Светличная предпочла гостинице монашескую келью

Появление заслуженной артистки России на сцене конференц-зала Кирилло-Белозерского музея-заповедника произвело на зрителей магический эффект. Стильный черный костюм, полупрозрачные перчатки, черная шляпа, высокие каблуки, бездонные глаза… Признаюсь честно, захотелось встать и зааплодировать актрисе, недавно отметившей свое 75-летие.
Светлана Афанасьевна читала стихи Волошина и Ахматовой, делилась воспоминаниями о съемках в фильмах, о коллегах по актерскому цеху, о супруге Владимире Ивашове, с которым, несмотря на частые разногласия, прожила самые счастливые годы жизни. 
- Как вам удается так выглядеть? 
- Профессия обязывает. Несколько лет назад стилист Руслан Татьянин попросил меня стать его творческой музой. Я, конечно, отметила, что он опоздал лет на 30, но согласилась. Руслан делает такие снимки в фотошопе, что Голливуд отдыхает. Я люблю эти фотографии - в каждой из них мои несыгранные роли. 
- Пишут, что вы стали актрисой по протекции своего отца-генерала…
- Это все Вульф придумал. В рамках цикла «Мой серебряный шар» он делал передачу обо мне, умудрившись со мной ни разу не встретиться. Из нее узнала, что я белоручка, барыня, генеральская дочь... Мой папа был подполковником. После войны стал военным комендантом Тильзита - ныне город Советск Калининградской области. Кстати, я почетный гражданин этого города.
А еще почетный гражданин Ясеневского района Москвы. Из моей квартиры на 14-м этаже открывается великолепный вид на Битцевский парк. Власти хотели построить там мусоросжигательный завод. Я была одной из тех, кто встал на защиту парка. 
- Проходили ли вы пробу на роль Анны Сергеевны из «Бриллиантовой руки»?
- Да, мы играли эпизод, когда Миронов мне передавал гонорар за предстоящее соблазнение Горбункова. По сценарию я должна была ударить Миронова. Я не могла этого сделать, хотя Андрей был совсем не против. Играть с Мироновым, Папановым и Никулиным было одно удовольствие. Кстати, вся сцена соблазнения состоит из экспромтов, Юрий Владимирович на них был мастер.
- И после нее вы проснулись знаменитой!
- Еще во время съемок на этот эпизод пришла вся мужская часть труппы. Потом стали мешками приходить письма от уголовников с объяснениями в любви. И сейчас в метро подходят ко мне со словами «Здравствуйте, невиноватая…». Спасибо надо сказать Леониду Ильичу!
- Брежневу?
- Как-то в резиденцию генсека привезли «Бриллиантовую руку». Говорят, он пришел в большой восторг от комедии. А вот председатель Гостелерадио Лапин перед запуском в прокат велел вырезать из фильма сцену соблазнения. Через месяц Брежнев попросил снова показать наше кино. Не досмотрев до конца, позвонил Лапину и потребовал вернуть в кадр «ту блондиночку». Так Анна Сергеевна была реабилитирована. 
А вот другой фильм с моим участием - советско-венгерский проект «Держись за облака» - из-за Брежнева пострадал. Его положили на полку на 15 лет из-за того, что один из героев, чмокая губами, читал речь по бумажке по слогам. Наверху посчитали это пародией на главу государства.
- А для вас какая роль является главной?
- Для меня нет дороже роли Габи из «Семнадцати мгновений весны». По фильму она была влюблена в Штирлица. Он тоже испытывал к ней интерес, поскольку Габи напоминала разведчику русскую жену. Я просила Лиознову, чтобы роль супруги Штирлица она пересняла с моим участием. Режиссер не согласилась.
- А лучшая роль вашего супруга? 
- Он навсегда остался в памяти зрителей как Алеша Скворцов из фильма «Баллада о солдате». Кстати, первоначально Чухрай утвердил на эту роль Стриженова. Олег даже снялся в большом количестве эпизодов. Однако режиссер понял: что-то не так - у главного героя нет той юношеской искренности, простоты, наивности. Ничего не говоря Стриженову, Григорий Чухрай стал пробовать на роль никому не известного студента ВГИКа Владимира Ивашова. Потом позвал Олега и показал ему пробы. Стриженов признал свое поражение.
По моему же мнению, свою самую лучшую роль - капитана Рюмина - Володя сыграл в фильме «Это мы, Господи». Рюмин, не сумевший в 1941 году сохранить роту, в отчаянии стреляет себе в сердце. 
Ивашов очень хорошо читал стихи. В память о муже я стала включать поэзию в свои выступления. На всех творческих встречах, как бы подчеркивая его присутствие со мной, включаю фонограмму песни «Для тебя» в его исполнении.
- Как вам Кириллов? 
- Городок произвел на меня прекрасное впечатление. Здесь хорошо, тут запах детства, когда дома еще топили дровами. Я пообщалась с настоятелем монастыря, который подарил баночку меда с монастырской пасеки. Ночевала в бывшей монашеской келье. Несмотря на ремонт, в ней до сих пор пахнет ладаном. 
- А если у вас какое-либо увлечение? 
- Когда был жив Ивашов, мы собирали пепельницы. Штук 500, наверно, было. Я даже их воровала за границей в ресторанах. Сейчас осталась только одна. Сама я уже лет восемь не курю, за что себя очень уважаю.
Готовить люблю. В нашей семье любили принимать гостей. Часто после спектакля все актеры ехали к нам. Володя угощал друзей своим первоклассным самогоном. В числе гостей были и Владимир Высоцкий с женой Люсей Абрамовой. 
- Расскажите о Высоцком.
- В «Месте встречи» я играла сестру убитой Груздевой. По сценарию допрашивавший меня Жеглов должен был обращаться ко мне по имени-отчеству, а Высоцкий сразу сказал: «Надюша». Режиссер оставил этот кадр. Потом я подошла к Говорухину и предложила завершить фильм сценой, где Жеглов появляется на встрече с коллегами под ручку со своей «Надюшей». На мой взгляд, фильм от этого только выиграл бы.
Жеглова никто не смог бы сыграть так, как его сыграл Высоцкий. Но в кинематографе Владимир Семенович не смог раскрыть себя полностью. А вот в театре от него исходила удивительная энергетика. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: