Как «мистер Э» придумал логотип для метро

statics/images/arcticles/102022/19102022x596eb690.jpg
Аскольд Кузьминский (справа) во время работы над проектом «Часы-87».
Фото из архива Ленинградского института дизайна

В Европе его знали как «Мистера Э», в Ленинграде уважали за логотип Эрмитажа и Ильича с протянутой рукой, а в Грязовце встречали песней «Улица, улица...». Все это - факты из биографии Аскольда Кузьминского, которого считают своим земляком жители сразу нескольких районов Вологодчины. 

Технический эстет

В августе 1997 года «Красный Север» информировал читателей: «В краеведческом музее Грязовца открылась первая персональная выставка работ известного художника-графика Аскольда Кузьминского. Уроженец бабушкинского села Рослятино, он старшеклассником переехал в Грязовец вместе с родителями. Много лет отработав в Ленинградском институте дизайна, Аскольд Иванович стал автором более 200 дизайн-проектов и 30 именных свидетельств за оформление парков, скверов и улиц города на Неве».

- Родной отец Аскольда Кузьминского не вернулся с войны, поэтому воспитанием мальчика занимался его отчим - Александр Дмитриевич Черепанов, ставший впоследствии почетным гражданином нашего района, - вносит уточнение бывшая заведующая Грязовецким музеем, а ныне краевед и автор книг по истории Грязовца Ольга Баранова. - Мама Аскольда преподавала русский язык и литературу в школе для детей с нарушенным слухом, отчим же трудился в районном Управлении образования, а потом долгие годы был директором школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. 

В тему

В 1918 году в части советского общества буква «Э» стала считаться «чуждой революционному духу». Ее стали вымарывать из книг и плакатов. Одной из первых на защиту буквы встала наша, тогда еще губернская газета, на страницах которой приводились конкретные примеры грамотности: не «етажерка», а «этажерка», не «ето что», а «это что». И вскоре буква «Э» была полностью реабилитирована. 

Сам Аскольд после школьной скамьи поступил на физический факультет Вологодского пединститута, но тяга к рисованию оказалась сильнее. Через год молодой человек отправился в Ленинград, где стал студентом художественно-графического училища, а окончив его, начал трудиться в Ленинградском институте дизайна, называвшемся в то время филиалом Всесоюзного НИИ технической эстетики.

В 60-е профессия дизайнера была не такой популярной, как сейчас, но имя Аскольда Кузьминского довольно быстро стало известным далеко за пределами города. Так получилось, что знаковой в судьбе нашего земляка долгое время оставалась буква «Э». Он женился на коренной ленинградке Ольге Зусмановне, работавшей в Эрмитаже экскурсоводом и искусствоведом. Для этого музея Аскольд Кузьминский изготовил фирменный графический стиль и целую серию логотипов.

«Эрмитаж советский», к примеру, представлен двумя рисунками: в одном случае в сердцевину буквы «Э» вставлен крейсер «Аврора», в другом буква «Э» образована серпом и молотом. Не меньшую известность получил и «Ленин в Эрмитаже», где в букве «Э» видна вытянутая рука Ильича, указывающая дорогу в светлое будущее. После этой серии миниатюр с подачи одной из зарубежных газет художника-оформителя даже прозвали «Мистером Э».

От магазина до открыток

Что же касается Советского Союза, а потом и России, с творчеством вологжанина, сами того не подозревая, оказались хорошо знакомы миллионы наших соотечественников, в том числе весьма далеких от графического искусства. Дело в том, что авторству Аскольда Кузьминского принадлежит эмблема знаменитого магазина в городе на Неве - «Елисеевского». Он же создал и эмблему петербургского метро - графическую букву «М».

Не забывал художник-график и свой любимый Грязовец. Каждый из его многочисленных приездов становился событием. Кузьминский устраивал так называемые староновогодние (на 13 января) встречи и выставки, дарил грязовецким друзьям шутливые поздравительные открытки, которые сам же и придумывал.

Он же к одному из юбилеев города издал книгу «Легенды и были города Грязовца», причем во время работы над ней «раскопал» несколько интересных исторических фактов. Один из них связан с песней «Улица, улица...», особенно популярной в начале XX века благодаря исполнительскому мастерству Федора Шаляпина. Ее слова когда-то считались народными, но Аскольд Иванович нашел доказательства, что автором песенных стихов является поэт Василий Сиротин, уроженец Грязовецкого уезда. 

Серьезно увлекшись этой темой, в начале нулевых Аскольд Кузьминский подготовил рукопись новой книги, в которую вошли малоизвестные произведения Василия Сиротина, а также более 20 выполненных художником-графиком иллюстраций, но издать ее так и не успел. В 2005-м вологжанина, всегда говорившего, что у него два любимых города - Санкт-Петербург и Грязовец, - не стало.

- Но в Грязовце его по-прежнему любят и помнят, - говорит Ольга Баранова. - На 80-летие со дня рождения Аскольда Кузьминского мы проводили вечер памяти нашего земляка, его работы часто используются в краеведческих сборниках. Поддерживаем связь и с сыном графика - Константином. Он также регулярно бывает в Грязовце. Ждет своего часа и подготовленная графиком рукопись, посвященная Василию Сиротину. Рано или поздно эта книга обязательно должна быть опубликована.

Максим ВОЛОДИН

«Красный Север» 105 лет Юбилей Люди и судьбы

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: