Банки навязывают вологжанам покупку страховок и ценных бумаг

statics/upload/iblock/93f/банки.jpg
Варьировать ставку по вкладу в зависимости от дополнительных условий - право банка.
В последнее время вологжанам при открытии банковских вкладов все чаще предлагаются дополнительные опции - различные страховки или приобретение ценных бумаг. Причем делают это не только средние или небольшие кредитные учреждения, но и входящие в топ-10 на рынке. «Красный Север» разбирается: законна ли подобная практика банков?

Выбор за клиентом

- В нашей семье появились свободные деньги, и мы с мужем решили положить их на счет сроком от трех до шести месяцев. Для того чтобы узнать, какие банки в Вологде предлагают вкладчикам наиболее выгодные ставки, я использовала один из популярных интернет-сайтов. И была очень удивлена, что по целому ряду вкладов с более-менее высокими процентами банки предлагают своим клиентам целый ряд дополнительных услуг. А если клиент от них отказывается, то тогда и ставка по вкладу снижается примерно на 2%, - поделилась своими наблюдениями вологжанка Евгения Волкова.
В числе дополнительных опций к вкладу значатся, например, оформление полиса накопительного страхования жизни (с первоначальным взносом не менее 50 тысяч рублей или одной тысячи долларов), полиса инвестиционного страхования жизни (с единовременной схемой оплаты страховых взносов в размере не менее 150 тысяч рублей или двух тысяч долларов). А некоторые банки готовы принять у клиентов деньги под высокий процент только при предъявлении заявки на приобретение паев различных ПИФов. Существует также некий «тарифный план», когда с вклада ежемесячно списывается определенная сумма за его обслуживание. 
За разъяснениями, насколько законны эти дополнительные банковские услуги, мы обратились в Отделение по Вологодской области Северо-Западного главного управления Центробанка РФ. 
- Банки вправе предлагать гражданам различные виды банковских услуг и финансовых продуктов, при этом они обязаны в доступной форме информировать потребителей о предлагаемых услугах и возможных рисках при их использовании. Тем, кто обращается в банк, следует знать, что Закон о защите прав потребителей запрещает при приобретении одних услуг навязывать другие, - пояснили специалисты регулятора. - Следовательно, предлагаемые банком при открытии вклада дополнительные финансовые услуги (страхование жизни, приобретение ценных бумаг или паев ПИФов) не могут быть обязательными или являться одним из условий заключения договора банковского вклада. В случае если гражданин не планирует приобретать дополнительные финансовые продукты, банк должен предоставить ему возможность открытия вклада без них. При этом банк имеет право в договоре установить разные уровни ставок, которые могут зависеть от условий договора.

Период охлаждения

Еще совсем недавно в чем-то похожая ситуация складывалась на рынке страхования автогражданской ответственности. Тогда в ряде страховых компаний автовладельцы могли оформить полис ОСАГО только с дополнительной нагрузкой в виде страхования жизни, имущества и т.д. Затем Центробанк получил право проверки страховщиков на предмет соблюдения ими «периода охлаждения» - срока, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования при оформлении полиса ОСАГО, банковского кредита и других видов страховок. Как оказалось, «период охлаждения» действует и в отношении отдельных видов договоров добровольного страхования (например, страхование жизни и здоровья), которые предлагаются при открытии банковских вкладов. 
- Если при заключении договора банковского вклада гражданин согласился на заключение договора страхования, а потом по каким-то причинам передумал, то в течение пяти рабочих дней он может расторгнуть договор. Для этого потребитель должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию, с которой был заключен соответствующий договор. При обращении в «период охлаждения» деньги, уплаченные за страховку, будут возвращены в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления об отказе от договора, если, конечно, страхователю еще не была выплачена страховка, - пояснили в Отделении по Вологодской области Северо-Западного ГУ Центробанка РФ.

В случае, когда страховщик отказывается расторгнуть договор, потребитель может обратиться с жалобой в Банк России, в том числе через раздел «Интернет-приемная» на сайте по адресу: www.cbr.ru.


Что еще важно знать при открытии вклада

1. Лучше, чтобы сумма всех вкладов в одном банке на одного вкладчика не превышала уровня страхового возмещения (на текущий момент - 1,4 миллиона рублей) с учетом процентов. 
2. Если у вас есть валютные вклады, нужно быть готовым к колебаниям курса, поскольку выплаты страховки производятся исключительно в рублях.
3. Необходимо сохранять все документы по вкладу (договор, приходные и расходные ордера, выписки и т.п.). В общем случае для получения вклада необходим только паспорт, но существует риск, что в случае отзыва лицензии у банка вашего вклада не окажется в реестре, тогда придется доказывать, что он вообще был.
4. Если вклад открывался дистанционно (например, через интернет-банк), получите у банка документы, подтверждающие его наличие. Это может быть договор вклада или иной заверенный печатью документ, в котором содержится информация, подтверждающая открытие, а также текущий остаток на счете. 
5. Если вам не нужны навязанные комплектом к вкладу услуги банка, откажитесь от них. Банки любят предложить бесплатную карту к вкладу (дебетовую или кредитную), однако карта может стать платной, как только вклад закончится. Вы можете забыть про эту карту, а долг перед банком будет расти.
Банки Кошелек

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: