Как была написана песня «Темная ночь»

statics/upload/iblock/3c3/011.jpg
Герой Марка Бернеса в фильме «Два бойца» исполнил одну из самых проникновенных военных песен.

В детстве я узнал много противоречивой информации из разных источников о том, как создавалась песня «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца». Став зрелым музыкантом, решил систематизировать свои познания. Может быть, я ошибаюсь, но считаю, что имею право высказать свои доводы.

В 1942 году, когда снимали фильм «Два бойца», по сюжету требовались две песни. Одна - веселая, разухабистая, другая - грустная, философская. Написать их предложили молодому композитору Никите Богословскому, которому не было еще и 30-ти. По натуре это был веселый, остроумный, подающий надежды молодой человек. Но почему не предложили Дунаевскому, Блантеру, Табачникову или Соловьеву-Седому? Полагаю, что, поскольку фильм снимался в Ташкенте, на базе эвакуированного «Ленфильма», причем в очень сжатые сроки, просить маститых авторов на скорую руку написать песню было бы некорректно. 
На киностудии «Ленфильм» вывесили объявление: «Просим прийти всех, кто знает мелодии или слова одесских песен». Меломанов набралось человек 50. Это были бывшие уголовники-одесситы, ходячие больные из эвакогоспиталя и отправляющиеся на фронт сухопутные морячки. Из всего багажа колоритных мелодий Богословский отобрал «Одесскую блатную», еврейский свадебный танец и вальс-чечетку.
Что касается «Одесской блатной», то отец моего школьного приятеля рассказывал, что еще до войны, в отсидке, урки часто горланили эту длиннющую песню. Так что для своей «Шаланды» Богословскому оставалось лишь выбрать три куплета из этой уголовно-лирической песни. Припевом к будущему суперхиту стал еврейский свадебный танец. А вот с песней «Темная ночь» Богословскому пришлось потрудиться.
На кораблях в перерывах между вахтами матросы развлекались тем, что пели песни под гармошку и танцевали чечетку под плясовую «Эх, яблочко». Затем чечетку стали танцевать под ритм вальса. Она стала называться вальс-чечетка. Для песен такого плана требовались лишь гармошка, голос и ритмичный степ. В результате получался вполне законченный номер. К слову сказать, вальс был популярен еще в Первую мировую. 
Предполагаю, что песня «Темная ночь» изначально была написана в ритме вальса талантливым гармонистом в минуты отдыха, когда тесный корабельный кубрик располагал к лирике.Но Богословского не устроила эта шарманочно-монотонная песня, и он сменил ритмический рисунок. У песни появились джазовые интонации. В годы войны радиостанции союзников часто транслировали джазовую музыку, и Богословскому хотелось хотя бы парой джазовых ходов прикоснуться к негритянской культуре. 
Что касается текста песни, то оказалось, что на целую «Темную ночь» его не хватает. К счастью, сохранились номера войсковых частей, солдаты которых предлагали свои варианты песни перед отправкой на фронт. Руководство «Ленфильма» поручило корреспонденту фронтовой газеты Николаю Агатову дособирать материалы по песне и отредактировать стих. Агатов списал текст песни у морячка, пожелал ему выйти живым из боя, собрал приветы родным и близким, связался с тылом и, получив отзыв на «Ленфильм», отбыл в Ташкент. Из газеты «Правда» того времени: «Он (Агатов. - Прим. ред.) приехал к Богословскому. Прослушал мелодию. Затем, облокотившись на рояль, за 10 минут написал весь текст песни «Темная ночь». Но, простите меня, сочинить такое гениальное стихотворение за 10 минут, даже не впитав в себя музыкальный материал, невозможно!
Стало быть, Богословский и Агатов причастны к созданию песни «Темная ночь», но истинными ее авторами, по моему мнению, они не являются.  
В 2014 году я нашел в Интернете справку о том, что поэта Николая Агатова не существовало. Это якобы был псевдоним некоего человека по имени Веплс, невесть откуда взявшегося и неизвестно куда канувшего.
Александр ПОЛИСЫН, Вологда
Мнение Версия Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: