается пособие - либо до 3 000 рублей ежемесячно, либо «все и сразу» - максимум 36 тысяч рублей. При этом деньги можно потратить на личное подсобное хозяйство или получение новой профессии и трудоустройство. Это основные направления, есть и другие, менее популярные. 
- В городах с работой проще, поэтому чаще всего к нам обращаются за помощью сельчане. С ними занимаются наши социальные участковые. Они знакомятся с семьей, анализируют причины кризиса (потеря работы, длительная безработица и т. д.). Затем стороны вместе решают, что делать, рассчитывают размер пособия, порядок его выплаты. К делу подключаются и сотрудники службы занятости. Они оценивают, на что готова и способна семья: фантастические проекты не принимаются. Скажем, если предпенсионер в глубинке решит освоить профессию стилиста, то специалисты ему подскажут, что спроса на эти услуги в данной местности нет, и предложат вместо этого выучиться, скажем, на парикмахера, - рассказывает Лариса Соколова, главный консультант управления социальных выплат департамента соцзащиты населения области.
Впрочем, по ее словам, новые специальности по соцконтракту вологжане осваивают редко. Чаще их интересует личное подсобное хозяйство. На пособие закупают кур, строят или ремонтируют курятник (хлев, хоздвор), а войдя во вкус, заводят и другую домашнюю живность: телят, поросят, индюков, кроликов, перепелок. На экзотических животных заявок пока не было.
Как показала практика, 95% малоимущих семей благодаря соцконтракту вышли из трудной жизненной ситуации. Но были и другие примеры. Так, одинокая мамочка в районе купила на пособие швейную машинку: хотела брать заказы, обшивать односельчан. Поначалу так и было, но потом разболелся ребенок, и шитье пока пришлось отложить. Другая жительница села приобрела по контракту десяток кур, но едва начала продавать излишки яиц соседям, как половину птичьей стаи задрал голодный пес. 
- Форс-мажора никто не отменял, в жизни случается всякое. Такие соцконтракты признаются неэффективными, в их причинах разбираются специалисты, но «санкций» не будет. У таких семей не отберут оставшихся кур или стоящую пока без дела швейную машинку. Напротив, социальный участковый поможет им решить проблему: он всегда на связи с подопечными, что называется, держит руку на пульсе, - говорит Лариса Соколова.
При подписании соцконтракта приоритет отдается неполным и многодетным семьям. В случае необходимости им окажут еще юридическую и психологическую помощь, помогут устроить малышей в детсад, а взрослых - на работу. Было дело, возили сельчан даже на лечение от «зеленого змия». Потом проверяли - жизнь у них пошла на лад. 
- Социальный контракт можно смело признать эффективным методом улучшения качества жизни одиноких граждан и малоимущих семей. Эта форма господдержки в регионе востребована. Только за пять месяцев этого года соцконтракт заключили 1 885 семей. Мы готовы помогать людям и впредь, - говорит Лариса Каманина, начальник департамента социальной защиты населения Вологодской области.
Социальный контракт

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: