В Вологде изучали влияние народного костюма на современную одежду

statics/images/arcticles/022023/08022023x51851b7b.jpg
В фольклорно-этнографический клуб «Василиса» (Пушкин) приходят целыми семьями.
Фото со страницы фольклорно-этнографического клуба в соцсети «ВКонтакте»
statics/images/arcticles/022023/08022023x8147a660.jpg
Верховажские традиционные костюмы гости рассматривали в деталях: крой, цвета, технологию рукоделия.
Фото со страницы Центра народной культуры в соцсети «ВКонтакте»
statics/images/arcticles/022023/08022023x5d86bfb2.jpg
Руководитель ателье Татьяна Шеулина (в центре) и ее модели в современной одежде, сшитой под влиянием народного костюма.

Картинная галерея на три дня превратилась в «место силы» для мастеров и исследователей народного костюма со всей страны. Одной из центральных тем конференции стало обсуждение: какова судьба традиционного костюма в наше время? 

Время не истекло

- Традиционный народный костюм находится сейчас в центре внимания и исследователей, и модельеров, и многих других специалистов, - так начала свое выступление Татьяна Зимина, хранитель фондов отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). - Кем-то движет идея познания собственных корней, кто-то занят углублением знаний об истории, кто-то приходит к костюму через интерес к технологии, желая узнать секреты мастеров прошлых столетий. 

В рамках межрегиональной конференции «Традиционный народный костюм: история и современность» увлеченные люди рассказывали, как воссоздают наряды, ищут информацию о старинных технологиях рукоделия, применяют свои знания в пошиве современной одежды. Причем последнее важнее было продемонстрировать, а не описать словами.

Модный показ организовала руководитель ателье «Русское» из Вологды Татьяна Шеулина.

- Для этих моделей я выбрала характерный для вологодского народного костюма темно-синий цвет, цвет индиго, - прокомментировала она дефиле девушек в свободных, но не мешковатых длинных платьях женственного фасона. - Как видите, одежда может быть использована в современной жизни, но в ней - народные традиции, например, присутствует многослойность, есть подъюбник, а также складочки, характерные для сарафанов. 

У других моделей она обратила внимание на оформление рукавов платьев в стиле русских рубах - фонариками, при этом красиво подчеркивающих кисти. В ярком красном платье явно проглядывали мотивы знаменитого красного сарафана, а его крой был копией кроя тотемской ситцевой исподки: спереди и сзади - кокетка, в рукаве - ластовица. 

А в пошиве жилетов, где за основу взята старинная русская корсетка, она вообще ничего не меняла и не осовременивала: похожие вещи, сшитые полностью по этнографическим образцам - как с рукавами, так и без, - есть в гардеробе многих женщин, выполняя функцию одновременно жилета и жакета и очень украшая силуэт пышными юбками. 

- Через внешний вид женщины в такой одежде устанавливается связь между современностью и традициями, орнамент и декор подчеркивают достоинства девушки: доброту, умение ладить, чистоту, целомудрие. Мужчины трепетно относятся к таким женщинам, - считает Татьяна Шеулина. 

«Женщины становятся красавицами!»

Педагог дополнительного образования Череповецкого Дворца детского и юношеского творчества им. А. А. Алексеевой Лариса Розова приводит примеры, как детали народного костюма осваивает современная мода.

- Что такое современная мода и народный костюм в общепринятом понимании? - рассуждает она. - Если говорить обобщенно, то народный костюм на современную моду, конечно, повлиял - возможно, не сам по себе как этнографический комплекс, а какие-то его детали, элементы, сочетание цветов, формы. Например, сегодня в работе многих дизайнеров и модельеров очень часто встречаются девичьи венцы, напоминающие ободки на голову. И на подиумах высокой западной моды нередко дефилируют в коллекциях, прямо или косвенно «отсылающих» к так называемому «русскому стилю». Есть современные модельеры, которые изготовляют одежду с использованием традиционных кроя, ткани, фактуры, рисунка, хотя прямо не копируют конкретного этнографического образца. А есть направления, в которых специально ищут способ «вписать» традиционные реплики народной одежды, может, с небольшими изменениями, в современный образ.

Лариса Евгеньевна отмечает, что сейчас в нашей стране существует очень большой интерес к народному костюму, даже можно сказать, что обозначилось целое движение увлеченных людей, к которому присоединяются и дети, и взрослые.

- Они стремятся изучать традиции в подлинном виде. Осваивают ткачество, причем все его сложные виды, вышивку. Даже сами восстанавливают старинную технологию набойки по ткани, золотное шитье. Наверное, это связано с тем, что мы долго были лишены своей подлинной традиционной культуры, - считает она. - Еще при Петре Первом сословная верхушка была вынуждена сменить традиционные одежды на костюмы западного образца, а позже, в конце XIX - начале XX века, с развитием мануфактур, рукодельные навыки во многом стали утрачиваться... После революции были случаи, когда в колхозах не начисляли трудодней женщинам, которые продолжали ходить в сарафанах. Но желание знать, кто я, откуда, каковы мои корни, сидит в каждом. Ну и кто хоть раз примерил на себя народную одежду, тот никогда не откажется от желания это повторить. Все женщины становятся такими красавицами!

Почему это не в учебниках?

Конечно, помимо показа современной одежды, было много дефиле и в собственно народных костюмах. Так, юные жительницы Верховажья, которые стали живой иллюстрацией для доклада директора Верховажского районного историко-художественного музея Ирины Дубовой, буквально оказались в кольце: мастера и исследователи пристально рассматривали каждый элемент одежды, фотографировали крой, детали, орнаменты, будто история позволила в буквальном смысле прикоснуться к себе. 

«Почему, почему же это прекрасное еще не в мультфильмах, не в кино, не в учебниках для детей?! - написала в социальных сетях череповчанка Татьяна Кузьмина. - Сколько любви, трудолюбия, терпения, какой романтический взгляд на народную культуру! Люди восстановили технологию изготовления головного убора. Выткали вручную ткань, вышили, сделали набойку, восстановили крой, сшили вручную! Выткали радужные волшебные пояса».

Одна из таких увлеченных людей, автор доклада о весьегонских тканых поясах, - Надежда Баринова, ведущий специалист тверского областного Дома народного творчества.  

- В традиционных головных уборах мне встречалась косая стежка - редкий вид вышивки, - рассказывает она о том, как современные мастера осваивают ушедшие, казалось бы, в небытие ремесла. - Если мы хотим делать такие головные уборы, то ее нужно освоить. В литературе косая стежка описана, например, в курсе женских рукоделий для института благородных девиц, но нужны учителя, а людей, которые владеют этим искусством, в стране очень мало. Как их найти? Мне повезло: судьба свела меня с мастером из Марий Эл, которая проводила мастер-класс по косой стежке у нас в Твери. Потом мы встретились снова, уже в Москве, и мои знания стали глубже, потом наши пути снова пересеклись…

Сейчас Надежда Евгеньевна уже может повторить косую стежку, но, признается мастерица, пока для нее в народном костюме больше вопросов, чем ответов. 

Народный костюм

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: