Вологодские коклюшки вызвали фурор на Кавказе

statics/images/arcticles/112022/23112022x489725f8.jpg
Наташа Билькова (в центре) с подругами во время посещения кружевной мастерской.
Фото из архива школьного музея

Квартиру семьи Токаевых из осетинского Владикавказа почти полвека украшает настенная лакированная доска с изображением вологодской Соборной горки и колокольни Софийского собора. Этот сувенир - наглядное напоминание о Всесоюзном фестивале юных следопытов, участниками которого стали тогда и вологодские школьники.

Кружевное братство

В июле 1976 года «Красный Север» информировал читателей: «В Орджоникидзе (ныне - Владикавказ. - Прим. ред.) проходил фестиваль следопытов-этнографов. В нем приняла участие ученица девятого класса Усть-Кубинской средней школы Наташа Билькова. Она выступила с докладом об истории кружевоплетения на Вологодчине.

Наташа Билькова (в центре) с подругами во время посещения кружевной мастерской. 

Юные следопыты-этнографы под руководством учителя географии Луизы Омелиной ведут большую работу по исследованию народного быта и прикладного искусства. Особенно много ими сделано для изучения вологодского кружева. В школьном музее оформлены стенд «Вологодские кружева» и пять альбомов, собран богатый материал о передовиках производства местного отделения объединения «Снежинка».

Повзрослевшую героиню той красносеверской публикации Наталию Билькову (в замужестве - Клинову) мы отыскали в Подмосковье. Слегка удивившись звонку из Вологды, Наталия Александровна поведала любопытные подробности той давней поездки.

- В нашей школе тогда еще не было уроков кружевоплетения, их ввели позднее, а нас, старшеклассников, причем как мальчишек, так и девчонок учили на трактористов, - вспоминает наша собеседница. - Но в селе существовала ремесленная мастерская, да и моя бабушка плела на дому кружева. Так что сама я коклюшки в руках держать умела. Плюс была активной общественницей и почти отличницей: единственная четверка в аттестате - как раз за тракторы. И, видимо, когда решали, кого отправить в Орджоникидзе из нашей школы, выбор пал на меня. Я подготовила доклад по кружевоплетению и вместе со взрослой сопровож­дающей поехала в Вологду, а уже оттуда на поезде через Москву - в Орджоникидзе.

В Осетию тогда направили не одну только Наталию. Было еще несколько школьников из Харовска, Сокола, Вологды, и каждый специализировался по своей исследовательской тематике: топонимике, плетению из бересты, резьбе по дереву. В Орджоникидзе собрали человек 600 школьников со всей страны. Они делали доклады, обменивались сувенирами, побывали на обзорной экскурсии по городу и, переполненные впечатлениями, вернулись на Вологодчину.

Музей сохранился

Вскоре на уроках труда усть-кубинские школьники изготовили больше сотни пялец. Со следующего учебного года профориентационные занятия по кружевоплетению для местных девочек-старшеклассниц официально вошли в школьное расписание. Такие уроки кружевоплетения проводились здесь несколько десятилетий - вплоть до конца нулевых годов. 

 

Когда-то кружевоплетением в Устье занимались целые династии искусных мастериц в трех, а то и четырех поколениях. По популярности этот промысел был сродни другому старинному устьянскому ремеслу - роговому: из измельченных и спрессованных коровьих рогов там делали гребни, подсвечники, вазы и даже комплекты мебели. 

И лишь затем основной упор на занятиях труда для усть-кубинских школьниц, как и практически везде, сместился в сторону домоводства и основ кулинарии. 

А вот сама Наталия Билькова, так уж распорядилась судьба, больше коклюшек в руках не держала. После десятого класса она поступила в Ивановский химико-технологический институт и получила диплом инженера-технолога пластических масс. По распределению попала в Саратов, там через год вышла замуж и вместе с супругом перебралась в Подмосковье. Много лет проработала на Ступинском машиностроительном заводе, сейчас - на заслуженном отдыхе. 

Пока родственники в Устье еще были живы, она регулярно ездила на Вологодчину, заходила в родную школу. Кстати, школьный музей в ней по-прежнему существует. Правда, основная часть его экспозиции пока упакована в коробки: в марте она должна переехать в новое помещение.

Там же, в музее, стараниями ее нынешнего руководителя Татьяны Егоровой для нас отыскали несколько детских фотографий Наташи Бильковой. А вот снова побывать в Северной Осетии ей так и не довелось.

Зато ее осетинская ровесница Анна Токаева, та самая, что в 1976-м также участвовала в фестивале следопытов и в ходе обмена сувенирами получила лакированную доску с видами Вологды, шесть лет назад смогла воочию увидеть красоты нашего региона. Побывав в Череповце, Белозерске и Кириллове, на память о Вологодчине Анна Аслановна увезла домой кружевную салфетку. Она же теперь - и наглядное учебное пособие.

Дело в том, что у себя во Владикавказе Анна Аслановна ведет ветеранский кружок традиционного осетинского кружевоплетения, также известного как Цыллæ хыз. Оно отличается от вологодского: вместо коклюшек в его изготовлении используются челночная игла и специальная дощечка, а главным сырьем служит сырцовая нитка из натурального шелка. Но есть и схожие элементы, особенно в обрамлении каймы. 

Кстати, купить настоящее вологодское кружево во Владикавказе сейчас не проблема, но это уже совсем другая история. 

«Красный Север» 105 лет Юбилей Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: