Как защитить свою крышу?

statics/images/arcticles/032023/22032023x92934d99.jpg
Очистить крышу от наледи удалось только после вмешательства журналистов. До этого чиновники и УК выясняли, кто несет ответственность за дом.
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/032023/22032023x57110ae4.jpg
Целый день после обрушения жители пробирались через кучи мусора. Сейчас лестницы прибрали и восстанавливают перекрытия.
Фото Сергея Юрова

Весна - самое коварное время для испытания наших крыш на прочность. Даже летний дождь не дает таких протечек, как медленное таяние льда. Что делать, если управляющая компания не очищает вовремя кровлю здания, куда обращаться, если появились протечки, и кто ответит за испорченный ремонт? 

Деньги вперед

На кроватке девятилетнего Паши стоят тазики и банки: с потолка течет. Диван его мамы тоже укрыт полиэтиленом от протечки.

- На ночь мы с сыном оттаскиваем диван ближе к двери - туда, где нет протекающих швов. Спать нам пока приходится вместе, - рассказывает 49-летняя вологжанка Татьяна Кучерова, живущая в доме в Осановском проезде, 10. 

Дом перестроен из бывшего общежития, Татьяна купила здесь в 2017 году две комнаты, вложив материнский капитал. По ее словам, когда въезжали, протечек не было, дом был сухой. Заливать стало два года назад во время весеннего таяния льда. В прошлом году удалось добиться чистки крыши после обращения на платформу «Решаем вместе». В этом году началось хождение по кругу: в администрации посоветовали обратиться в управляющую компанию, а в УК сказали, что дом еще не включен в лицензию и поэтому обслуживать заявки по нему будут лишь с апреля. 

- Я ходила на личный прием к директору УК «Коммунальщик», как посоветовали в администрации. По поводу чистки наледи мне была озвучена стоимость таких работ с вопросом, готова ли я оплатить такие услуги из расчета 6 000 за машину плюс по 300 рублей работникам за каждый час работы. Всего им нужно четыре часа. Но я плачу за содержание дома, плачу в Фонд капремонта, а в итоге у меня все залито, ремонт, который делали в прошлом году, испорчен. И я за все это должна платить? - удивляется Татьяна.

Как горячую картошку

Дом в Осановском, 10, в последнее время управляющие компании «перекидывают» друг другу, как горячую картошку: в прошлом году была УК «Альянс», потом в течение нескольких месяцев - «Экотехстрой», с начала февраля дом решением администрации города передан УК «Коммунальщик». 

149

жалоб на наледь и сосульки на кровле поступило в Центр управления регионом с начала марта.

75 
жителей пожаловались 
на протечки крыш за тот же период. Больше всего жалоб - 
по Вологде (70 обращений), 
30 - по Череповцу. В прошлом году зафиксированно 
339 обращений по очистке крыш от наледи и 79 - по протекающим крышам. 

По информации на сайте Фонда капремонта, фасады здания имеют износ в 80%, а крыша - 50%. Дом стоит в очереди на капремонт в период с 2025 по 2027 год. 

Как пояснил замначальника департамента городского хозяйства Константин Гольд­берг, дом № 10 находится в плачевном состоянии, платежи за коммуналку собираются лишь на 50%.

- Хочу подчеркнуть, что главные ответственные за содержание дома - сами собственники. Именно они должны выбирать форму управления домом и нанимать управляющую компанию, с которой впоследствии могут требовать выполнения услуг. В случае жителей конкретного дома этого не произошло. В результате после ухода прежней УК дом оказался бесхозным, и для него был назначен выбор УК через открытый конкурс, на который никто не заявился. Муниципалитет имеет право назначить УК, что мы и сделали, - пояснил Константин Владимирович.

Однако руководитель Государственной жилищной инспекции Вологодской области Виктор Токарев уточнил, что УК имеет право выполнять работы по текущему содержанию жилья и выставлять счета жителям даже до внесения дома в лицензию сразу после решения муниципалитета о назначении. 

- Выполненные работы собственники должны оплатить, но не в том размере, как предложил директор УК, а в размере платы за содержание имущества, определенной органами местного самоуправления для этого дома, - пояснил он.

Однако директор УК «Коммунальщик» Илья Петров подчеркивает, что, прежде чем взяться за управление домом, которое подразумевает административную ответственность, ему нужен акт осмотра здания, чтобы зафиксировать состояние, в котором оно передается компании. 

- Мне буквально не у кого перенимать дела по дому. В каком состоянии находятся электросети, фундамент, крыша, фасады - никаких документов. Дом фактически нуждается в капремонте, и я не уверен, что норматив, который рассчитан чиновником в кабинете, будет соответствовать реальным расходам на его обслуживание. Нужен прозрачный механизм передачи таких объектов с последующей поддержкой муниципалитета в виде субсидий на последующий ремонт.

После вмешательства в ситуацию «Красного Севера» сторонам удалось прийти к соглашению, что текущие вопросы с очисткой крыши директор УК «Коммунальщик» решит под личную ответственность. 17 марта ее очистили от наледи, но вопросы по обслуживанию подобных домов остаются открытыми. 

По факту управляющая компания должна уведомить жильцов о расторжении договора заранее (сроки и формат уведомления прописываются в договоре), чтобы жители могли найти ей замену. Если собственники не делают этого, то юридически дом находится в пустом правовом поле до тех пор, пока муниципалитет не назначит УК самостоятельно, поэтому ответственность за содержание дома ложится на них самих. 

Хрусть - и пополам

Вечер 15 марта для жителей дома по улице Можайского, 94, оказался совсем не томным: в 21.30 в подъезде № 2 раздался грохот, после чего люди даже не могли выйти из своих квартир, так как двери оказались заваленными рухнувшим на лестницу потолком.

- Мы вызвали спасателей, они полночи откапывали нас из завала, обрезали оставшиеся балки, чтобы сверху никого не прибило. Главное, что мы еще накануне звонили в УК, так как увидели, что балка потолка отходит сантиметров на 20. Они что-то посмотрели, но ничего не сделали, - рассказал житель одной из квартир на втором этаже.

Мы приехали на место происшествия на следующий день вместе с заместителем начальника департамента городского хозяйства Константином Гольдбергом. К 14 часам на лестницах подъезда были кучи песка и бетонной крошки из обрушившихся перекрытий. При этом директор УК «Альянс», у которой дом находится на обслуживании, уверял, что его сотрудники выполняют там работы. 

В тему

• В здании начальной школы села Молочного (на фото) потекла крыша. Местные паблики в соцсетях стали острить по поводу того, что еще в 2019 году школу торжественно открывали после капитального ремонта. «Красный Север» прояснил ситуацию, обратившись за комментарием к директору СОШ № 6 Марине Апостоли.

Она пояснила, что в 2019-м в школе действительно проводился ремонт, однако капитально отремонтирована была лишь крыша спортивного зала. Здание, в котором сейчас обнаружилась протечка, тогда не вызывало нареканий, и был проведен лишь текущий ремонт, поэтому сейчас не идет речи о ремонте по гарантии. Уже составлены сметы на выполнение этих работ, которые будут проведены в нынешнем году. 

• В Кирилловской ЦРБ начала сильно протекать крыша из-за температурных перепадов на улице. Подтапливать стало двухэтажную пристройку к зданию, где находятся приемное отделение и отделение скорой помощи. Сейчас решается вопрос о переводе этих отделений в другое крыло здания.

В пресс-службе департамента здравоохранения Вологодской области пояснили, что в течение зимнего периода крышу здания неоднократно очищали от снега, однако в результате температурных «качелей» и скопления воды произошли намокание перекрытий и их повреждение. 

Сейчас здание обесточено, течь устранена, температурный режим внутри здания поддерживается. Капитальный ремонт крыши произведут в ближайшее время. 

Во время осмотра открывшейся в подъезде кровли и перекрытий видно, что древесина намокла от протечек, это должны были зафиксировать представители управляющей компании. По всей видимости, в какой-то момент деревянные балки просто сгнили и не выдержали собственного веса. 

- Вам следует непременно вызвать УК и составить акт осмотра, чтобы иметь возможность для перерасчета коммунальных услуг и компенсации за ущерб общедомовому имуществу, - порекомендовал Константин Владимирович жильцам. 

Позвонив еще раз директору УК «Альянс», он настоятельно попросил ускорить работы по восстановлению рухнувших балок и не делать перерыва на выходные. 

Кому держать ответ?

В нормальной ситуации за текущее состояние крыши и ее очистку от снега отвечает управляющая компания - в 95% случаев это именно так. Если же в доме выбран вариант непосредственного управления или ТСЖ, то собственники нанимают обслуживающую организацию либо обслуживают дом самостоятельно. 

- Если УК не выполняет своих обязательств и не чистит крышу, то жильцам необязательно разбираться, кто контролирует этот вопрос. Достаточно обращения в администрацию муниципалитета или департамент ЖКХ, и обращение найдет своего адресата, - поясняет Константин Гольдберг. 

Что же касается протечек, то текущий ремонт входит в плату за обслуживание, и жители имеют право его требовать с УК. Если подобное произошло и повреждено имущество, то надо вызвать представителей УК и составить акт обследования, который станет основанием для выплаты компенсации за ремонт. Также УК может выполнить косметический ремонт самостоятельно. Большинство таких претензий решается в досудебном порядке.

Если же представители компании отказываются выходить на составление акта, то достаточно пригласить председателя совета дома, чтобы составить документ. Он будет основанием для последующей претензии к УК. Если собственник не согласен с решением УК, то нужно обращаться в суд, и тогда уже судебная комиссия будет устанавливать стоимость ущерба. 

- К сожалению, наш жилищный фонд ветшает и проблемных домов становится все больше, поэтому жителям волей-неволей приходится становиться более грамотными в вопросах обслуживания ЖКХ и отстаивать свои права, - отмечает Гольдберг.

К примеру, мало кто знает, что два раза в год УК обязана проводить сезонные осмотры домов на предмет протечек кровли. Собственники имеют право запросить эти акты, а если УК отказывается их предоставлять или начинает затягивать дело, стоит задуматься о том, нужна ли вам такая обслуживающая организация.

Ради интереса я решила позвонить в свою управляющую и запросить такие акты. Диспетчер снисходительно отнесся к такому запросу: мол, да, ходим, смотрим, но что мы можем увидеть, мы же не строители. Для понимания, в каком состоянии находятся балки и перекрытия, нужна настоящая экспертиза, которая стоит совсем других денег. 

Но справедливости ради, на электронную почту на следующий день мне прислали уведомление, что кровля и чердак моего дома находятся в удовлетворительном состоянии, а в 2010 году шиферную кровлю заменили на металлическую. 

Самый главный вывод, который я сделала, - то, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». И если жильцы не собирают совет дома, не знают, кто представляет их интересы в УК, не участвуют в собраниях и не принимают решений по управлению домом, то не стоит удивляться тому, что дом рано или поздно преподнесет сюрпризы. 
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: