«На пенсии буду плести кружево, а пока катаюсь на горных лыжах»

statics/images/arcticles/032023/30032023xb439a4c0.jpg
Тема кружевоплетения стала для Юлии Евсеевой любовью с первого взгляда и на всю жизнь.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/032023/30032023x230877e0.jpg
Горные лыжи помогают Юлии Владимировне восстановить силы.
Фото из личного архива

Генеральный директор Вологодского государственного музея-заповедника пришла на работу по объявлению в газете 18 лет назад и навсегда влюбилась в вологодское кружево. Об этом и многом другом Юлия Евсеева рассказала в интервью «Красному Северу».

Без права быть русскими

- Юлия Владимировна, вот уже почти восемь лет вы являетесь руководителем музея-заповедника. Где вы учились на директора?

- Я родилась в одной из советских республик, которая после объявления перестройки вдруг вспомнила, что когда-то была самостоятельной. Папа был военным - вертолетчиком, мама - библиотекарем. Кстати, ее первым местом работы была Бабушкинская библиотека Вологды, где она трудилась восемь лет. Поэтому с гордостью говорю: нашей семье не была чужда сфера культуры. Первое высшее образование я получила в Латвийском госуниверситете.

- Придя в университет, вы уже владели латышским?

- Школу я закончила в Латвии. Латышский был обязательным, но у меня был большой перерыв в его изучении. В школу пошла в Прибалтике, затем короткий период училась в Вологде. Папа как раз в это время был в командировке в Афганистане. Потом его перевели в ГДР, и мы переехали к нему в Восточную Германию. Когда вернулась в Ригу, пришлось повышать уровень знания латышского. Экзамен в 11-м классе сдала очень хорошо - на семь баллов. У них уже тогда была десятибалльная система. В 1992 году поступила на факультет иностранных языков Латышского госуниверситета.

Другое дело, что в начале 1990-х в Латвии уже было не принято говорить на русском. Все профессора и студенты его, конечно, знали, но лекции нам читали на латышском. Потом, когда стали приезжать преподаватели из Канады, США и даже Австралии, занятия велись на английском.

- И как это воспринималось студентами русского происхождения?

- Очень тяжело. Поэтому я достаточно остро реагирую на ситуацию с русским языком, которая сложилась сегодня на Украине: все это было испытано на себе в 1990-х годах. Видела в Риге антирусские марши откуда-то вытаявших нацистов - тех, кто во время Великой Отечественной войны либо воевал против нас, либо сочувствовал фашистам. Они вытащили из схронов свою форму и маршировали в ней мимо окон университетских корпусов под охраной полиции.

Было четкое ощущение, что ты человек второго сорта. Ты родился в этой стране, в ней вырос, в ней живешь, но не имеешь права голосовать, занимать серьезные посты. Сейчас на встречах со студентами я постоянно об этом рассказываю. Кстати, на выборы я всегда хожу. Для меня как для гражданина России это очень важно. А в Латвии мы были лишены права голоса.

- А вариант получения латышского гражданства не рассматривали?

- Нет, наша семья считалась оккупантами. Может быть, со временем я как родившаяся в Латвии и могла бы его получить… Но мои родители не имели права больше проживать в Латвии. Мы не стали ждать, когда за нами придет полиция, доставит нас на железнодорожный вокзал и насильно посадит в первый же поезд в сторону России. Такие случаи были… Когда наша семья вернулась в Россию, самым большим потрясением для меня было то, что все надписи были на русском языке, все говорили на русском. Я этого никогда не забуду!

Кружево - любовь на всю жизнь!

- А как вы оказались в Вологде?

- Здесь жила мамина родня. На семейном совете приняли решение обосноваться в Вологде. Кстати, в детстве я проводила здесь все каникулы. С сестрой и братом любила гулять по Вологодскому кремлю, зимой каталась на санках с Соборной горки.

Заочно получила педагогическое образование в Российской академии образования в Москве. Четыре года преподавала иностранные языки в вологодской школе № 41.

- А как попали на работу в музей?

- По объявлению в газете. Руководитель музея Людмила Коротаева искала себе секретаря. Меня взяли в экскурсионный отдел с прицелом на ученого секретаря.

В экскурсионном отделе я работала чуть больше года и нисколько не жалею об этом периоде. Там было серьезное погружение в музейную специфику, в тематику краеведения. Я ведь вела экскурсии по многим объектам кремля и отделам музея-заповедника, но больше всего меня увлекла тема кружевоплетения. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь! Однажды я так увлеклась историей промысла, что меня чуть не закрыли в Художественном отделе на ночь.

- Раскройте тайну, кому принадлежит идея создания в Вологде Музея кружева?

- Знаете, это была какая-то синергия! Идея давно витала в воздухе. Кружевница Алевтина Гамина в середине 2000-х годов во время «Прямого эфира» прямо с Кремлевской площади попросила Владимира Путина поспособствовать реализации проекта. Президент страны, глава региона, руководство департамента культуры идею поддержали. Так я оказалась в числе тех, кто стал воплощать это начинание в жизнь, а в 2010 году была назначена заведующей Музеем кружева и занималась формированием его уникальной экспозиции.

- Как вы думаете, почему выбор пал на вас?

- Знаю, что рассматривались разные кандидатуры, но, наверное, я больше всех на тот момент была погружена в тему создания музея и тематику кружевоплетения. Это стало моей большой любовью и, если хотите, страстью. Я безмерно уважаю кружевниц и художниц за их непростой труд и терпение!

- А правду говорят, что на работу в Музей кружева вы берете только девушек, умеющих плести?

- При собеседовании мы действительно интересуемся, имеет ли кандидат опыт кружевоплетения, желает ли научиться мастерству. Если следует положительный ответ, то, конечно, отдаем предпочтение этому претенденту.

 - А сами умеете плести кружево?

- Сотрудница музея Иля Верещагина научила меня выплетать плетешок. К сожалению, на большее у меня не хватает времени, но я обязательно вернусь к этому. Всем говорю, что точно знаю, чем буду заниматься на пенсии.

- Юлия Владимировна, как вы восприняли в 2016 году предложение встать у руля всего Вологодского музея-заповедника?

 - Жаль было покидать Музей кружева, но понимала: если перейду на вышестоящую должность генерального директора, то смогу сделать больше для всего музея, более успешно развивать проекты, браться за новые темы. Это стало решающим аргументом. К тому же тогда я завершила обучение в Плехановской академии в рамках Президентской программы. Там совершенно потрясающий уровень преподавания и компоновки предметов: изучали менеджмент, маркетинг, информационные технологии.

- С чего начали на новой должности?

- С продолжения активного развития межрегиональных и международных связей. Проводили огромное количество выставок, семинаров, конференций; наладили деловые отношения с государственными музеями и частными коллекционерами, в том числе и из-за рубежа. В этом мне помогло знание иностранных языков. Приглашали в Вологду гостей, организовывали фестивали и конкурсы, причем не только Vita Lace и «Серебряная коклюшка».

На этих связях мы продолжаем работать несмотря на пандемию коронавируса, непростую политическую и экономическую ситуацию в мире. В 2022 году проводили Фестиваль кружева. Всем зарубежным партнерам отправили письма о том, что мероприятие состоится. Многие ответили. Нам удалось сделать телемост с Клубом кружевниц из эстонской Нарвы. Живущим там нужно было иметь определенную смелость, чтобы в разгар СВО принять наше предложение. Мы не настаивали, но кружевницы из Нарвы сами прислали нам свои изделия - кружевные короны и вензеля императора Петра I - для включения их в общую фестивальную композицию.

Сотрудников музея радуют эти человеческие и профессиональные отношения. У многих иностранных кружевниц, ранее побывавших в Вологде, сложились о России самые приятные впечатления. Мы делаем все для того, чтобы выстроить мостики дружбы и сотрудничества между странами, регионами, городами, учреждениями культуры, между людьми, в конце концов… Это задел на будущее. А оно обязательно будет светлым!

- Какой музейный проект для вас самый любимый?

- Таких мероприятий было множество, но наибольшее впечатление произвел и навсегда остался в памяти проект «Птицы памяти», посвященный 75-летию Победы. В разгар ковида мы предложили кружевницам всего мира выплести журавликов, направили всем желающим сколки. Потом мастера присылали свои работы в Вологду почтой. Участники акции писали нам, что, когда выплетали журавлей, вспоминали родных: тех, кто вернулся с войны и тех, кто навсегда остался на полях сражений, рассказывали о героях своим внукам.

Из кружевных журавликов, а их было более 500, мы создали потрясающую инсталляцию в Юго-Западной башне: птицы клином улетают в небо, как души погибших солдат…

Кремль - наше все!

 - У вас ведется статистика посещения музея?

- Конечно. В 2022 году зафиксирована рекордная посещаемость: мы приблизились к 300 тысячам посетителей при госзадании в 260 тысяч. Интересная деталь: в 2022-м посещаемость возросла на 15 процентов по сравнению с доковидным 2019 годом. Причина - активное развитие внутреннего туризма, интерес у россиян к Вологде и нашему краю. Самые популярные объекты - кремль, Музей кружева, музей «Семенково». В теплое время года вне конкуренции - колокольня Софийского собора.

Думаю, что свою роль в росте показателей играет и выстроенная нами система организации в каждый выходной день тематических экскурсий и программ во всех филиалах музея.

- Вологодский кремль ждет масштабной реставрации. С чего начнете?

- Надеюсь, что стартуем летом 2023 года с реставрации Пятницкой башни и Северной стены. О нашем кремле интересно говорят туристы. Они отмечают, что он очень компактный, называют его «игрушечным», но, тем не менее, в нем есть все, что присуще русским кремлям: башни, стены, покои, хозяйственные корпуса, храмы. Постройки кремля и прилегающей к нему площади относятся к различным архитектурным стилям - от Древней Руси до модерна ХХ века. Нас окружают памятники, возводившиеся в течение пяти веков! Но при этом смотрятся они как единый комплекс. И в этом уникальность нашего объекта культурного наследия! Это и привлекает в Вологду туристов.

Кремль - знаковый объект и для нас, и для города, и для региона. Но мы никогда не забывали и про свои филиалы.

В этом году начнутся работы по реставрации Дома Можайского и Дома Петра I. Запланированы противоаварийные работы на трех объектах музея «Семенково». В Перспективном плане развития у нас числятся работы и в музее «Мир забытых вещей». В 2024 году будет отмечаться 85-летие со дня рождения нашего земляка Валерия Гаврилина. К этой дате планируем обновление экспозиции музея «Литература. Искусство. Век ХХ». Уже разработан ее художественный дизайн-макет.

- Реставрация музейных объектов подразумевает временное закрытие экспозиций?

- Да, мы планируем часть экспозиций о вкладе вологжан в развитие авиации и космонавтики из Музея А. Ф. Можайского, который встает на ремонт сразу на два года, перевести в Крестовую палату кремля. Я настояла на том, чтобы в 2022 году мы сделали там ремонт. Здесь мы уже показываем материалы петровской тематики. Оставим их и на время ремонта Дома императора.

- Коллекция музея-заповедника насчитывает полмиллиона предметов. Какой процент раритетов сегодня представлен в ваших экспозициях?

- Около четырех процентов. Конечно, мы хотим показывать больше, но есть два «но»: нехватка выставочных площадей и необходимость проведения реставрации многих предметов. Некоторые из них хранятся в фондах уже сто лет и имеют повреждения. Да, нас сильно спасает, что при музее есть своя реставрационная мастерская. Часть предметов, которую планируем показать на будущих выставках, отправляем в Вологодский филиал Всероссийского реставрационного центра имени Грабаря.

- Юлия Владимировна, а вы знаете все фондовые предметы? Все успели подержать в руках за годы работы?

- Нет, конечно! Это просто невозможно! Но самый лучший путь знакомства с ними - участие в работе фондово-закупочной комиссии. Именно она принимает решение, нужны ли музею те или иные предметы, оформляет документы на их хранение. Специалисты знакомят членов комиссии с особенностями предмета, с легендой его бытования, дают его датировку. Это очень пригождается работникам музея при разработке того или иного выставочного проекта. Плюс в помощь нам - электронный Госкаталог Музейного фонда страны. Значительная часть предметов из фондов нашего музея в него уже загружена.

- А масштабные ремонтно-реставрационные работы в кремле после их окончания позволят увеличить выставочные площади для показа нашего культурного достояния?

- Да. Это будет сделано за счет корпусов, которые мы сейчас не используем, - Экономского и Безымянного. Их площадь в целом составляет более 1 200 квадратных метров. Для сравнения: площадь Музея кружева - 1 500 квадратных метров.

- Что разместится в этих корпусах?

- Частично - фондохранилище, но большая часть помещений будет передана под открытые фонды хранения. Здесь можно будет познакомиться с музейной коллекцией редкой книги, скульптуры, фаянса, стекла, керамики, нумизматики.

Не страшны любые горы

- И реализация всех этих планов ложится на ваши плечи?

- Ну почему же только на мои?.. У нас прекрасный коллектив единомышленников, хотя плечи действительно в подавляющем числе - женские. Но я уверена: у нас все получится!

- Есть занятие, в котором вы черпаете силы для новых достижений?

- Горные лыжи и занятие элементами фристайла. Правда, это увлечение ввергает в ужас мою маму. Впрочем, горочки в Стризневе и на Цыпиной горе не такие уж страшные. Покруче горнолыжный курорт Хабарское под Нижним Новгородом. Ну и на Эльбрусе я каталась.

- Вот те раз! С чего же началось это увлечение?

- Муж меня «подсадил». Первый раз было страшно. Испытала на прочность забор. Потом занималась у инструктора в Цыпине. За полдня почти научилась. Показалось мало - начала прыгать с трамплинчиков. Вот на Новый год семья подарила мне настоящий шлем, причем на нем уже есть отметины от падений. Будет о чем вспомнить на пенсии, держа в руках коклюшки!

 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: