В вологодской земле лежат алмазы на 500 миллиардов рублей?

Наш земляк Елисей Веричев внес большой вклад в поиск алмазоносных месторождений и всегда был уверен, что и его родная земля богата этим редким минералом. С ним согласны и другие специалисты.

Наш земляк Елисей Веричев внес большой вклад в поиск алмазоносных месторождений и всегда был уверен, что и его родная земля богата этим редким минералом. С ним согласны и другие специалисты.
О пользе чтения «Красного Севера»
Уроженец шекснинской земли, Елисей Веричев в третьем классе вместе с семьей переехал в одну из деревень под Вологдой. После окончания средней школы планировал поступить в тогда еще молочный институт на механизатора, но тут его младший брат вслух прочитал четвертую страницу свежего номера газеты «Красный Север». Там среди прочего содержалась информация о наборе студентов в горный техникум города Кировска. Поступившим сулили повышенную стипендию и интересную работу после завершения обучения.
И Веричев, никогда прежде не задумывавшийся о профессии геолога, вдруг решился, собрался и поехал учиться в Мурманскую область, а через четыре года получил диплом и направление в Архангельскую область. По воспоминаниям коллег, в первый же день пребывания на новой работе он стал с закрытыми глазами полушутя тыкать пальцем в висевшую на стену карту региона. Мол, именно там и покоятся несметные залежи алмазов. Указующий перст уперся в земли к северу от Архангельска. Но уже умудренные опытом геологи подняли новичка на смех - вся территория Архангельской и примыкавшей к ней Вологодской областей считалась в ту пору абсолютно бесперспективной на месторождения драгоценных камней.
И считались они таковыми еще больше десятилетия, вплоть до того июльского дня 1975 года, когда небольшая партия геологической экспедиции под руководством Елисея Веричева не прошла водным путем по небольшой архангельской речушке с интересным названием Мела. Несколько недель перед этим в районе не было осадков, река обмелела, и в одном из береговых откосов геологи заметили нечто похожее на вышедшую на поверхность кимберлитовую трубку. Взяв образцы породы, о них на какое-то время забыли - догма о бесперспективности поисков алмазоносных руд в данной местности все еще преобладала в научном сообществе. А когда проведенный наконец-то анализ показал, что это и есть настоящий кимберлит, на речушку обрушился мощный ливень. Вода снова скрыла откосы, и молодым геологам пришлось долгих два года доказывать коллегам и начальству, что территория заслуживает более тщательного изучения. 
Барьер неверия удалось преодолеть лишь после проведения аэромагнитной съемки, подтвердившей правоту Веричева и его товарищей. Вскоре были найдены и мельчайшие драгоценные кристаллики. Из первой партии породы удалось получить лишь шесть миллиграммов мелких алмазов. Но и это уже было настоящим прорывом. С 1982 года началось опытно-промышленное освоение нового месторождения, которому присвоили имя великого русского ученого Ломоносова. 
Секретная премия
Первоначально «улов» старателей был небольшим. Но со временем рядом с первой кимберлитовой трубкой были открыты еще пять, уже с более высоким содержанием алмазов. Стали попадаться в породе минералы и на 10, 20, а то и 50 карат (а один карат равен 0,2 грамма - прим. ред.), и месторождение стало не только рентабельным, но и высокоприбыльным. И в 1989-м группе первооткрывателей, в которую по праву вошел и наш земляк, была присуждена Государственная премия СССР. Каждому из десяти награждаемых досталось по 580 рублей, что соответствовало средней двухмесячной зарплате того времени. 
Значки лауреатов и премии вручали в Кремле. Церемония считалась закрытой, так как в ту пору информация о новых месторождениях золота и алмазов проходила под грифом «секретно». Не случайно во время геологоразведочных работ, общаясь по телефону, геологам приходилось пользоваться особым «шифром» - слово «кимберлит» (а тем более «алмазы») произносить было строжайше запрещено.
Интересно, что за второе алмазоносное месторождение в Архангельской области - имени Владимира Гриба, которое также было открыто при непосредственном участии нашего земляка, премий уже не давали. Советский Союз к тому времени распался, а инвесторы геологоразведочных работ - представители одной из крупных российских компаний - просто сказали геологам: «Спасибо». Но Елисей Михайлович на них не в обиде - поблагодарили, и ладно.
За несколько десятилетий геологической работы случалось с ним всякое: и с любопытным медведем «нос к носу» приходилось сталкиваться, и на вертолете на вынужденную посадку идти. А еще пройти по бездорожью многие тысячи километров, ночуя в палатках и готовя пищу на костре. Хотя была у романтики и обратная сторона: с мая по октябрь, в полевой сезон, домочадцы его не видели. 
Бабушкино - родина алмазов?
Недавно Веричев вышел на пенсию и снова приехал на Вологодчину - навестить живущего в Молочном брата и встретиться с друзьями из числа вологодских геологов. Удалось пообщаться с Елисеем Михайловичем и автору этих строк. Речь шла о перспективности поисков алмазов на территории Вологодской области.
- Основные работы у нас велись в Тарногском районе, на сопредельной с Архангельской областью территорией, - рассказал Елисей Веричев. - Там удалось найти пиропы - спутники алмазов. Самих алмазоносных пород под Тарногой пока не обнаружено, но я убежден, что кимберлитовые трубки там тоже есть. Возможно, следует заложить более глубокие разведочные скважины - не на 500 метров, как сейчас, а минимум на 650-700. Но для этого необходимо соответствующее финансирование, причем деньги нужны немалые. 
Поведал нам Елисей Михайлович и о том, что первые вологодские алмазы - точнее, два мельчайших кристаллика оных - уже найдены. Но не в окрестностях Тарноги, а в Бабушкинском районе. Хотя о промышленной алмазодобыче на Вологодчине говорить пока не приходится. 
Кстати, согласно федеральному законодательству, почти все доходы от продажи найденных в регионах алмазов идут в доход государства. Но основываясь на опыте соседней Архангельской области, можно утверждать, что алмазы, если их действительно найдут на Вологодчине, принесут всем жителям региона пусть косвенную, но более чем ощутимую выгоду.
- За счет привлечения инвестиций идет активное развитие территорий, плюс создаются дополнительные рабочие места, - говорит Елисей Веричев. - Каждое из архангельских алмазоносных месторождений, включая смежные производства, позволило обеспечить стабильной и достаточно высокой зарплатой примерно по 3000 человек. И только за счет удерживаемого с них подоходного налога местные бюджеты ежегодно пополняются на многие миллионы рублей.
Комментарий
Валерий Чернышов, председатель комиссии геологии и палеогеографии Вологодского отделения Русского географического общества:
- Основные работы по поиску алмазов в Вологодской области велись в Тарногском районе в 1995-2002 годах силами архангельского АО «Кротон». После прекращения финансирования эти работы были приостановлены. Удалось выделить две перспективные площади - Илезскую и Кичменьгскую. Здесь прогнозируется выявление 30-40 кимберлитовых трубок. Даже с учетом того, что по аналогии с действующими месторождениями алмазоносными могут оказаться лишь 10% таких трубок, прогнозные ресурсы вологодских алмазов оцениваются в 200 миллионов карат, из которых 170 миллионов могут стать извлекаемыми. В вышедшей в 2002 году книге «Геолого-экономический потенциал Вологодской области» совокупная стоимость вологодских алмазов оценивалась в 255 миллиардов рублей. При нынешних курсах валют и ситуации на рынках эта стоимость может составлять уже 500 миллиардов рублей. 
Однако для обнаружения месторождения алмазов нужны крупные вложения.

После обработки и огранки, теряя в среднем 30-40% от первоначального веса, алмазы превращаются в бриллианты. Их самый существенный показатель выражается в наличии или отсутствии дефектов или посторонних включений. Идеальный камень, без изъянов, называют бриллиантом чистой воды. При этом он не обязательно должен быть бесцветным. В природе встречаются розовые, голубые, синие, зеленые и желтые алмазы. Самыми распространенными на сегодняшний момент являются круглые бриллианты с 57 гранями. Для самых маленьких камней иногда применяют огранку на 17 граней, для самых больших - на 73 или даже 86. 
Существует специально рассчитанная на компьютерах математическая модель, позволяющая достичь максимального блеска и предельной игры света внутри драгоценного камня. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: