Лесозаготовители не знают, куда пристроить фанерный кряж

statics/images/arcticles/042019/10042019xef5cd46c.jpg
Объем углубленной переработки леса на территории Вологодчины составляет сегодня 75%.
Фото Сергея Юрова
Ограничение на экспорт фанерного сырья, вступившее в силу с начала нынешнего года, двояко отразилось на лесопромышленном комплексе в целом. С одной стороны, производители фанеры отмечают затоваренность сырьем и констатируют падение цен на кряж. Лесозаготовители при этом снижают объемы заготовки и теряют прибыль и рынки сбыта. В свою очередь эксперты говорят о необходимости более взвешенного административного вмешательства в отрасль со стороны государства и дальнейшего развития углубленной лесопереработки внутри страны.

Заградительные меры 

Введению ограничений на продажу за границу фанкряжа - нижней части березового ствола, используемой для выпуска фанеры - способствовал целый ряд факторов. Во-первых, все последние годы государство говорит о необходимости уйти от экспорта круглого леса и развивать углубленную переработку древесины у себя в стране. Во-вторых, плохие погодные условия 2016-2017 годов привели к снижению заготовки фанкряжа, в результате чего производители столкнулись с дефицитом сырья и ростом цен на него. И в-третьих, так называемая китайская экспансия, когда дело дошло до того, что представители Поднебесной буквально «перехватывали» у российских лесопереработчиков качественное сырье. Плюс к этому хищнические незаконные рубки на Дальнем Востоке, кадры которых легко можно найти в Интернете. 
- Китайцы давали в Коми за кубометр фанерного кряжа на тысячу рублей больше и скупали все самое качественное сырье, - приводил пример генеральный директор «Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Республики Коми» Анатолий Байбородов. 
В результате с целью снижения дефицита фанерного сырья в июле 2018 года вышло постановление Правительства РФ № 836 «О введении временного количественного ограничения на вывоз бревен из березы за пределы территории России в государства, не являющиеся членами ЕАЭС». Под него подпадает фанкряж диаметром поперечного сечения не менее 15 сантиметров и длиной не менее 1 метра. А срок действия введенных ограничений - с 1 января по 30 июня 2019 года. Согласно постановлению, в первом полугодии нынешнего года из России разрешен вывоз порядка 567 тысяч кубометров березового кряжа. После отмены квот можно будет экспортировать еще 600 тысяч кубометров. В итоге общее количество экспортированного кряжа в 2019 году составит не более 1,2 миллиона кубометров. Для сравнения: в 2018 году этот показатель составил 1,8 миллиона кубометров березового кряжа, а в 2017 году экспорт составлял около двух миллионов кубометров. 
Как и следовало ожидать, принятые ограничения поддержали крупные деревопереработчики, получившие в результате не только серьезные объемы сырья, которые раньше уходили на экспорт, но и возможность диктовать свои условия поставщикам. 
- Рост цен на фанерное сырье значительно опережает рост цен на фанеру, что снижает конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке. Введение квоты позволит сохранить необходимый объем фанерного сырья для нужд отечественной лесной отрасли, - говорил минувшей осенью директор по связям с государственными органами власти Segezha Group Николай Иванов.
- Это, скажем так, боль всех производителей фанеры, услышанная государством. Важно понимать, что фанера дает государству больше добавленной стоимости, нежели экспорт фанкряжа. Поэтому, на мой взгляд, это правильная своевременная мера, которая позволила производителям получить необходимое сырье, - отмечал в недавнем интервью генеральный директор компании «Свеза» Анатолий Фришман. 
- Сложившаяся ситуация уникальная и бывает раз в 10 лет. Конкретно в начале нынешнего года переизбыток сырья на фанерных производствах наложился на ограничения на экспорт фанкряжа. А ведь буквально год назад мы сидели без сырья, а баланс уходил налево и направо. Такой серьезный кризис не будет продолжаться дольше полугода. В долгосрочной перспективе мы все равно столкнемся с дефицитом сырья, - дает прогноз заместитель генерального директора 
АО «Череповецкий ФМК» Илья Коротков. - Проблема Вологодской области да и других регионов заключается в том, что аренда лесов находится в руках продавцов, которые не заинтересованы в углубленной переработке. Необходимо менять законодательство в пользу лесопереработчиков. 

Теряют рынок

Если для деревопереработчиков предпринятые ограничения стали плюсом, то на лесозаготовителях, как показала практика, отразились не лучшим образом. 
- Фанерщики лоббируют свои интересы, защищают прибыли. Принятые ограничения - это нерыночные шаги. Сегодня все фанерные комбинаты затоварены сырьем, а мы испытываем проблемы с реализацией березовых балансов, - так характеризует возникшую ситуацию генеральный директор холдинга «Череповецлес» Валерий Писарев. 
521

миллион долларов составил экспорт продукции лесного комплекса Вологодской области в 2018 году.

В минувшем году в Вологодской области было заготовлено 17,7 миллиона кубометров леса. Это не только на 13% больше, чем годом ранее, но и вообще этот показатель стал для региона историческим максимумом по объему заготовленной древесины. Впереди Вологодчины оказались только Иркутская область (35,7 миллиона кубометров) и Красноярский край (28,6 миллиона кубов).
При этом экспорт лесопромышленного комплекса в прошлом году превысил 500 миллионов долларов. Это на треть выше показателей 2017 года. Такие данные на недавнем оперативном совещании в региональном правительстве привел начальник департамента лесного комплекса области Роман Марков. По его словам, выросли экспортные поставки фанеры - на 6%, ДСП - на 48%, ДВП - на 17%, пиломатериалов - на 14%. В целом объем углубленной переработки леса на территории Вологодчины составляет сегодня 75%. 
- Хвойный пиловочник предприятия перерабатывают полностью и уже наблюдают дефицит. С высокой долей перерабатывается березовый фанерный кряж, - подчеркнул Роман Марков. 
По его словам, в 2018 году в области было заготовлено порядка 2,5 миллиона кубометров фанкряжа, а действующие мощности по его переработке составляют 430 тысяч кубометров березовой клееной фанеры в год. 
Получается, что оставшиеся объемы, по крайней мере до тех пор, пока в области не будут созданы дополнительные мощности по выпуску фанеры, вологодские лесозаготовители вынуждены отгружать производителям из других российских регионов и на внешний рынок. Но после введения экспортных ограничений с этим возникли серьезные проблемы. 
Определенные Правительством России квоты на экспорт фанкряжа - 567 тысяч кубометров - были распределены между компаниями, которые уже реализовывали эту продукцию на мировой рынок в 2014 - 2016 годах. Например, АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» получило возможность на экспорт только 12 тысяч кубометров фанкряжа. 
- Поставки фанерного кряжа на экспорт практически прекратились. По итогам первого квартала они уже продемонстрировали снижение на 80% к уровню 2018 года, поскольку квоты на экспорт фанкряжа выделены незначительные. Также снижаются объемы реализации березового баланса в Финляндию. При этом их стоимость уже упала на 15% и продолжает снижаться, - отметил директор по продажам и закупкам круглого леса компании Алексей Костин. 
Дело в том, что финские компании, не желая ставить под угрозу свой бизнес из-за введения ограничений на экспорт лиственного сырья из России, элементарно подстраховались. Еще прошлой осенью до начала действия квот они достаточно активно закупали березовый баланс в нашей стране, а также нарастили поставки древесины из Прибалтики. Плюс к этому все больше замещают российскую березу экзотическим эвкалиптом. 
- Лес из Прибалтики им обходится дороже, чем российский. Но риски поставок березовых балансов из нашей страны им нужно было как-то минимизировать. И как результат - на фоне больших запасов финским компаниям не очень нужен сегодня даже подешевевший российский лес, и они ограничивают его поставки, - говорит Алексей Костин. 
По его словам, получается, что, пока российская сторона ограничивает экспорт своего сырья, освободившуюся нишу активно занимают поставщики из других стран, потеснить которых впоследствии будет крайне сложно. Как результат - падение объемов реализации приведет к сокращению выручки лесозаготовительных компаний и снижению их налоговых платежей. 
Не лучшим образом обстоят дела и с экспортом березового баланса, который в отличие от фанкряжа под ограничения не попал. К тому же ни в стране, ни в области баланс не пользуется большим спросом и большей частью отгружается за рубеж. Глава холдинга «Череповецлес» Валерий Писарев отмечает в этой связи проблему, связанную с таможенным оформлением экспорта березового баланса. 
- Толстомерный березовый баланс достаточно трудно отличить от фанерного кряжа. По сути, они отличаются друг от друга только по качеству. В штабеле этого не видно. А значит, велика вероятность того, что баланс может быть принят за контрабанду и арестован. Простой судна или вагона буквально на 3 - 5 дней приводит к тому, что связанные с этим издержки перекрывают выручку экспортеров, - отмечает Валерий Писарев. 

Кризис перепроизводства

Впрочем, и на внутреннем рынке ни фанкряжа, ни березового баланса сегодня тоже никто особо не ждет. По данным Алексея Костина, за первые месяцы нынешнего года цены на это сырье снизились на 20 - 25%. И продолжают падать. Но даже по этим ценам реализовать березовую лесопродукцию - большая проблема. Из-за введенных ограничений на экспорт российские фанерные комбинаты оказались в буквальном смысле затоварены сырьем и покупать его у лесозаготовителей по понятным причинам не спешат. Особенно остро эта проблема обозначилась сегодня в восточных районах Вологодчины, географически удаленных от основных транспортных магистралей. 
На складах ООО «Никольский лес» в настоящее время скопилось порядка 70 тысяч кубометров березового сырья. Предприятие, обеспечивающее работой около 280 человек, столкнулось с серьезными финансовыми трудностями. 
- Если раньше мы отгружали на ЦБК в Коряжму до 6 тысяч кубометров баланса, то в марте нам дали возможность поставить на комбинат только 340 кубометров, а на апрель и того меньше - 100 кубов. Да этот объем нам на несколько часов работы, - возмущается генеральный директор предприятия Николай Кучумов. - Это проблема не только наша, но и всего Никольского района. 
По словам Николая Александровича, если в прошлом году предприятие отгрузило 640 вагонов сырья в Вохтогу, Светлогорск и на экспорт в Финляндию, то с начала нынешнего - ни одного. Причина кроется не только во введенных ограничениях на экспорт фанкряжа, но и высоких железнодорожных тарифах. 
- Издержки для лесозаготовителей за последние годы выросли в 4 - 6 раз. Подорожало все: запчасти, ГСМ, арендная плата и так далее. Нужно отменять ограничения и снижать тарифы, - считает Николай Кучумов. 
Впрочем, с аналогичной ситуацией сталкиваются не только средние, но и крупные лесозаготовительные компании области, у которых с фанерными комбинатами сложились долгосрочные отношения. 
- Наша группа компаний работает с 15 российскими фанерными комбинатами. И если раньше, допустим, той же «Свезе» мы отгружали до 50 вагонов сырья, то сейчас нам разрешают только 10. Ограничивая нас в поставках, они тем самым признают, что не испытывают проблем с сырьем. В то же самое время фанерщики не поддерживают нас в том, чтобы снять ограничения. Мы соглашаемся на снижение цен, увеличение сроков оплаты, подстраиваемся под потребителей. Но такая политика выкручивает нам руки, - признается Алексей Костин. 

Реакция бизнеса

По словам Алексея Костина, вскоре лесозаготовители могут столкнуться еще с одной бедой, когда заготовленный в зимний период фанерный кряж под действием высоких температур и влажности может испортиться и потерять не только в качестве, но и в цене. Уже сегодня «Вологодские лесопромышленники» анализируют ситуацию и не исключают снижения объемов заготовки, что автоматически приведет к сокращению рабочих мест в отрасли. 
- Нынешняя ситуация напоминает мне конец 90-х годов, когда 40 лесозаготовительных предприятий области оказались банкротами, а на плаву остались только четыре, - делится нерадостными мыслями Валерий Писарев. 
- Ограничительными и запретительными мерами, которыми сегодня в полной мере пользуется наше государство, вопросы подъема экономики не решить. Это совершенно очевидно. Приведу простой пример. Введение запретительных пошлин на круглые лесоматериалы в 2007 году привело к тому, что к 2012 году, когда эти ограничения в связи со вступлением России в ВТО были отменены, привели к тому, что государство недополучило за шесть лет 30 миллиардов долларов. Экспорт с 49 миллионов кубометров упал до 19 миллионов. Мы потеряли рынки, их заняли другие поставщики. Сейчас, по сути, происходит то же самое, - считает исполнительный директор Регионального объединения работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области» Владимир Левин. 
По его мнению, предпринятые государством экспортные ограничения - мера запоздалая. К тому же она не будет стимулировать и углубленную переработку леса. 
- Инвестиции в основной капитал лесозаготовительных предприятий упали. Если раньше они продавали продукцию, получали выручку и вкладывали средства в развитие производства, то сейчас у них с этим возникли сложности. При введении ограничений по фанерному кряжу не был проведен всесторонний анализ. Оказывается, в этот период фанерные предприятия уже были затоварены сырьем. И сейчас создалась такая ситуация, когда они просто-напросто не принимают фанерный кряж. В результате страдают рядовой производитель и государство, недополучающее налоги, - говорит Владимир Леонидович. 
По словам Владимира Левина, правительство Вологодской области разделяет озабоченность лесозаготовителей. 
- Мы подготовили письмо в Минпромторг, которое в случае принятия соответствующих решений будет способствовать урегулированию вопросов, связанных с поставками березовых лесоматериалов. Мы заинтересованы в развитии углубленной лесопереработки в Вологодской области и готовы отгружать лес и по экономически обоснованным внутренним ценам. Главное, чтобы сырье было востребовано, - отмечает испольнительный директор регионального «Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров».
Сырье ЛПК

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: