Счастливый 13-й

statics/images/arcticles/052025/07052025x260929de.jpg
Заложенный на верфях Николаевского судострои­тельного завода осенью 1936-го, эсминец первоначально назывался «Прозорливым» и под этим же именем впервые был спущен на воду.
Фото из архива севасто­польского музея Черноморского флота
statics/images/arcticles/052025/07052025xb9f00c7b.jpg
Сергей Ворков - первый командир эсминца.
Фото с сайта vpk.namе

Командиром легендарного эсминца был выпускник вологодского училища

В боевой летописи Черноморского флота история эскадренного миноносца «Сообразительный» считается уникальной. Имея на борту «суеверный» 13-й номер и десятки раз участвуя в самых рискованных операциях, в том числе под массированными атаками вражеских самолетов, он избежал прямых попаданий бомб и снарядов. Причем на всех этапах долгой жизни эсминца, сначала военной, а потом и послевоенной, заметный след в его биографии оставили люди, так или иначе связанные с Вологодчиной.

Прерванный матч

Заложенный на верфях Николаевского судостроительного завода осенью 1936-го, эсминец первоначально назывался «Прозорливым» и под этим же именем впервые был спущен на воду для ходовых испытаний. Но почти сразу же отправлен обратно в док - на модернизацию. За две недели до начала войны эсминец официально зачислили в состав Черноморского флота уже как «Сообразительный», а его первым командиром стал в ту пору 29-летний старший лейтенант Сергей Ворков.

Во многих военных книгах Сергея Степановича называют нашим земляком. Но это не совсем так. Местом его рождения стал белорусский город Гродно. Правда, вскоре семья переехала в поселок Лальск, входивший тогда в состав Великоустюгского уезда. Окончив семилетнюю школу, Ворков четыре года учился в Великоустюгском речном училище, здесь же, на Сухоне, проходил первую практику. Потом была работа в Печорском пароходстве, ускоренные курсы подготовки командного состава Балтийского флота и направление в Севастополь.

Интересно, что в бухте эсминец «Сообразительный» стоял у одной причальной стенки со звеном катеров, которым командовал уроженец Череповца и будущий Герой Советского Союза Дмитрий Глухов. Его дочь Людмила Дмитриевна, с которой журналистам «Красного Севера» удалось встретиться в 2010 году, рассказала интересный факт. В субботу 21 июня 1941-го должен был состояться товарищеский футбольный матч между «катерниками» и моряками эсминца. Но едва команды появились на площадке, по флоту объявили готовность номер 1 и экипажи вернулись на свои корабли.

И уже 25 июня «Сообразительный» выходит в свой первый боевой поход, в составе отряда прикрытия сопровождая лидеров - большие корабли «Москва» и «Харьков» - в набег на румынский порт Констанцу. Тот рейд, к сожалению, оказался для черноморцев крайне неудачным. Один из больших кораблей подорвался на мине и затонул, другой получил серьезные повреждения. Но именно «Сообразительный» взял под свою опеку заметно потерявший ход «Харьков» и смог благополучно довести его обратно в Севастополь.

Стал гвардейским

После того как гитлеровцы прорвались в Крым и с суши осадили Севастополь, эсминец перебазировался в Новороссийск, но продолжал регулярно появляться у южного берега Крыма, доставляя в сражающийся город подкрепление и боеприпасы. Каждый такой выход под огнем дальнобойной артиллерии гитлеровцев и многочисленными атаками пикирующих бомбардировщиков был сопряжен со смертельным риском. Но удивительное везение, помноженное на отменную выучку моряков, помогало «Сообразительному» невредимым выходить из самых страшных передряг.

В тему

В годы войны моряки эсминца храбро сражались не только на море, но и на суше - более 100 человек экипажа пополнили ряды морской пехоты. В их числе и старший матрос Валентин Ходырев, участник знаменитого десанта Ольшанского. Вместе с двумя уроженцами Вологодской области - Владимиром Очеленко и Иваном Дементьевым - он входил в состав небольшого отряда десантников, в марте 1944-го высадившегося в порту города Николаева и двое суток отражавшего атаки превосходящих сил противника. Когда в город ворвались наши части, из 67 десантников в живых оставалось только 11, обожженных и израненных. Все моряки десанта Ольшанского стали Героями Советского Союза. Большинство из них - посмертно.

Мастерство командира и команды помогло спасти эсминец и во время самого тяжелого похода в феврале 1942-го. Во время очередного рейса в Севастополь «Сообразительный» попал в восьмибалльный шторм. Огромные волны смыли с кормы часть глубинных бомб и повредили верхнюю обшивку корпуса. Через трещины в трюмы стала поступать вода. Тем не менее полузатопленный корабль смог добраться до спасительной севастопольской гавани, доставив в город столь нужные нашим войскам артснаряды. Но только хотели идти обратно, налетели бомбардировщики. Эсминцу пришлось маневрировать и ставить дымовую завесу. Несколько бомб взорвалось совсем рядом, усугубив полученные в шторм повреждения. Тем не менее «Сообразительный» смог благополучно вернуться в Новороссийск.

Не менее трудным стал и выход в море в конце июня 1942-го. Севастополь еще сражался, но немцы уже вышли на его окраины. Последним большим кораблем, сумевшим вырваться из осажденного города, стал лидер «Ташкент», на борту которого разместились больше 2 000 эвакуируемых раненых бойцов, а также женщин и детей.

Атакованный на переходе немецкими самолетами, лидер стал крениться на бок, возникла угроза затопления. На помощь «Ташкенту» бросился «Сообразительный», сам под завязку груженный боеприпасами. Зенитчики эсминца своим огнем отогнали вражеские самолеты и за 20 минут по перекинутым сходням приняли с «Ташкента» 1 975 человек. При возвращении кораблей в Новороссийск немцы еще раз попытались атаковать эсминец, но потеряв один самолет, быстро угомонились.

Однако уже при подходе к причальной стенке едва не случилась трагедия. Пережившие ужас бомбардировок эвакуируемые всей массой хлынули на один борт, стремясь поскорее ступить на спасительный берег. Лишь благодаря тому, что команда успела забросить швартовые концы и закрепить корабль, худшего удалось избежать - эсминец навалился на причал левым бортом с креном в 15 градусов, но не перевернулся.

Всего за два с половиной года активных действий на море на счету «Сообразительного» 218 боевых походов и участие во всех значимых операциях Черноморского флота, в том числе по обеспечению высадки десантов в Керчи, Феодосии и под Новороссийском. За это время корабль более 400 раз был атакован вражескими бомбардировщиками, но ловко уворачивался от бомб, в свою очередь сумев сбить пять вражеских самолетов. 

За все время войны среди экипажа не было боевых потерь. Правда, во время одного из ремонтов взорвался котел и пятеро моряков, к сожалению, погибли. Но это происшествие еще больше сплотило команду, и вскоре эсминцу было присвоено почетное наименование «гвардейский».

Адмиральские стрельбы

После победного мая 1945-го «счастливый 13-й», как его прозвали на флоте, оставался в строю еще больше двух десятилетий, неоднократно модернизируясь и меняя свою специализацию. В конце 50-х он был перестроен в спасательное судно, причем мастером сварочных работ на Севморзаводе был другой наш земляк - Владимир Боряев, представитель так называемого послевоенного трудового десанта в Крыму. 

В начале 60-х бывший «Сообразительный» снова меняет «профиль», становясь плавучей целью для отработки учебных стрельб. Из оставленных Владимиром Боряевым воспоминаний следует, что в  1963 году в Севастополе проводились выездные курсы подготовки слушателей военно-морской академии. И лучший результат в стрельбах тогда показал уроженец Шекснинского района Алексей Калинин, который через 20 лет станет адмиралом и командующим Черноморским флотом. Что же касается «Сообразительного», то в 1966 году он был окончательно выведен из состава ВМФ и разобран на металл. Но его имя не ушло в небытие. Еще тогда же, в 60-е, воды Черного моря стал бороздить БПК «Сообразительный» (большой противолодочный корабль), известный у севастопольцев как «поющий фрегат». Корабли этой серии при работе газотурбинных двигателей издавали мелодичный звук, действительно напоминавший пение.

А в 2010-м году со стапелей Санкт-Петербурга был спущен «Сообразительный» в третьем поколении - одноименный и первый серийный корвет проекта 20 380.

Максим Володин

 

История

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: