Что думают вологжане об особой ответственности врачей?

statics/images/arcticles/112018/28112018x4fa805f9.jpg
Число уголовных дел из-за врачебных ошибок в нашей стране за последний год заметно выросло.
Фото Сергея Юрова
После того, как врач-анестезиолог детской областной больницы за смерть ребенка был приговорен к двум годам колонии и запрету работать по профессии на 2,5 года, врачебное сообщество всей страны встало на его защиту. В на удивление многочисленных открытых письмах медики в том числе высказывают мнение, что ответственность за врачебные ошибки нужно переводить из уголовной сферы в гражданскую. Согласны ли с этим вологжане, разбирался «Красный Север».

Долгое эхо

О приговоре врачу-анестезио­логу Алексею Смирнову (на фото) и реакции его коллег на выводы следствия и суда мы рассказывали в номере от 17 октября. Уголовное дело было возбуждено после того, как в больнице скончалась пятилетняя девочка с тяжелой формой пневмонии. 
У нее также была серьезная сердечная патология. 
Приговор не вступил в законную силу и сейчас обжалуется, сторона защиты настаивает на полной невиновности подсудимого, а страсти вокруг и конкретной ситуации, и других уголовных дел в отношении докторов (за последнее время в регионах страны их, действительно, немало) никак не улягутся. Оно и понятно: на кону судьба врача, которого коллеги ценят очень высоко. 
А вслед за этим они задаются вопросом и о собственной судьбе, считая, что формальный подход следствия к изучению обстоятельств лечения пациентов может отправить на скамью подсудимых и других докторов, если в их действиях есть хоть малейшее отступление от рекомендаций Минздрава. 
На известной интернет-платформе, собирающей подписи под разного рода петициями и инициативами, обращение к медицинской общественности в защиту Алексея Смирнова набрало уже более 22400 голосов. Среди подписавшихся - 402 медицинских работника Вологодской областной детской больницы, 985 медицинских работников ЛПУ других регионов России (Белгород, Владивосток, Владикавказ, Воронеж, Екатеринбург, Калуга, Кострома, Красноярск, Мурманск, Пенза, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Тверь, Тула, Якутск), 1 523 медицинских работника ЛПУ Вологодской области.

Мнения

Нужно ли врачей за их оплошности наказывать так же, как представителей
других профессий?

Наталья, 41 год, 
менеджер по продажам:

- Да. Но в каждом конкретном случае нужно разбираться, требуется доскональная экспертиза. Стать врачом - значит взять на себя ответственность. Мой сын будет врачом.

Ольга, 36 лет, 
домохозяйка:

- Я считаю, что все должен решить суд. Все должно решаться по справедливости, если человек виноват - неважно, врач он или нет, - он должен получить соответствующее наказание.

Татьяна, 40 лет, 
психолог:

- Каждый может допустить ошибку. С другой стороны, врач может допустить ошибку по чьей-то инициативе. Здесь все сильно зависит от ситуации. Хотя если бы мой ребенок оказался жертвой оплошности, я бы всех засудила.

Антон, 21 год, 
студент:

- Смотря какая степень ответственности, если по глупости врача наступила смерть человека, 
то уголовная ответственность; если более мелкий «косяк», то дисциплинарное взыскание.

Елена, 50 лет, 
ухаживает за ребенком:

- Нужно. Но законодательная база слаба. В наше время не добиться правды. В общем, не знаю. Сколько бывало случаев халатности, но были и случаи ответственного подхода, когда людей спасали.

Андрей, 54 года, 
пенсионер:

- Нет. Все делают ошибки. Тем более врач - такая профессия, где ошибка иногда может привести к серьезным последствиям.

Коллектив областной детской больницы настаивает, что экспертизы по делу были проведены не должным образом, а мнения профильных специалистов, указавших на правильность лечения, не приняты во внимание. Сам врач в интервью одному из региональных СМИ указывал, что в экспертном заключении указали как на отсутствовавшие на те медицинские манипуляции, которые в реальности были проведены.
На данный момент ни в региональном Следственном комитете, ни в областном суде не готовы прокомментировать дело врача-анестезиолога, поскольку окончательный вердикт по нему еще не вынесен. Поэтому и мы воздержимся от того, чтобы принять ту или иную сторону в обсуждении конкретного уголовного дела. Но одно из высказываний врачей детской областной больницы кажется нам настолько любопытным, что мы решили организовать нечто вроде виртуального «круглого стола», где представители общественности высказали бы свое мнение. 
«Врач не должен сидеть в тюрьме»
«По информации из открытых источников все мы знаем, что в стране в последнее время в разы выросло как количество уголовных дел, возбуждаемых в отношении медицинских работников, так и число судов, которые не стремятся к установлению объективной картины произошедшего, а по умолчанию носят предвзятый и обвинительный характер. Только в нашей области в настоящее время возбуждено несколько уголовных дел в связи со смертью детей в медицинских организациях, - пишут коллеги Алексея Смирнова. - Но если за каждой смертью пациента будет стоять реально осужденный и не имеющий права на работу врач, то кто будет лечить нас, наших детей, родных, близких?»
Авторы обращения напоминают, что «в странах с демократическим развитием общества давно сложилась практика, когда за смерть пациента при отсутствии умысла врач несет гражданско-правовую и профессиональную ответственность, но никак не уголовную. Врач может понести наказание, но должен оставаться в профессии и лечить людей, а не сидеть в тюрьме!»
И вот это утверждение нам хотелось бы обсудить. Полагаем, мало какому пациенту хотелось бы видеть докторов за решеткой, а не в поликлиниках и больницах. Но если под гражданско-правовой ответственностью медучреждений, принятой в других странах, понимать материальные компенсации родственникам умерших или иным образом пострадавших пациентов, то здесь картина получается не слишком обнадеживающая. 
К примеру, по данным портала pravo.kormed.ru, проанализировав­шего судебную практику по таким делам, размеры возмещения морального вреда начинаются от 150 тысяч рублей и достигают двух миллионов рублей, а если скончался несовершеннолетний, то они могут и превышать этот максимальный порог. А вот интернет-журнал katrenstyle.ru настаивает, что сейчас в стране средний размер компенсации морального ущерба в медицине - 212 тысяч рублей.
Законопроект об обязательном страховании ответственности медучреждений и медработников за смерть пациентов обсуждается в России с 2007 года, но в последний раз он был отклонен (в проекте предлагалось выплачивать родственникам погибшего два миллиона рублей) в 2013-м, так что сейчас врачи и клиники страхуют профессиональную ответственность исключительно на добровольных началах. 
Как рассказал директор вологодского филиала страховой компании «Ресо-Гарантия» Сергей Клевцов, медучреждения и частнопрактикующие врачи могут с помощью страхования возместить пациенту расходы на устранение последствий причиненного медиками вреда, утраченный из-за снижения или потери трудоспособности заработок, доходы родственникам умершего пациента, находившимся на его иждивении и многое другое. Минимальная страховая сумма для медучреждений - 500 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - 300 тысяч рублей. Но спрос на такую услугу остается крайне низким. К примеру, в 2017 году «Ресо», имеющая достаточно сильные позиции в рейтинге медицинского страхования, заключила по стране всего 90 договоров страхования ответственности медработников, из них в Вологодской области - только один, с медицинским центром. За 10 месяцев 2018 года компания заключила в стране 83 договора, и Вологодчины в этом списке нет.
Спрашивается, каким образом медики собираются нести гражданско-правовую, а не уголовную ответственность за свои действия, если ее обязательное страхование отсутствует, а добровольное крайне непопулярно? Не секрет, что бюджетные медучреждения, с которых суды региона взыскивают компенсации в пользу пациентов, часто просят о снижении суммы выплаты в связи с тем, что у них нет средств на эти цели. 

Ольга ИЛЬИНСКАЯ, Виктория СМИРНОВА, Никита ТРУШКОВ

Комментарии

Людмила ЯЧЕИСТОВА, 
председатель постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного Собрания Вологодской области:

- Случаи смерти пациентов в больницах, к сожалению, бывают. Нет таких докторов и таких лекарств, которые гарантировали бы людям бессмертие. Пациенты или их родственники имеют право обратиться в суд, если они считают, что врач виновен. И медики также вправе отстаивать свою невиновность. В конкретном случае, по-моему, суд вынес решение в отношении врача-анестезиолога детской областной больницы, не пригласив профильных экспертов, а на втором слушании опирался только на первоначальные выводы. Я считаю, что была нарушена объективность. Доктор, который больше десяти лет спасал детей, заслуживает более внимательного рассмотрения дела. Как, впрочем, и все медики, которые сегодня становятся жертвами хулиганов, страдают от хамства пациентов и перенагрузок. В этом плане врачи законодательно не защищены. 

Ольга ДАНИЛОВА, 
председатель Общественной палаты Вологодской области, председатель региональной ревизионной комиссии ОНФ в Вологодской области:

- Сегодня мы психологически не можем понять, платная у нас медицина в стране или бесплатная. Хотя по сути бесплатной медицины у нас нет. Даже в муниципальных больницах она оплачена нашими страховыми взносами. Сегодня один и тот же доктор работает в частных и государственных медицинских учреждениях и я считаю, что это неправильно. 
Подход к ответственности специалиста в любой отрасли за допущенную ошибку должен быть одинаковым. Все зависит от степени причиненного вреда. Кто должен отвечать - лично специалист либо учреждение, в котором он работает, не могу ответить однозначно. Общество до сих пор находится в переходном периоде, когда не расставлены четкие акценты, когда государство должно гражданину, и в каких ситуациях он должен действовать самостоятельно. И эту систему взаимоотношений нужно пересматривать.

Олег ДИМОНИ, 
уполномоченный по правам человека в Вологодской области:

- От врачебной ошибки, к сожалению, не застрахован никто. Но ошибка - это одно, а халатность - совсем другое. Любой случай с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязанностей по оказанию медицинской помощи, а тем более случаи смерти пациента, должны тщательно расследоваться компетентными органами. Конечно, человеческую жизнь не вернешь, горю родственников помочь невозможно. Вместе с тем надо знать, что подобные проблемы регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Согласно ему, все застрахованные лица имеют право на возмещение медицинской организацией ущерба в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязанностей по оказанию медицинской помощи. Также этим законом предусмотрено право и на предъявление иска к медицинской организации о возмещении морального вреда.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: