Предъявлено обвинение офицеру, после выговора которого застрелился солдат из Устюжны

Военный следственный отдел по Выборгскому гарнизону 24 сентября предъявил обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий 27-летнему Артему Мазуку (фамилия изменена). Обвиняемый - капитан-артиллерист 138-й отдельной мотострелковой бригады в поселке Каменка Выборгского района Ленинградской области. 
Двойной промах
ЧП в карауле случилось ночью 11 марта на территории войсковой части. Тогда из автомата Калашникова застрелился 19-летний солдат-срочник Павел Ришко, призванный из Устюжны.
Сразу же было возбуждено уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства», проверялись командование части и сослуживцы Ришко. Девушки у него не было, поэтому версию несчастной любви следствие не рассматривало.
Как выяснило следствие, в ночь с 10-го на 11-е рядовой Ришко заступил на двухсменный пост: два часа в карауле, затем час отдыха и еще на два часа в ружье. Задача караула - охранять парк боевой техники, сообщает информагентство 47news. После караула солдаты спят днем.
В полночь пришла проверка из штаба, а Павел Ришко не встретил подходящих офицеров положенным по уставу окриком «Стой, кто идет!» и выглядел заспанным. На вопросы об уставе гарнизонной и караульной службы он ответить не смог, и по закону подлости в этот момент у него зазвонил мобильный… Иметь в карауле телефоны строго запрещено, а Павел один свой аппарат перед заступлением на службу сдал, а второй утаил. 
Начальник караула Артем Мазук получил выговор за своего подчиненного и приказал ему во время пересменки явиться в часть. Когда Ришко пришел, офицер отчитал его в жесткой форме, а затем приказал читать устав вслух. Вернувшись на пост, Ришко застрелился. В коротком комментарии информагентству 47news Мазук подтвердил, что «был не сдержан, но в рамках ра­зумного», и заявил, что подобный инцидент (заснул на посту, плохо прошел проверку) мог случиться с каждым. По его словам, солдат был на хорошем счету. 
Уголовное дело с «Доведения до самоубийства» было переквалифицировано на «Превышение должностных полномочий», поскольку доведение до самоубийства предполагает систематические действия, направленные на создание невыносимой жизни потерпевшего, а в действиях Мазука не просматривается систематичности, ему вменяется в вину конкретный эпизод. Обвинение предъявлено 24 сентября.
Не выдержали нервы
По словам сослуживцев, Павел очень любил игры в мобильном и фильмы про апокалипсис и зомби, так что от экрана его было не оторвать. 
Настораживает вот что: во время призыва Ришко поставили первую группу нервно-психологической устойчивости, что означает допуск к работе с любым оружием. Но тот факт, что юноша застрелился после жесткой беседы с начальником, опровергает «железобетонную» стойкость его нервной системы. 
Про Артема Мазука известно, что он родом, как и Ришко, из сельской местности - из деревни в Ульяновской области, в 16 лет поступил в военную академию в Смоленске, в Каменку попал по распределению. В характеристике молодого офицера отмечается его корректное поведение. У Мазука есть маленькая дочь. 
Следствие считает, что Мазуку следовало сделать разбор нарушения, совершенного Ришко, после возвращения солдата в казарму, а не в тот момент, когда у срочника был доступ к боевому оружию. Кроме того, следствие учитывает, что Павел читал устав не в обычном, а в утяжеленном бронежилете.
Солдат органами следствия охарактеризован как скрытный, с изменчивым настроением, болезненным самолюбием и недостатком опыта в преодолении жизненных трудностей, со склонностью преувеличивать негативные последствия своих поступков и неадекватной реакцией на общественное порицание. Мазук, как считают органы следствия, не учел этих индивидуально-психологических особенностей бойца. По данным посмертной психиатрической экспертизы, в момент суицида Павел находился в состоянии повышенной психоэмоциональной напряженности.

Комментарий
Председатель Вологодского регионального общественного движения «Совет солдатских матерей» Маргарита Савоськина:
- Как могла комиссия в военкомате поставить ему самую лучшую психологическую устойчивость, если, как мы видим, эта характеристика в реальности не оправдалась? Психика была слабовата, и специалисты должны были это понять.
Сейчас родители должны будут добиваться выплаты страховки, а страховая, по всей видимости, откажет, и тогда им следует обратиться в суд. Мы 20 лет добиваемся, чтобы суицид был исключен из списка нестраховых случаев, поскольку на суицид командование любой части может списать любые свои огрехи. Частый случай - когда солдатам, получившим увечье, не выплачивают страховку, потому что пропущены сроки обращения или есть другие процессуальные нарушения, а солдата и его родных просто ввели в заблуждение в части. Конечно, если в части будут часты страховые случаи, командиру это может помешать в продвижении по службе, но хотелось бы видеть руководящих войсковыми частями офицеров честными и грамотными специалистами.
В отношении офицера в Каменке возбуждено дело не по доведению до самоубийства, а по превышению полномочий, поэтому все будет зависеть от решения суда. Я бы советовала родным погибшего солдата настаивать на переквалификации дела обратно по статье «Доведение до самоубийства». Возможно, сейчас военкомат их настраивает на пассивное ожидание, убеждая, что вопрос решится и так, но это не самый лучший выход. Всем, у чьих детей возникли проблемы при несении службы, я бы советовала обращаться за разъяснениями не в военкоматы, а к независимым юристам.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: