Один дед возил маршала Конева, другой служил в матушке-пехоте

Своих дедов-фронтовиков вологжанин Сергей Чуранов похоронил много лет назад. Но с самого детства отец приучил его, проходя мимо Вечного огня, помянуть минутой молчания всех тех, кто пал смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны. Ведь люди живы, пока о них помнят. А он - помнит.
Красноармеец Николай Чуранов прошел всю войну и остался живым и невредимым. Хотя однажды его… похоронили. Извещение о его гибели в ходе одного из боев пришло жене Апполинарии Николаевне в апреле 1945 года. Отплакали, выпили поминальную рюмку. А в конце мая 1945 года он вернулся с фронта домой, в Вологду. На груди - целый иконостас орденов и медалей. 
- Во время войны какое-то время мой дедушка Николай возил будущего маршала, дважды Героя Советского Союза Ивана Степановича Конева на внедорожнике, - вспоминает его внук. - По каким фронтам, я, естественно, не помню, не вдавался в эти подробности, а сейчас и спросить не у кого. Но об этом в семье часто вспоминали, особенно перед Днем Победы. Помню, дедушка рассказывал, что Конев был жестким по характеру, но справедливым.
Многие по сию пору считают, что Конев взял себе в шоферы простого рядового из Вологодской области, потому что сам был родом оттуда. Сергей Чуранов уверен: дед мог стать шофером маршала и по другим причинам:
- Дед был очень ответственным, следовательно, профессионалом своего дела. Мой отец рассказывал, что Николай Дмитриевич никогда не попадал в аварию. Возможно, и этот момент приглянулся Коневу. А может, кто-то и порекомендовал его. Может быть, родословная подходила под эту должность, раньше ведь было важно, чтобы человек происходил из рабоче-крестьянской семьи. Кроме этого, он к тому времени уже прошел войну с белофиннами, имел боевой опыт. 
Николай Чуранов воевал на всех автомобилях - «ГАЗ-67», «Horch-901», «Willys MB», «Dodge WC», участвовал в Ладожской операции, рулил на Берлин. Не раз был ранен, но после излечения неизменно возвращался к своему «железному коню».
24 ноября 1941 года в блокадный Ленинград по ледовой Дороге жизни прибыл первый караван с продовольствием. Вражеская авиация, естественно, пыталась противодействовать снабжению Ленинграда, но попасть бомбой в грузовик было не так-то просто. Если во время водных перевозок немцам удалось потопить пять буксирных пароходов и 46 барж, то с переходом на автомобильное снабжение потери грузов резко сократились. Дело в том, что авиабомба пробивала лед озера и взрывалась уже на дне, таким образом, ни сама бомба, ни ее осколки ничем не могли повредить автоколонне. Легче было укрыть от вражеской авиации также места погрузки и выгрузки. Но для подстраховки снимали с машин все лишнее, включая… кабины, и шоферы ехали в 30-градусный мороз навстречу ветру. На одной из них - красноармеец Николай Чуранов. Позже он вспоминал, что вскоре к полуторке стали закреплять на прицеп сани - удалось распределить нагрузку на лед по большей площади, а затем, когда лед еще больше окреп, кроме саней появились еще и колесные прицепы.
Кроме деда Николая у Сергея Чуранова был еще один дедушка - Сергей Козлов. До войны он служил радистом в погранвойсках в Белоруссии. Там и застало его известие о начале войны. К тому времени он уже сменил военную форму и работал штатным сотрудником  НКВД. 
На одной из железнодорожных станций, куда прорвались немцы, во время облавы Сергея Козлова задержали и вместе с остальными мужчинами отправили в товарном вагоне для перевозки скота в Берлин, на один из заводов. Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, но на станции Жлобин дед узнал одного из обходчиков и выпросил у него инструмент. Ночью взломал полы, и почти всем вагоном мужики сбежали, но до леса добрались не все... По болотам и лесам в течение двух дней Сергей Козлов добирался до семьи, оставшейся в Гомельской области. Сразу по возвращении был направлен в Пензу в состав 37-й команды НКВД. Там написал рапорт с просьбой призвать его в армию и в конце концов попал в 3-ю стрелковую роту 303-го стрелкового Гданьского Краснознаменного ордена Суворова полка на должность старшины. И всю войну провоевал в матушке-пехоте.
За мужество и героизм, проявленные в боях, воин был награжден орденами Красной Звезды и медалями. После войны остался в действующей армии, служил в 69-й Севской стрелковой дивизии. 
- В его честь меня и назвали, - говорит Сергей Чуранов, бережно перебирая фотографии. - Помню, дедушка меня всегда водил на парад. В то время шествие проходило по улице Мира. А когда парад заканчивался и открывались магазины, мы шли в «Детский мир», и он всегда покупал мне подарок. Потом встречался со своими однополчанами, выпивал фронтовые сто грамм, вспоминая войну. А после мы шли к другим моим дедушке и бабушке, Николаю и Апполинарии, где в русской печи уже томились пироги…

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: