В двух шагах от космоса

statics/images/arcticles/042018/11042018x627273b2.jpg
Владимир Евгеньевич запомнился жителям Кирилловского района внимательным и добрым человеком.
Фото предоставлено газетой «Новая жизнь»
О земляке-космонавте мечтали в советское время руководители любого региона нашей бескрайней страны. Вологодской области в этом плане повезло: у нее есть Павел Беляев. Космонавтом № 2 от Вологодчины мог стать Владимир Преображенский. Однако судьба распорядилась так, что ему не суждено было совершить «свой высокий полет».

Устал ждать

Владимир Евгеньевич Преображенский появился на свет 3 февраля 1939 года в Ленинграде. Однако свои детские годы он провел в селе Волокославинское Кирилловского района: мальчика и маму эвакуировали на родину отца-летчика Евгения Преображенского, Героя Советского Союза. 
В 1946 году семья Преображенских покинула Волокославинское. В 1950-е годы Владимир окончил в столице среднюю школу, а затем и престижный Московский авиационный институт, получив квалификацию «инженер-механик по летательным аппаратам», отслужил в армии. В октябре 1965 года приказом Главкома ВВС молодого инженера назначили на должность слушателя-космонавта отряда Центра подготовки космонавтов.
«Вряд ли Герой Советского Союза Евгений Преображенский имеет причастность к карьере сына. Космонавт - это не профессия, куда берут по блату, - отмечает кирилловский краевед и журналист Алексей Кузьмин. - Однако толкового во всех отношениях молодого человека вполне мог заметить руководитель Центра подготовки космонавтов Николай Каманин, с которым поддерживал дружеские связи его отец. К тому же Евгений Николаевич был хорошо знаком с Юрием Гагариным. Последний когда-то начинал служить под его командованием в авиации Северного флота».
Два года Преображенский-младший проходил общекосмическую подготовку на системах космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», освоил пилотирование самолетов МиГ-15 и Л-29. После сдачи экзаменов был назначен космонавтом 2-го отряда космонавтов. 
«Володя был удивительный парень. Он был наиболее перспективным, самым талантливым, наиболее способным из всех нас. Но и самым эмоциональным», - такую оценку оставил о Владимире Преображенском его товарищ по отряду космонавтов Михаил Бурдаев.
К сожалению, информация о работе Владимира Евгеньевича в отряде космонавтов представлена только сухими фактами: с 1968 по 1980 год  он проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы, участвовал в наземных испытаниях в условном экипаже, был включен в состав нескольких экипажей «Салют-5».
Космос стал близок для него как никогда в 1977 году, когда он готовился в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе 3-й экспедиции на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5») вместе с Владимиром Козельским. Полет был отменен из-за задержки в подготовке КК «Союз».
В 1979-1980 годах Владимир Преображенский проходил подготовку к испытательному полету на транспортном корабле снабжения в условном экипаже вместе с Геннадием Сарафановым и Валерием Романовым. Участвовал в испытаниях на наземном аналоге ТКС в НИИ-30, прошел «отсидку» в корабле. Полет не состоялся в связи с закрытием пилотируемой программы «Алмаз» и ТКС.
18 ноября 1980 года Владимир Евгеньевич был отчислен из отряда космонавтов по собственному желанию. Причиной такого шага скорее всего стал эмоциональный срыв: он просто устал ждать.

На пределе

«Между летавшими и нелетавшими космонавтами существует очень важное психологическое отличие: нелетавший каждое утро, отправляясь на работу, мысленно должен быть готов к тому, что если сегодня его вызовет врач и найдет какую-то болячку, то начнется или длительная история с оправданиями, или его просто отчислят. И так в течение многих лет: идет человек на работу и понимает, что его в любой момент могут списать. Летавшему космонавту в этом смысле намного легче: он уже сделал главное дело своей жизни. Поэтому нелетавшие обладают удивительной закалкой: умеют держать свои чувства в руках, в полной мере контролировать свои эмоции. А это очень большая нагрузка, особенно для тех, кто не летит раз, другой, десятый. Каждый год руководство готовит планы полетов. Затем приглашают всех космонавтов и объявляют: такие-то летят, такие-то дублируют. Человек стоит и даже не вправе спросить, почему его не включили», - так описал ситуацию в отряде подготовки космонавтов Михаил Бурдаев.
«Владимир Евгеньевич Преображенский упорно готовился и ждал своего полета более 17 лет. Наибольшие шансы покорить околоземную орбиту были у нашего земляка в 
1977 году. Однако незадолго до полета, открывая консервную банку, он случайно поранил палец руки. По медицинским показаниям его отстранили от работы. По мнению специалистов космической отрасли, Преображенский не полетел только потому, что работал по программе военной космонавтики, которая была постепенно свернута», - утверждает кирилловский краевед Алексей Кузьмин.
Уйдя из отряда, Владимир Евгеньевич остался работать инженером-испытателем Центра подготовки космонавтов. В 1986 году участвовал в трех экспедициях по ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Снимал карту заражения объекта сначала в должности помощника, а затем в качестве руководителя группы. Был уволен в запас по возрасту 13 апреля 1989 года в звании подполковника.
- Владимир Евгеньевич был очень внимательным и добрым человеком. Он прекрасно играл на фортепиано, мог сыграть практически на любом музыкальном инструменте. Человек широкого кругозора, получивший прекрасное образование, честный и глубоко порядочный. Преображенский никогда не терял связи со своей малой родиной, неоднократно приезжал в Волокославинское, в том числе и на открытие памятника отцу в начале 1980-х годов, организовывал экскурсии наших школьников в Звездный городок, - рассказал нам бывший учитель Волокославинской школы Владимир Макин.
Жизнь Владимира Евгеньевича трагически оборвалась в автокатастрофе 25 октября 1993 года. Ему было всего 54 года. На надгробном памятнике кладбища Звездного городка Преображенский изображен в скафандре космонавта. 
Космонавтика

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: