Наш журналист помог доставить посылки в зону СВО

statics/images/arcticles/072024/10072024x9cc7c12a.jpg
Фото автора
statics/images/arcticles/072024/10072024xe91cd2f1.jpg
В этот раз волонтеры «Каравана Добра» доставили грузы сразу 112 получателям - это и воинские части, где служат наши земляки, и госпитали, и многодетные семьи.
statics/images/arcticles/072024/10072024x1758670c.jpg
Часть посылок в наш автопоезд подносили на всем пути от Грязовца до Белгорода.
statics/images/arcticles/072024/10072024x5b316024.jpg
Для семьи из Сватова местные волонтеры привезли щенка.
statics/images/arcticles/072024/10072024x4b664763.jpg
Одним из подарков на передовую стал авторобот для эвакуации раненых.
statics/images/arcticles/072024/10072024x4e30ffa0.jpg
В этом доме от украинского снаряда погибли женщина и ребенок.
statics/images/arcticles/072024/10072024x5c3aa5c3.jpg
«Караванщики» Александр и Алексей привезли автоприцеп и два мотоцикла.

«Опять вологодские?! Проезжайте!» - такими словами встретили военные на блокпосту под Луганском волонтеров сообщества «Караван Добра», доставлявших на передовую очередную партию гуманитарных грузов и подарков. Отправился в дорогу и журналист «КС».

Везучий Угрюмый

Стартовали из Грязовца, где формировался очередной рейс с гумпомощью. Огромная фура с прицепом забита под завязку. Внутри - коробки со сладостями и окопными свечами, 1000-литровые пластиковые кубы для хранения воды, тюки с одеждой и маскировочными сетями. А еще под заказ конкретных бойцов и командиров - средства связи, портативные стиральные машины, редкие лекарства и многое другое, включая два ретромотоцикла (их на передовой разберут на запчасти).

Часть этих грузов собрали муниципалитеты, часть - простые вологжане и жители других регионов, обратившиеся в «Караван Добра».

У этого сообщества нет начальников и официального статуса. Есть лишь, как говорят сами волонтеры, «группа девочек» и «группа мальчиков». Первые собирают помощь и принимают посылки в Вологде в помещении на Ветошкина, 40, координируют деятельность своих многочисленных помощников в муниципалитетах и продумывают логистику. Вторые доставляют помощь в зону СВО, проводя в дороге по 7 - 10 суток. И те и другие трудятся безвозмездно, совмещая волонтерство с основной работой.

Пока добираемся до Белгородчины, нам по пути выносят еще посылки. Внутрь грузовика они уже не помещаются, приходится складывать в кабину МАЗа. В Тульской области к «автопоезду» присоединяются «караванщики» Александр и Алексей на двух машинах с автоприцепом. Его, как и «ниву» с вологодскими номерами, волонтеры везут на передовую бойцам.

До Белгорода добираемся вечером. Внешне город живет мирной жизнью, но это впечатление обманчиво. Остановки укрыты защищающими от осколков бетонными блоками, а, выходя на открытые пространства, пешеходы инстинктивно прибавляют шаг...

В первую «точку», где нас уже ждут бойцы из нескольких подразделений, приезжаем глубокой ночью. Предосторожность не лишняя, так как передовая всего в нескольких километрах за цепочкой холмов. Над ними регулярно появляются всполохи и череда взлетающих в небо красных огоньков - это залпы установок «Град». 

Выключив фары, «караванщики» стараются быстрее разгрузиться, находя в кузове нужные коробки и тюки с помощью специальных наголовных фонариков.

Вслушиваюсь в разговоры окружающих меня солдат. Одна из групп обсуждает, влияет ли на фронтовую жизнь содержание позывного бойцов. Сходятся во мнении, что нет. Мол, главное - боевой опыт, но и от везения многое зависит.

- У нас в полку Фартового недавно «задвухсотили»: высунул голову из окопа, а в нее точно дрон прилетел. А вот Угрюмый уже два года воюет - и ни царапины, - рассказывает один из бойцов. - Тут на днях шел по лесопосадке, запнулся и упал, а над ними «камикадзе» как раз пролетел и метрах в 20 взорвался. Угрюмый встает, ничего не понимает, только головой слегка контуженной трясет.

- Чтобы дрон тебя за версту облетал, нужно летом два месяца форму не стирать, - шутит кто-то из солдат. Все смеются. Хотя дроны на передовой теперь по-настоящему смертельно опасны.

- Вологодские есть?! - окликаю еще одну группу бойцов.

- Да, - отзываются. - Мы из Великоустюгского округа. На СВО с осени 2022-го. Нас в полку девять земляков, все мобилизованные, держимся друг за друга. Так воевать легче, и пока все девять живы-здоровы.

Правда, и у этих ребят были свои передряги. След одной из них четко виден на их УАЗике. Осколок танкового снаряда насквозь пробил машину, выйдя чуть выше лобового стекла, но по счастливой случайности так никого и не зацепил.

Но так везет не всем. Из разговоров узнаем, что накануне в соседнем полку такой же УАЗик наехал на мину, ночью сброшенную с украинского беспилотника. Двое бойцов погибло, еще один ранен. И от такого, увы, никто не застрахован.

Другого не может быть! 

Ночуем в блиндажах в тыловой зоне, куда часть бойцов знаменитого теперь «вологодского» полка вывели по ротации. Пусть и в «спальнике», но на свежеструганых досках двухъярусных нар с непривычки дремать неудобно.

А вот для вышедших на время с передовой бойцов это действительно отдых. Тут и трехразовое горячее питание, и другие радости жизни, включая импровизированный душ. Реалии современной войны таковы, что на некоторых участках фронта солдаты неделями находятся в блиндажах, питаясь разведенными в воде сухими пайками. Направляющуюся на передовую полевую кухню тут же отследят с воздуха и ударят по ней дроном. 

А их у противника еще много, и смертоносных «птичек» они не жалеют и по одиночным целям.

- Ничего, мы их и в таких условиях потихоньку давим, - говорит лейтенант с позывным Гранит. - Пусть не так быстро, как хотелось бы, но двигаемся вперед. В ближнем стрелковом бою наш противник слабоват - или разбегается, или сдается в плен. Но недо­оценивать врага нельзя, его весь Запад оружием снабжает. Среди наших трофеев чего только нет. И системы спутниковой связи «Старлинк», и всевозможные виды вооружения. Недавно вот раритет попался - редкая бельгийская винтовка.

Гранит также из числа мобилизованных. Пришел на СВО сержантом, дослужился до офицерского звания. 

И то, что наша армия постепенно меняется, на первые роли выходят не «генеральские сынки», а инициативные сержанты и офицеры, нам потом не раз подтверждали и другие военнослужащие. 

А еще демонстрировали решимость и высокий боевой дух. Да, говорили, что порой тут тяжело и трудно, но мы обязательно победим - другого и быть не может.

Днем встаем под разгрузку чуть дальше ночной «точки». Но только открываем кузов, над округой ревет сирена ракетной опасности, а в небе слышатся громкие хлопки - начинают работать системы ПВО. Приходится рассредоточиться. Минут через 15 - отбой тревоги. Но потом сирена ревет снова, и все повторяется. 

Выгрузку «белгородской части» грузов удается закончить только к полудню. Попутно узнаем, что в соседнем населенном пункте был прилет по стоянке у сельского магазина - один гражданский убит, еще двое ранены. 

Мы же двигаемся на юго-восток, огибая пока еще подконтрольные ВСУ районы Харьковской области. В пути есть время чуть больше узнать о своем напарнике-водителе.

Александр с фамилией Караванов, которая как нельзя лучше подходит названию волонтерского сообщества, - многодетный отец и бывший десантник. Ныне известный в Грязовецком округе фермер и предприниматель. Хозяйственный, рукастый, порой прямолинейный и резковатый в суждениях. Но именно на таких основательных мужиках всегда держалась Россия.

Рассказывает, что до осени 2022-го про СВО особо не думал - она казалась далекой и не влияющей на привычную жизнь. Но потом, когда мобилизовали старшего сына, решил проведать его и сослуживцев. Сделал две тонны домашней тушенки и отправился в путь на своей «газели». И, как говорит, первая же поездка ТУДА в корне перевернула самосознание - стал ездить на СВО регулярно. Продал «газель» и автопогрузчик, приобрел более вместительный МАЗ с прицепом и теперь возит подарки бойцам с периодичностью два-три раза в месяц! 

Часть денег на бензин компенсируют некоторые муниципалитеты. Но все равно каждая поездка обходится в 100 - 120 тысяч рублей личных сбережений. Пришлось продать часть фермерского стада, недавно выставил на продажу трактор. Но, говорит, как ездил, так и будет ездить. На вопрос «Зачем им все это надо» и Александр, и другие «караванщики» без всякого пафоса отвечают: «Там же наши парни, наши русские жители. Помогали и помогать им будем...»

Опасные «птички»

Пересекаем старую госграницу на стыке Харьковской и Луганской областей. И первое, что видишь за «ленточкой», - уже построенные и строящиеся автодороги. Там же, где асфальт кончается, понимаешь, как жители Донбасса существовали под властью «Незалежной»: на разбитых грунтовках сплошь ямы да колдобины. 

Вывески на магазинах и указателях есть как на русском, так и на украинском, причем в желто-голубых цветах. И их никто не замазывает, что лишний раз доказывает: мы воюем не с языком и не с украинским народом, а с нынешним преступным киевским режимом.

А вот пример обратного рода: в одном из нежилых помещений, где сгружаем часть коробок, замечаю сложенные в углу копии картин русских художников, а также литографии баснописца Крылова и поэта Михаила Светлова.

- Тут была небольшая мастерская сына директора местной школы, - поясняет военнослужащий Андрей. - Когда на Украине началась борьба со всем русско­язычным, директору приказали собрать все «антиукраинские» пособия и сжечь. Но директор ослушался, спрятал картины и литографии в мастерской. Когда мы освободили село, попросил: мол, пусть у вас полежит. Школа пока не работает, а как откроется снова - опять заберу все это в классы.

В этом же селе встречаю двух детей - брата и сестру. У мальчика нет руки, девочка сильно хромает. Полгода назад по их семейной легковушке ударил украинский дрон. Мама погибла на месте, детей удалось спасти, но оба остались инвалидами. Война вблизи по-настоящему страшна.

Доезжаем до Старобельска, города в ЛНР, освобожденного еще весной 2022-го. Больших боев тут не было: опасаясь окружения, украинские националисты спешно отошли. Но, уже отступив, напакостили - обстреляли городок кассетными снарядами. Били наобум, куда придется. Как итог, несколько разрушенных частных домов и участок дороги в сплошную «крапину» - осколки легли очень густо.

Со слов местных жителей, им пока непросто. С работой трудно, почти все на «минималке», а цены в магазинах из-за сложностей с доставкой продуктов несколько выше наших. Но все гражданские, с кем удалось переговорить, возвращаться на Украину категорически не хотят: мол, трудности временные, когда-нибудь все наладится, главное, что мы снова со своими, с Россией!

Ефрейтор Кошка

Двигаемся дальше. На одной из проселочных дорог встречаем УАЗик с 35-м регионом на номерном знаке. Водитель - череповецкий военнослужащий Артем - рассказывает: машину год назад подарил для бойцов СВО бывший губернатор и депутат Госдумы Вячеслав Позгалев. Подарок оказался счастливым: за год ни одной поломки, а тем более пробоины.

Неоднократно слышали мы на Донбассе и фамилию нынешнего врио губернатора Георгия Филимонова, говорят: помощь от него вологодским бойцам огромная. И вообще, вологжан тут очень хвалят. И не только солдаты-земляки, но и гражданское население.

- К нам все регионы гумпомощь везут - от Калининграда до Якутска, но, чтобы так часто, много, да еще и целыми фурами, здесь с Вологодской областью мало кто может сравниться, - подтвердили мне на одном из блокпостов у Донецка.

Запомнилась и встреча на купянском направлении. Забирать партию грузов для госпиталя приехала команда выздоравливающих солдат во главе с симпатичной девушкой, коротко представившейся: ефрейтор Кошка. Увидев на кабине нашего МАЗа символику вологодского «Швейбата», девушка улыбнулась - так мы земляки! Разговорились.

Оказалось, что выпускница Голузинской школы (Великоустюгский округ), а потом и Ивановской мед­академии на СВО уже больше года. Связь с земляками поддерживает, общаясь через мессенджеры. Особенно много знакомых среди женского «добробата» из поселка Новатор, освоившего выпуск сушеных супов и вторых блюд «по-домашнему», которые регулярно попадают с «гуманитаркой» в госпиталь. 

- Часто ли выздоравливающие солдаты замуж зовут? Примерно каждый пятый. Но шансов у них нет, мое сердце занято, - улыбается Кошка. А потом уже серьезно добавляет: - Вы всем землякам, кто нам гумпомощь собирает, огромное спасибо передавайте. Очень большое и важное дело они делают! 

Народ и армия едины

О том, что значит такая помощь на фронте, нам говорил и офицер-танкист с позывным Атос:

- Мы тут, конечно же, не голодаем. И питанием, и обмундированием нас министерство обороны обеспечивает. Но вся та огромная помощь, что приходит на передовую, позволяет военнослужащим знать, что армия и народ едины, а это для нас очень важно. Плюс ваша поддержка помогает намного оперативнее решать вопросы по поставкам конкретных запчастей или средств связи, исходя из специфики каждого подразделения. Если централизованно их заказывать, могут недели на это уйти. А через тот же «Караван Добра» мы, бывает, уже на четвертый-пятый день все необходимое получаем.

Кстати, в коробках, что мы развозили, были не только подарки на передовую. Значительная часть грузов досталась и мирным жителям: была тут и одежда, и новые российские учебники, и игрушки, и даже детские ходунки под заказ многодетной семьи.

За Токмаком едва не попали под «раздачу». В километре от машины на придорожной горке - две вспышки и дым от подожженного снарядами поля. Александр не останавливается, а прибавляет скорости. 

И тут же вижу удивительную картину: невзирая на обстрел, на лавочке у дома сидят обнявшись парень с девушкой. От постоянных «прилетов» у многих местных притупилось чувство страха.

Всего мы проехали почти 20 городов Донбасса. Территории разные. Те, что вошли в состав ЛНР и ДНР еще до начала спецоперации, несмотря на регулярные «прилеты» от «укровермахта», живут привычной жизнью: на улицах много людей, есть мобильная связь, а на придорожных полях колосится рожь и тянутся к солнцу подсолнухи. 

А вот в городах, что освобождены недавно, жителей пока немного, а поля за перегороженными блокпостами дорогами покрыты бурьяном: в земле еще слишком много мин и неразорвавшихся снарядов. Но мирная жизнь обязательно вернется и туда. Это демонстрирует пример Мариуполя - города, сильно пострадавшего весной 2022-го. Всего за два года он разительно изменился. Построены целые кварталы современного жилья и крупные медицинские центры, вновь заработали предприятия, а на обновленных улицах опять звучит перестук трамвайных колес.

Наш выезд подходит к концу. На десятые сутки, оставив за спиной почти 6 000 километров пути и без малого 50 тонн гуманитарных грузов, возвращаемся на Вологодчину.

- Пару недель отдохну и снова туда поеду, - говорит мне на прощание Александр Караванов. - Ведь у меня там теперь не один сын, а сотни или даже тысячи! Главное, чтобы живыми они вернулись...

Максим ВОЛОДИН
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: