Про куклы, или Почему нужно ходить в театр

statics/images/arcticles/062018/28062018x081fc67e.jpg
Чехи на «Голосах истории» угостили «Пряничным домиком». Играли на родном языке, но все было понятно.
Фото Сергея Юрова

С детства я очень люблю куклы. Не в том смысле, что я их коллекционирую и шью для них наряды, хотя, когда была маленькой, мастерила одежки пупсикам и куклам из картона. Я люблю кукол, которых оживляют артисты.

У нас в Кривом Роге не было кукольного театра. Впервые я увидела настоящее кукольное представление (детсад не считается) в пионерском лагере, примерно после четвертого класса. Это была «Царевна-лягушка». С каким нетерпением я ждала, когда жаба превратится в красавицу! Как было интересно посмотреть, какой именно она будет, в каком платье! Ожидания не обманули. Платье оказалось из зеленой парчи. Кукла с огромными голубыми глазами, моргающими длиннющими ресницами была, как я теперь знаю, тростевая. Она поворачивала голову, поправляла руками волосы и раскрывала рот, когда кто-то незримый произносил слова. Для меня и моих сверстников это было настоящим чудом. Для нас она была действительно живая! Как же хотелось узнать, кто там прячется за ширмой и делает куклу поющей и танцующей. Эти люди казались мне необыкновенно счастливыми волшебниками.
Оставшиеся два месяца лета я провела у бабушки в Пятихатках. Мои двоюродные сестры и их соседи-сверстники почти никуда не выезжали из своего райцентра, так что рассказы о пионерском лагере и кукольном спектакле их очень впечатлили. Чтобы искупаться в лучах славы кукловодов, я предложила поставить «Царевну-лягушку» своими силами. Неделю мы сооружали декорации из досок, тряпок и картона, красили, клеили, шили. Головы кукол мы с сестрой сделали из теннисных шариков, нарисовали фломастером глаза и приклеили ресницы. Одежда - из лоскутков, короны - из картона.
Зрители купили билеты за вишневые листья, заняли места на табуретках, и с интересом наблюдали за приключениями сказочных героев. Получилось не так, конечно, как в настоящем театре, но лавры кукловода мне все-таки достались.
Потом мы часто мастерили кукол из кукурузы, заплетая им косы из «волос», поросят из перезрелых огурцов и кабачков. А однажды дома я изрезала свою большую пластмассовую куклу, чтобы сделать из нее эстрадную артистку. Пока шел процесс, я прятала детали под ванной, чтобы не влетело за испорченную игрушку.
Мою мечту побывать за ширмой настоящего кукольного театра осуществили мои дочки. На телеканале «Вологда», где я работала в 90-е, выходила передача «Вечерняя песенка». По сути - «Спокойной ночи, малыши!», но вместо Хрюши и Степашки были наши мальчик Леша и обезьянка Тимоша. Водили кукол замечательные ребята из «Теремка» Сережа Коновалов и Володя Доценко. Понятное дело, что благодаря такому блату мы могли не просто приводить своих детей бесплатно на представления в «Теремок», но еще дяденьки разрешали им после спектакля зайти за кулисы и посмотреть, как там было. А еще аккуратно потрогать кукол и даже чуть-чуть поиграть. Это было счастье!
Я никогда не удивлялась тому, что в кукольном театре идут спектакли для взрослых, поскольку в детстве старалась не пропустить в телепрограмме «Необыкновенный концерт» Образцова. Мне всегда странно слышать, когда кто-то говорит, что кукольный театр только для детей, так же как и театр для детей и молодежи только для детей и молодежи. Тогда уж нужно и мультфильмы смотреть только детям. Театр - для всех. И в этом можно было убедиться, побывав на кукольных спектаклях, прошедших недавно в Вологде в рамках фестиваля «Голоса истории». Кто-то выразился, что кукольные театры, которые впервые принимали в нем участие, стали изюминкой фестиваля. Я бы сказала, что не изюминкой, а той самой вишенкой на торте, без которой театральный праздник не оказался бы таким вкусным и запоминающимся.
Всего на фестивале показали восемь кукольных спектаклей. Я посмотрела шесть. Один пропустила, потому что в программе он был заявлен в одно время с другой постановкой и пришлось делать выбор. Восьмой шел вне программы в Кириллове, куда в рабочее время добираться было не с руки. Еще то, что действительно стоило увидеть, - мастер-класс Виктора Антонова – художника-постановщика, лауреата «Золотой маски». «Витя, ты просто - чернокнижник. Так работать с куклами нереально», - сказала ему после мастер-класса директор театра кукол «Теремок» Елена Бухарина. А пропустила я это волшебство потому, что как раз в это время был пресс-клуб с творческой группой спектакля «Письмовник», художник-постановщик которого, также Антонов (ну, это вопросы к организаторам).
Тем не менее увидеть на фестивале все - нереально. И как выяснилось теперь, самое лучшее было показано именно в специальной программе кукольных театров. Потому что все спектакли - лауреаты множества премий, в том числе «Золотой маски».
Началось все с комической музыкальной оперы Вологодского областного тетра кукол «Теремок», смешной и помпезной. Почему помпезной? Да потому, что декорациями спектаклю «Дон Жуан» служила уменьшенная точная копия зрительного зала театра La Scala. 
Мистики в программу фестиваля добавили кукольники из чешской Остравы. Спектакль «Пряничный домик» с настоящей Бабой Ягой, лесными призраками и счастливым финалом пугал и радовал маленьких зрителей. И это был, пожалуй, единственный из увиденных мною спектакль фестиваля, который предназначался в первую очередь для маленьких зрителей.
Настоящий кайф словили те, кто в среду вечером выбрал поход в «Теремок». История странствий и ожиданий «Одиссей» театра кукол «KARLSSON HAUS» из Санкт-Петербурга рассмешила публику до слез. Не зря дуэт Михаила Шеломенцева и Ильи Лисицына, который с легкостью справлялся с бочками-декорациями и ролями всех героев гомеровской поэмы, по мнению профессионального жюри фестиваля, получил приз за лучший творческий коллектив.
На следующий день театр «ТРИО» из Бургаса представил легкое и задорное музыкальное путешествие по миру «Оттуда и отсюда». Поставила его Христина Арсенова, уже работавшая в качестве постановщика в вологодском «Теремке». И снова публика в восторге!
Но это было еще не все. Участники фестиваля с нетерпением ждали «Письмовник» Московского детского камерного тетра кукол. Каждый зритель в этой истории нашел что-то свое, близкое и родное. Вы можете представить, что на кукольном спектакле можно заплакать? Тогда посмотрите «Письмовник» - вариацию по роману Михаила Шишкина. Поставили ее Борис Константинов, художник Виктор Антонов и композитор Владимир Плисс. Кто смотрел их «Кармен», поймут, что ребята сотворили очередной шедевр. На фестивале «Письмовник» получил сразу две премии от профессионалов - за лучший спектакль и специальный приз театральных критиков.
Еще одной бесспорной удачей фестиваля стал спектакль «И дольше века длится день» творческого объединения «ТАРАТУМБ» и Музея истории ГУЛАГа (Москва) по одноименному роману Чингиза Айтматова. Уникальность в том, что до последнего дня не было уверенности, что показ состоится, поскольку занятые в постановке актеры работают в разных театрах по очень плотному графику. Изящными куклами (художник Виктор Никоненко) управляли драматические актеры, и, как рассказали режиссеры спектакля Ольга Шайдуллина и Антон Калипанов, это был их первый опыт работы в этом жанре. И это было незабываемо и трогательно.
Не забудутся и встречи творческих коллективов с журналистами, когда можно было спросить о чем хочется. И все гости дружно восторгались Вологдой, техническими службами театра «Теремок» и директором Еленой Бухариной.
И напоследок. Сама себе завидую, что все это увидела. Театр начинается не с вешалки, а с того момента, когда ты собрался в него пойти. Пока ты покупаешь билет, одеваешься, идешь - уже начинается театр. Это не здание, где пройдет спектакль, а целый процесс - от сборов до послевкусия. Ходите в театр. Даже если вам не понравится спектакль, хуже от этого вы действительно не станете. Но может случиться так, что, оставшись дома, вы можете пропустить что-то самое важное для вас.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: