Правомерно ли продавец отбирает у покупателя книгу?

statics/images/arcticles/042019/10042019x81326956.jpg
Не каждую книгу можно купить, взглянув лишь на обложку: некоторые требуют тщательного изучения независимо от того, довольны продавцы таким поведением покупателя или нет.
Фото с сайта autogear.ru
До поезда оставалось еще три часа, и пассажирка решила присмотреть подарок десятилетнему внуку. В одной из торговых точек в районе вокзала она увидела «Энциклопедию только для мальчиков», попросила у продавца ее показать. Но изучить содержание не успела: хозяйка павильона в категоричной форме потребовала положить книгу на место. В итоге вместо подарка гостья города увезла с собой обиду.
«Меня насторожили слова в названии - «только для мальчиков». Сейчас в книгах может быть написано все что угодно, и я захотела более внимательно изучить содержание энциклопедии, стала ее листать, - пишет в редакцию жительница карельского города Костомукши Надежда Савельева, которая приезжала в Вологду по делам. - И вдруг замечание продавца: «Вы слишком увлеклись, мы не разрешаем читать». Я продолжала просматривать содержание разделов. Тогда продавец резко сказала: «Прекратите читать, положите книгу на место!» А ведь я хотела ее купить…»
Автор письма считает, что ее потребительские права были нарушены. 
Действительно, в разделе 17 Правил торговли «Особенности продажи непериодических изданий», действующих на территории Российской Федерации, говорится, что покупателю должна быть предоставлена возможность беспрепятственного ознакомления с содержанием предлагаемых к продаже непериодических изданий. 
А вот как долго можно знакомиться, не сказано. Поэтому вопрос, поднятый в письме нашей читательницы, относится больше к этике отношений двух сторон прилавка - покупателя и продавца. 
Опытный специалист в сфере торговли книгами, руководитель нескольких специализированных магазинов по торговле книгами и канцтоварами Вера Коничева прокомментировала ситуацию так:
- В правилах нельзя все прописать, поэтому считаю, что человек, стоящий за прилавком, прежде всего должен быть психологом, уметь видеть, действительно ли покупатель заинтересовался книгой, чтобы ее приобрести, или воспользовался магазином в качестве библиотеки. Не отрицаю, что есть и такая категория покупателей, которым приходится делать замечания, но, конечно, в корректной форме, поэтому это не вызывает обиды. Зная, что неправ, человек возвращает книгу на полку и мирно уходит. Вопроса беспрепятственного ознакомления с изданиями в наших магазинах самообслуживания вообще не возникает: вся литература у нас доступна для покупателей. Правда, в ассортименте присутствуют дорогие непериодические издания, запечатанные в полиэтиленовую упаковку. Но если покупатель захочет ознакомиться с их содержанием, мы должны их распаковать, даже если он в итоге ничего не купит. 
- Но, с другой стороны, можно понять и продавца, работающего в таком проходном месте, как вокзал, пропускающий огромный поток людей, - считает наша собеседница. - Пассажир в ожидании транспорта может скоротать время за чтением газет, журналов, как говорится, не отходя от прилавка, а потом возвратить их продавцу. 
- А ведь неизвестно, какими руками он брал литературу, чистая ли у него сумка, - высказывает мнение хозяйка одного из киосков, расположенных в здании Вологодского автовокзала. - Заразных болезней сегодня полно, многие еще и палец слюнявят, листая страницы. Почитают полезные советы, анекдоты, похихикают и уходят, забывая, что здесь не читальный зал. По существу человек использовал товар, который ему не принадлежит. В результате товарный вид издания может быть нарушен. Я материально ответственное лицо, и возмещать убытки придется мне.
А может быть, наоборот, отпугнув покупателя, продавец упустила выгоду? Ведь если рассуждать логически, то женщина смотрела энциклопедию для мальчиков (между прочим, недешевую). И можно предположить - не для своего самообразования, а наверняка хотела подарить ее какому-то молодому человеку. Продавец был обязан помочь ей в выборе, в устной форме предоставить информацию о книге, завязать диалог, преподнести товар так, чтобы покупательница не ушла без покупки. А получается, что он, наоборот, отказал ей в продаже. Письмо Надежды Савельевой - тому доказательство: если бы у нее не было намерения действительно приобрести книгу, она не стала бы рассказывать о своей обиде в редакцию.
Конфликт

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: