Наши читатели предлагают открыть в Вологде музей Сухонского пароходства

В «Красном Севере» от 4 февраля 2015 года было напечатано письмо вологжанина Александра Конта «О музее пароходства, или Почему Никита Михалков свой фильм снимал в Швейцарии», которое получило немало откликов наших читателей, некоторые из них мы публикуем. 
В Белозерске был музей речного порта
Прочитал в вашей газете статью вологжанина Александра Конта и не смог не выразить своего мнения по затронутому им вопросу.
У нас в Белозерске тоже был музей, правда, не пароходства, а одного предприятия - речного порта. Создал его простой рабочий, впоследствии почетный гражданин города В. Н. Горин. Находился музей в Доме культуры речников, который с началом перестройки, так же как и музей, оказался никому не нужен. Между тем в музее была отражена богатая история периода существования в Белозерске парового флота. В одном из его отделов выставлялись изделия, выполненные в своих мастерских, перечень которых составляли гудки самых разнообразных форм, форсунки, телеграфы, литые изделия. Все эти предметы были особой гордостью работников порта. Мне в музее было знакомо все, и посещал я его много раз. Думаю, что это место было привлекательно для жителей и гостей города, и очень жаль, что музей исчез безвозвратно.
А Вологодский музей судоходства можно восстановить, коль находятся такие энтузиасты, как Александр Кубарев. Он взял на себя трудную задачу, но если с миру собрать по нитке, то рубаху из них сшить можно. Может, и мои ниточки для этого сгодятся, которыми я решил поделиться.
В сухонских речниках я находился две навигации 1944 - 1945 годов в качестве практиканта речного ремесленного училища, которое находилось в Вологде на улице Степана Разина. Плавал я на одном из больших и мощных колесных пароходов «Тбилиси», на котором капитаном был Николай Александрович Малков, а механиком - Платон Васильевич Широков.
Сухонская флотилия того времени состояла из колесных пароходов, которые в сравнении с винтовыми судами имели значительно меньшую осадку, что и требовалось для мелководной Сухоны. Но, с другой стороны, именно колеса были ощутимой помехой - они не позволяли подходить пароходу близко к берегу. Этот фактор был ущербным, особенно при заборе дров, когда приходилось устраивать длинные сходни.
Такие пароходы, как «Тбилиси», каждый раз набирали по 60-80 кубометров дров. В их погрузке участвовала вся команда, но больше всего доставалось кочегарам и матросам, которыми в годы войны работали только женщины.
Много раз видел, как мощный пароход «Яков Свердлов» легко тащил по 6-8 барж, счаленных в два «пыжа». Наблюдал, как пароходик «Ермак» мучительно преодолевал сильное течение на перекатах. Как небольшие пассажирские пароходы, подаренные Америкой, белые, словно лебеди, тихо передвигались по реке. У подарков, в отличие от наших судов, гребные колеса были за кормой, и вологодские речники сложили на эту тему что-то вроде стишка: «Америка России подарила пароход, у него колеса сзади и ужасно тихий ход».
История сухонского пароходства содержит немало аварийных ситуаций. В 1944 году только экипажу «Тбилиси» пришлось четыре раза сталкивать пароход с отмели. В навигацию этого же или следующего года (точно не помню) осенний штормовой ветер вытеснил в Кубенское озеро с фарватера на отмель грузопассажирский пароход «Софья Перовская». Наш «Тбилиси» и еще два парохода два дня пытались стащить пострадавшее судно с отмели, но тому так и пришлось зимовать на озере.
Обратил я внимание на природные прелести берегов Сухоны. Прямо с палубы можно было увидеть грибы на берегах, темно-зеленые острова дикого лука. Постоянное чувство голода влекло нас к этим подаркам природы. С риском для жизни мы с палубы прыгали в воду, выплывали на берега и собирали все, что было съедобным, а затем на сплетенных из прутьев плотиках вплавь доставляли свои трофеи на пароход. Наши заплывы одобрял сам капитан, поскольку похлебка из грибов и луковая трава были ощутимой добавкой к столу всего экипажа.
Самым памятным днем из всех прожитых мною на «Тбилиси» был День Победы. Ранним утром наш пароход подошел для забора дров, и сторож склада прокричал с высокого берега весть об окончании войны. На пароходе это великое событие было отмечено праздничным завтраком - по распоряжению капитана повар испекла из резервного запаса соевой муки по 10 оладей на каждого члена экипажа.
Александр Конт в своей статье пишет о том, что в Вологде можно создать пароход-музей, но, по-моему, если этого не было сделано раньше, то уже сделать нереально. Но обычный музей создать можно и необходимо. Начатая Александром Кубаревым работа по сбору материала для такого музея и публикация статей на эту тему на страницах областной газеты «Красный Север», уверен, дадут свои положительные результаты.
Евгений УПАКОВ, ветеран водного транспорта, Белозерск
Заслуженные люди плавсостава и берега
Мы, речники, ныне пенсионеры Сухонского пароходства, полностью поддерживаем автора статьи и надеемся, что руководство города и области найдут возможность решить вопрос о выделении помещения для музея речников Сухонского пароходства, которые внесли достойный вклад в развитие экономики нашей области, особенно ее восточных районов, когда только водным транспортом можно было завезти необходимые грузы промышленного назначения и продовольственные товары. Автор статьи прав и в том, что речники Сухоны в сложных навигационных условиях обеспечили перевозку грузов в период Великой Отечественной войны, связанный с обороной советского Заполярья и практически всего Северо-Запада, в том числе и Вологодской области. Речной флот Сухоны должен возродиться, и этому будут способствовать экспонаты музея и фотографии заслуженных людей плавсостава и берега.
С уважением, И. ПОДХОМУТОВ, начальник отдела кадров пароходства, В. ОГОРЕЛЫШЕВ, капитан-дублер теплохода «Заря 64», В. КИШЕНИН, капитан теплохода «Яковлев», А. АРТЮШОВ, капитан теплохода «ГТ 163», В. БОГОЛЕПОВ, председатель Морского собрания города Вологды

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: