Жители Донбасса просят помощи

statics/images/arcticles/092022/28092022xe64b6d7e.jpg
Фото Игоря Аксеновского
statics/images/arcticles/092022/28092022x66ec6943.jpg
Алчевск - второй по величине город ЛНР - во многом похож на Череповец. Здесь также есть металлургический завод и прямые, уходящие вдаль проспекты, по которым и станут курсировать подаренные вологжанами автобусы.
Фото Даниила Зинченко
statics/images/arcticles/092022/28092022xc3fb903d.jpg
Всего предстоит отремонтировать 2 250 метров дорожного полотна, работы должны завершиться к середине октября.
statics/images/arcticles/092022/28092022x01a500e1.jpg
Шесть новых «ПАЗиков», оснащенных системой наклона пола для заезда маломобильных пассажиров, позволят возобновить перевозки на двух востребованных городских маршрутах.
statics/images/arcticles/092022/28092022x4b07cab0.jpg
Жилой дом в Алчевске, где погибли бабушка и внук.
Фото автора
statics/images/arcticles/092022/28092022x95cef22d.jpg
«Пора домой!» - эту мелодию мы слышали и в местной музыкальной школе, ее же исполнял и уличный гармонист в сквере у администрации.
Фото Игоря Аксеновского

«Вологодские, значит? Вологодским мы всегда рады!» - с этими словами одетый в камуфляж пограничник поднял шлагбаум, пропуская машину на территорию Луганской Народной Республики. Так началось наше путешествие в Алчевск, ставший с недавних пор подшефным городом нашего региона.

Знакомые лица

В приграничных районах ЛНР, не затронутых боевыми действиями 2014 года, внешне - мирная жизнь. Обработанные поля, приветливо распахнутые двери придорожных магазинчиков и спешащие на уроки школьники с ранцами. Но чем ближе к Луганску, тем сильнее реальность военного времени, затянувшегося для Донбасса на долгие восемь лет: блокпосты с бетонными заграждениями, военные «Уралы» с буквой «Z» на бортах, хмурые, но решительные лица луганских военных. 

Мы приехали в ЛНР в самый разгар украинского контрнаступления, когда приходили тревожные сводки и колонны санитарных машин с ранеными. Но какой-либо паники на лицах людей не заметили. Все, с кем удалось пообщаться, говорили одно: «За свою родную землю будем драться до последнего патрона». 

В здании администрации Алчевска - первая приятная встреча: мэр Вологды Сергей Воропанов привез городу гуманитарную помощь. Причем среди встречающих - еще одно знакомое лицо: это заместитель начальника управления по работе с общественными проектами и молодежью департамента внутренней политики области Виталий Кобыльников. Он рассказал, что в ЛНР бывает регулярно с июня, живет в гостинице, проблем, чем занять себя по вечерам, не имеет, так как работать приходится допоздна.

Последние годы дались Луганской республике крайне непросто. Украина не только регулярно обстреливала города и поселки ЛНР, но и пыталась задушить не покорившийся Донбасс экономически. Ограниченного республиканского бюджета едва хватало на самые неотложные нужды, а на благо­устройство и капитальные ремонты оставались крохи. Но теперь с помощью вологодских стройматериалов и техники город стал постепенно преображаться.

В списке вологодской поддержки - не только стройматериалы и гуманитарка. В этот раз вологжане привезли алчевским военным полторы сотни детских писем со словами поддержки участникам СВО. К каждому письму прилагался самодельный значок с трогательной надписью - эти подарки юные вологжане готовили вместе со своими родителями.

Забирать письма в администрацию города приехал заместитель командира одной из частей ЛНР Александр Ромах, весельчак и балагур, а еще - человек-легенда. В ополчении ЛНР он с первых дней русской весны 2014 года. Участвовал в боях за Луганский аэропорт и в ликвидации Дебальцевского выступа. А вот в родном селе не был восемь лет: эта часть Луганщины долгое время оставалась под властью украинских националистов. Союзным силам удалось освободить село 6 марта, и только 7-го офицер-ополченец смог наконец-то увидеть свою мать, которой все это время не смел писать даже писем: боялся, что мать расстреляют. С родственниками ополченцев боевики украинских нацбатов не церемонились. Да и не только с ними.

- В первые дни боев мы брали много пленных из числа мобилизованных украинцев. Часть затем меняли на наших пленных ополченцев, - рассказывает Александр Ромах. - А через месяц смотришь - знакомые лица снова в плену по второму разу! Как же так, спрашиваю, вы же божились больше не брать в руки оружие! Отвечают, что после обмена дали им пару дней отдохнуть, а потом в хату вваливаются националисты и СБУшники. Мол, выбирайте: или 15 лет лагерей за государственную измену, или снова на передовую. Большинство украинцев, естественно, выбирает второй вариант. Но, оказавшись на фронте, при первой же возможности они сдаются в плен снова - уже добровольно.

Хотя принижать способности украинских войск все-таки не стоит - об этом нам говорили все наши военные собеседники. Натасканные натовскими инструкторами, воевать украинцы научились, тем более что на их стороне теперь потоки западного оружия, да и в выборе средств ведения войны они не ограничены, прибегая подчас к самым подлым приемам.

- Заходишь в освобожденное село - люди плачут, и не только от радости, - говорит сопровождающий Александра Ромаха сослуживец Андрей. - Отступая, националисты с ближайшего пригорка посылают жителям села «последний привет» - несколько минометных снарядов. Бьют без разбора, куда придется: мстят за свои неудачи. Они думают, что возмездия им не будет. Но будет, еще как будет!

Нам действительно подарили надежду на нормальную жизнь, а главное - делом доказали, что мы не одни. Что с нами не только вся Россия, но и Вологодская область, жителям которой мы говорим огромное спасибо!

Иван Держий,
и. о. руководителя администрации Алчевска

На этих словах раздается грохот: на малой высоте, едва не задевая верхушки деревьев, в сторону запада с ревом проносятся два фронтовых бомбардировщика. Это напоминание о том, что линия фронта проходит от Алчевска всего в 50 километрах. 

Вкус вологодского мороженого

Пользуясь случаем, отправляемся смотреть объекты, где работали вологодские подрядчики. В их числе - и детский сад № 2 «Мечта», самый большой в Алчевске. Его группы посещает более 200 ребятишек.

Пока представители Вологды дарят детям сладкие подарки, общаемся с персоналом. 

Воспитатель Анна рассказывает, что средняя зарплата у нее - 25 тысяч. По алчевским меркам это неплохие деньги. С началом специальной военной операции часть семей с детьми уехала в Россию, но потом практически все вернулись. Отводят детей в сад и забирают только мамы, бабушки да старшие дети: все отцы - на фронте. Мужчин на улицах Алчевска действительно немного: еще до начала СВО в Луганской республике была объявлена мобилизация. 

Вологодские подрядчики работали в «Мечте» в июле. Нареканий к их работе нет, наоборот, - одни благодарности. 

- За 10 дней поменяли сразу 87 окон, а до этого отремонтировали кровлю, - рассказывает Анна. - Летом у нас бывает невыносимо жарко, особенно на крыше. Поэтому вологжане вставали в четыре утра, завтракали и шли работать где-то до 11 часов, потом еще - с 17 до 21 часа. Сделали все хорошо, на совесть, даже несколько раз звонили, интересовались: как там кровля, все ли нормально?

После «Мечты» заходим в расположенную неподалеку школу № 1 Алчевска, на новомодный манер называемую теперь городским коллегиумом. Встречают нас как старых знакомых. И это действительно так: минувшим летом более 500 алчевских ребят по приглашению властей региона смогли отдохнуть в наших оздоровительных лагерях, приезжали на школьный медиафорум. 

- Мы были в лагере «Лесная сказка» вместе с вологодскими ребятами, - делится воспоминаниями десятиклассник Тимур Фролов. - К нам приезжал ваш губернатор, рассказывал про разные идеи для старшеклассников. Было реально круто! Мне все очень понравилось, а особенно - вологодское мороженое!

- А мне запомнился Музей кружева и как на колокольню Софийского собора поднимались, - подключается к беседе Катя Орач. - Красивый вид у вас там сверху открывается, аж дух захватывает!

Удается побывать наверху и нам, но уже в Алчевске. С разрешения местных властей для небольшой фотосессии поднимаемся на крышу самого высокого здания города - четырнадцатиэтажки. 

Основную часть пути проделываем на лифте, по местным меркам это настоящая роскошь! Сейчас в городе работает едва ли десятая часть лифтов: все это последствия 23-летней украинизации, когда деньги госбюджета разворовывались или шли на что угодно, но только не на поддержание инфраструктуры городов Донбасса. Не смогли пережить 90-е годы Алчевский хлебозавод, молочный комбинат и ряд других предприятий. В плачевное состояние пришел и местный водопровод. Обычно вода в многоквартирные дома подается здесь с 17 до 22 часов. И по сравнению с другими городами Донбасса это еще хорошо. Есть места, где вода в кранах появляется лишь на два-три часа, да и то не каждый день.

На ночевку отправляемся в Перевальск - соседний с Алчевском город. Еще на подъезде чувствуется запах гари: сутки назад тут был прилет. Украинские вояки, скорее всего, из американской HIMARS, зачем-то ударили ракетами по местному училищу. Часть здания обвалилась, всюду мусор, битое стекло. А у ограды среди россыпи цветов - портрет совсем еще юной девушки-первокурсницы, погибшей при ударе.

Украино-натовские ракеты прилетели в 7.40 утра и попали аккурат в общежитие при училище. Итог этой варварской и бессмысленной атаки - один погибший подросток и еще семеро раненых.

- Она маленькая была, худенькая, на вид совсем еще ребенок, - рассказывает со слезами на глазах работница училища Людмила. - За что ее убили, за что?!

У самой Людмилы на лице - две свежие царапины. В момент удара она была на вахте общежития. Взрывной волной ее выбросило в коридор, посекло осколками разлетевшихся окон.

Кстати, рядом с разбитым училищем Перевальска начинается улица Вологодская. Почему и когда ее так назвали, жители не знают, говорят: «Всегда такой была».

На Вологодской - продуктовый магазин. Цены на большинство товаров - примерно как в России. На ценниках - два номинала: стоимость в рублях и в гривнах. ЛНР уже давно перешла на расчеты в рублях, но на переходный период гривна оставлена в обороте.

Больше 90% продукции на прилавках - российского производства плюс луганские конфеты да донецкая выпечка. Нашлись в ассортименте и череповецкие спички. По словам продавца Галины, пару раз привозили и «Вологодское масло». Ждут еще.

Зарплата у Галины - 300 рублей в сутки. Но и на такую соискателей хватает. В Алчевске и Перевальске сейчас много беженцев, согласных на любую работу. Причем беженцев не только из освобожденных районов ЛНР, но и из городов, всегда находившихся под контролем республики. На них сейчас также участились украинские налеты. И за каждым из них - разрушенный дом или чья-то оборванная жизнь.

Достается и Алчевску. В середине июля под обстрел попало троллейбусное депо. Два человека погибли, сгорела производственно-ремонтная база. Троллейбусы по Алчевску теперь не ходят и ходить больше не будут: в городе идет демонтаж контактной сети.

Еще одно страшное место - многоквартирный дом на улице Ленина с частично обгоревшей и развороченной стеной. Украинский прилет пришелся в одну из квартир на восьмом этаже. Погибли бабушка и ее внук. Сильная взрывная волна выбила окна в расположенной рядом гимназии. Пострадал и находящийся во дворе многоэтажки детский сад: глазницы выбитых окон в нем до сих пор затянуты пленкой.

Во дворе детсада встречаем делегацию правительства Вологодской области во главе с заместителем губернатора, начальником департамента внутренней политики Евгением Богомазовым. Сопровождающая его руководитель местного управления образования Виктория Кайнара рассказывает, что в результате недавних обстрелов пострадали гимназия и сразу три детских сада. В гимназии вологодские ремонтники уже вставили 46 оконных блоков, а вот как быть с детсадами - не совсем понятно.

Представители вологодского правительства заверили, что область не бросит своих соотечественников в беде и найдет дополнительные возможности, чтобы решить проблему с пострадавшими детскими садами. Работы по остеклению (а всего предстоит вставить около 300 окон) должны завершиться в первой половине ноября.

Детей из пострадавших дошкольных учреждений временно разместили в других детских садах. В каждом из них оборудованы убежища.

Воспитатель Елена Гурко говорит, что только в августе и первой половине сентяб­ря воздушные тревоги объявлялись пять раз. Дети постарше уже научены, что нужно делать в подобных случаях, а вот для двух- и трехлетней малышни каждая эвакуация в убежище - это стресс. Плач не смолкает до вечера.

- Все мы хотим мирной жизни, а дети - особенно, - вздыхает Елена. - Пусть будут прокляты те сволочи, которые сознательно стреляют по детским садам и школам. Им нет и не может быть прощения!

С правом на надежду

В отличие от детских садов школы Алчевска сейчас пусты: из-за существующей опасности все ученики переведены на удаленку. Но в этот день несколько первоклассников вместе со своими родителями все же пришли в гимназию. Евгений Богомазов вручил им наборы «Первый раз в первый класс» - точно такие же, какие получают теперь все начинающие вологодские школяры.

Губернатор Олег Кувшинников попросил передать алчевцам свои самые искренние поздравления по случаю 127-летия города.

В это время на площади перед администрацией уже стоял подарок от вологжан - шесть низкопольных автобусов «ПАЗ» с надписью на бортах «Вологодчина - Алчевску».

Из-за непрекращающихся обстрелов территории ЛНР все массовые мероприятия в Алчевске отменены. Но на площади, где проходила церемония передачи автобусов, стихийно собралось около сотни местных жителей. Для них новый транспорт сродни настоящему чуду: такого здесь не было много лет.

Также в рамках договора о сотрудничестве между правительством Вологодской области и Алчевском в городе начались работы по ремонту дорожного полотна на двух магистральных улицах. 

- После того как вологжане стали помогать Алчевску, а в самом городе на полную мощность вновь заработал металлургический завод, у людей наконец-то появилась надежда, что все плохое уже позади, - рассказал нам известный алчевский журналист Вадим Погорелов, ныне возглавляющий в администрации отдел по связям с общественностью. - Практически прекратился отток населения, кто-то даже стал возвращаться обратно, и сейчас в городе - порядка 70 тысяч жителей. Есть и еще один показательный факт. Если в начале весны однокомнатную квартиру тут можно было купить практически за бесценок, за две, максимум - три тысячи долларов, то теперь, когда позитивные перемены стали действительно видны, цены на недвижимость выросли в три раза.

Мы уезжали из Алчевска под звуки доносившейся из окон музыкальной школы мелодии «Пора домой!», ставшей своеоб­разным гимном воссоединения российских земель. А все алчевцы на прощание говорили примерно об одном - мы устали не только от обстрелов, но и от неопределенности, и ждем - не дождемся референдума о своем будущем, которое связываем только с Россией. Тогда еще никто не знал, что всего через несколько дней их мечта станет явью, и референдум наконец-то состоится. Его окончательные итоги пока не подведены, но в самом исходе волеизъявления, судя по настроению людей, можно не сомневаться. Четыре русскоговорящих региона возвращаются домой, став частью единой и готовой защитить их большой страны.

Максим ВОЛОДИН

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: