Идея обучать контролеров восточным единоборствам поддержки не нашла

statics/images/arcticles/072024/10072024x2d3f6f72.jpg
От безбилетников страдает и частный общественный транспорт, и муниципальный.
Фото Игоря Аксеновского

Власти областного центра, похоже, всерьез взялись за безбилетников в общественном транспорте. В планах - проводить совместные рейды с полицией, а троллейбусы и автобусы оснастить датчиками подсчета пассажиров. Своим ноу-хау готов поделиться и Череповец, где зайцев, по словам мэра, давно уже вычисляют, «даже если их уши спрятаны под шапкой». 

Молодежь обнаглела?

- Кондуктором я работаю второй десяток лет и точно знаю: зай­цев стало больше, - делится вологжанка Мария. - Особенно этим грешит молодежь: ты их просишь оплатить проезд, а они тебе в лицо смеются. Вот на днях четверо подростков-«лбов» даже не стали скрывать, что едут бесплатно: сказали, мол, мы одну остановку, похохотали и вышли на следующей. А еще один парень без билета ездит уже лет пять - вырос на наших глазах, все кондукторы его знают. Недавно я спросила: «Тебе уж поди 16 лет?», а он в ответ заржал: «Пас­порт с собой не ношу». Ну и что с такими «детьми» делать?! Высаживать по закону нельзя, а скандалить себе дороже. Да и взрослые сейчас «хороши» - лишь бы обдурить: приложат карточку к терминалу раз, второй, третий, потом давай сканировать штрих-код. Так и «оплачивают», пока не выйдут. А начнешь взывать к совести, так весь автобус встанет на дыбы: чего пристали к человеку - ну не сработала карточка, всякое бывает.

- Сегодня зайцы не осознают, что нарушают закон: для многих «прокатиться на халяву» - за счастье. Тем более что им за это ничего не будет, - сетует директор ООО «ПАТП-4» Евгений Пасхин. Его предприятие обслуживает автобусные маршруты № 37, 48, 14д.

Он рассказывает: только в июне контролеры предприятия выявили 210 безбилетников. Картина будет реалистичнее, если эту цифру умножить на три, а с учетом детей и подростков - и на все 10. Ситуация лучше в автобусах, где людей «обилечивают» кондукторы, и гораздо хуже там, где за все отвечает водитель. Он видит (если салон не битком), как пассажиры идут мимо валидатора, и может попросить по громкой связи оплатить проезд, но этот призыв, увы, действует далеко не на всех. А отдельные личности могут даже сымитировать оплату, приложив к платежному устройству, скажем, скидочную карту магазина. 

- В салонах с кондукторами зай­цы тоже ловчат. К примеру, некий вологжанин, каждое утро садясь в автобус, гордо демонстрировал пятитысячную купюру: мол, у вас все равно сдачи нет. Однажды сдача нашлась - горстью мелочи дядя был недоволен, - вспоминает Евгений Александрович. - Кроме того, многие пассажиры упорно ждут, когда к ним подойдет кондуктор: мол, я готов купить билет, но мне через толпу не пролезть к валидатору. Если же кондуктор их не заметит (не успеет подойти), так и выйдут на остановке с зажатой в кулаке денежкой. Валидаторы, кстати, «отдельная песня»: когда «оплата не проходит», пассажиры «ничего не знают». Кричат: это ваша проблема, у меня налички нет, хотя, если в магазине сломалась касса, вряд ли они вынесут продукты бесплатно. К примеру, на днях, когда утром на пару часов вышли из строя практически все терминалы, в автобусах начались массовые скандалы.

- Безналичный расчет добавляет немало проблем, - согласен с коллегой директор ООО «Такси-Сервис» Олег Оглоблин (автобусный маршрут № 40). - Зачастую валидатор дает пассажиру билет, даже если на его карточке «недостаточно средств». Так, без денег, можно получить пять билетов - только после этого карта отправляется в стоп-лист. Теоретически, когда счет пополнится, долги нам вернут (к примеру, недавно пришел платеж за поездку годовой давности!), но это случается не всегда. Бывает, пассажир заводит по 5 - 10 карт различных банков - все пустые, а значит, мы терпим убытки. 

С весны 2021 года убытков стало еще больше. Тогда в стране заработал закон, запрещающий высадку юных зайцев из общественного транспорта. И все - понеслось, говорят перевозчики. 

- Мы в детстве, случалось, тоже ездили зайцем, чтобы сэкономить на кино и мороженое, - вспоминает Олег Оглоблин. - Но при виде контролеров мы бросались прочь из автобуса - боялись, а нынешние безбилетники не боятся никого. Они с порога заявляют: высадить нас не имеете права. И едут бесплатно - жуют себе чипсы, везут самокаты, а порой и потягивают пивко. К таким безбилетникам контролеры даже не подходят. И это неправильно. Думаю, высадить старшеклассников на ближайшей остановке - это не значит оставить их в опасности. Ведь это не межгород, не зима, не малыши. Подростки уже усвоили свою безнаказанность и явно злоупотребляют своими правами. Вот мы упустим это поколение, а потом будем локти кусать. 

Песня про зайцев

Сейчас наказать безбилетника очень сложно. Все, что может кондуктор, - это попросить его оплатить проезд или выйти на ближайшей остановке. Если заяц заартачится, автобус откроет двери и будет ждать. Можно вызвать и полицию, но пока она приедет, пассажир успеет сто раз уйти, а держать его силой нельзя - запрещает закон. Оштрафовать нарушителя перевозчики тоже не могут, а рейды с участием полицейских проводятся в Вологде крайне редко, сетует Евгений Пасхин.

 

Недавно в автобусе мужчина в полном расцвете сил, у которого не прошла оплата банковской картой, привычно заявил: мол, ничего не знаю, наличности у меня нет. Старушка по соседству, услышав этот разговор, протянула кондуктору свою карточку: я за него заплачу. Кондуктор удивилась, но пенсионерка стояла на своем. Получив «на халяву» билет, мужчина на пару минут задумался, а потом направился к бабушке и подал ей 50 рублей (наличность внезапно нашлась). Правда, бабушка от денег отказалась.

На днях такой рейд все же прошел. Специалисты городской администрации вместе с контролерами ПАТП и людьми в погонах прокатились по 15 маршрутам. На каждом выявили до десяти зайцев. На первый раз их простили (предложили купить билет), а впредь будут наказывать в административном порядке, написал в соцсетях и. о. мэра города Андрей Накрошаев. По его словам, сейчас в Вологде внедряется интеллектуальная система контроля - она уже установлена в 80 новых автобусах. Специальный датчик замеряет, сколько человек вошло в салон, сколько билетов куп­лено. Это позволит определить, на каком маршруте ездит больше всего безбилетников, вычислить их по камерам видеонаблюдения и привлечь к ответственности. 

В Череповце зайцев тоже хватает. Только в прошлом году в муниципальном общественном транспорте контролеры поймали больше 63 тысяч безбилетников - это 3,4% от всех пассажиров. Борьба с нарушителями идет упорная - для этого в городе металлургов еще в 2022 году было разработано свое ноу-хау - расширен штат ревизионного отдела.

- Контролеры в наших трамваях и автобусах уже знают в лицо пассажиров, не оплачивающих проезд, - написал тогда в соцсетях мэр города Вадим Германов. - Как правило, это мужчины крепкого телосложения и высокого роста. Такие зайцы ведут себя нагло, заявляют, что билет покупать не будут, как и оплачивать штраф. Главный аргумент «Что вы мне сделаете?» против женщин-контролеров оставался решающим. Так было раньше. Идея обучать сотрудников ревизионного отдела восточным единоборствам поддержки не нашла, поэтому разбираться с безбилетниками решили иначе. Как только заяц начинает вести себя агрессивно, шофер нажимает тревожную кнопку, закрывает дверь и ждет наряд. Либо автобус снимается с линии и едет в полицию. В этом случае транспортники еще предъявляют зайцу счет на оплату убытков из-за вынужденного простоя.

Если же заяц не агрессивен, на него прямо в трамвае (автобусе) составляется акт, который направляется в отдел транспорта мэрии Череповца. Там сотрудники оформляют протокол о правонарушении, а безбилетника вызывают на административную комиссию, где решается, как его наказать: предупредить или оштрафовать. Первое нарушение обойдется в 500 рублей, повторное - уже в 1 000, рассказала «КС» пресс-секретарь городского департамента ЖКХ Карина Антонова. Одна упорная безбилетница, по ее словам, в этом году уже четыре раза нарывалась на штраф.

Совесть - лучший контролер, а порой пристыдить безбилетника могут и его попутчики, подчеркивает Евгений Пасхин. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: