Наркополицейские покуражились на 150 томов уголовного дела

Такого масштабного уголовного дела в отношении сотрудников правоохранительных органов в нашем регионе еще не было: на скамье подсудимых - 12 человек, которым грозят длительные сроки за тяжкие преступления. Ни один из них не признал вину. Оглашение приговора запланировано на 17 октября, а пока мы напомним об этом непростом и скандальном расследовании.
Как все начиналось
В феврале 2011 года у предпринимателя Александра Хватова  (здесь и далее фамилии потерпевших изменены) в машине и дома наркополицейские нашли дозы метам­фетамина, гашиша и курительной смеси из наркотических веществ. Тогда же в нарконтроль позвонил неизвестный, который сообщил о тайнике с наркотиками, где помимо «дури» оказались флешка и банковская карта Хватова.
В отношении предпринимателя было возбуждено уголовное дело. Через четыре месяца в СИЗО мужчина узнал, что лишился трех квартир: еще в марте якобы по его доверенности они оказались проданы… Хватов обратился в право­охранительные органы.
А в ноябре того же года обыски прошли уже в здании Череповецкого отдела УФСКН: сотрудники Следственного комитета, ФСБ и прокуратуры нашли в кабинетах наркополицейских готовые к реализации наркотические вещества. Под подозрением оказался начальник Череповецкого межрайонного отдела - заместитель начальника управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Вологодской области Алексей Советов. Кроме того, был задержан старший оперуполномоченный Александр Говоров.
Как оказалось, на тот момент в производстве регионального управления СКР уже находилось уголовное дело по факту незаконного завладения квартирами предпринимателя Хватова. Дело было передано в СКР из полиции, когда выяснилось, что к истории с жильем может быть причастен наркополицейский Говоров. А ФСБ наблюдала за Говоровым и Советовым с 2009 года. 
По данным следствия, в январе 2011 года у Александра Хватова, который занимался сделками с недвижимостью, и его знакомого возникли финансовые разногласия. Когда Хватов отказался делиться прибылью, несостоявшийся партнер решил отомстить, благо у него были знакомые из криминальной среды и наркоконтроля. Наркотики в машину предпринимателя были подкинуты во время его встречи с подставным покупателем жилья, а далее его подставил (и сам же арестовал!) Говоров, он же передал заказчикам преступления и документы на принадлежащую Хватову недвижимость, которыми завладел, пока бизнесмен был в СИЗО. 
В ходе следствия выяснилось, что за «работу» Говоров получил 300 тысяч рублей, и столько же - его начальник Советов, который покрывал беззаконие подчиненного. 
Обычное дело?
Череповецкий отдел УФСКН всегда был на хорошем счету, выдавая высокие показатели по изъятиям партий наркотиков в крупном и особо крупном размерах. Руководители отдела победно рапортовали в СМИ об успехах, заявляя, что ими перекрываются основные каналы поступления наркотиков в Череповец. Каким образом добивались эти показатели и какие методы работы при этом использовались, стало ясно позднее… СКР одно за другим возбуждал уголовные дела в отношении череповецких наркополицейских. В ходе следствия была получена информация, что избиения, унижения задержанных и подброс наркотиков были обычной практикой.
В этом на своем опыте смог убедиться другой предприниматель, Андрей Злобин. 8 октября 2010 года сразу после того, как мужчина припарковал машину к одному из домов по улице Сталеваров, он был задержан оперативной группой, возглавляемой все тем же Александром Говоровым. Основанием для задержания явилось заявление некоего Митрохина, который добровольно сдал наркополицейским 18 граммов мефедрона и героина, сообщив, что все это ему на хранение дал Злобин.
При досмотре в правом кармане куртки Андрея Злобина были обнаружены те же наркотические вещества, а в багажнике - бутылка с другим запрещенным зельем. Экспертиза нашла следы наркотика у Злобина на руках и на локтях. Против него дали показания 10 свидетелей. 
Позже выяснилось, что наркотики, которые якобы добровольно выдал Митрохин, были приобретены по приказу Советова его подчиненными, а свидетелями стали те, кто ранее уже попадал в поле зрения наркополиции и теперь сотрудничал с ней. Наркотики в карман Злобина и раствор в багажник машины подкинули члены группы задержания, они же нанесли частицы запрещенных веществ на руки мужчине, заломив их за спину и скрутив скотчем. По словам Андрея Злобина, следователь, который вел его уголовное дело, был в курсе, что наркотики подброшены, и признавался, что сделано это из-за конфликта предпринимателя с Советовым.
Преступления ради повышения
Бывшие подчиненные Алексея Советова откровенничали на следствии, что существовавшая в отделе строгая дисциплина была основана на страхе перед начальником. Тот знал обо всем, что происходило в подразделении, жестко требовал изъятий именно больших партий веществ, а при отсутствии возможности законно выявить сбытчиков лично давал указания побрасывать задержанным наркотики, причем так, чтобы вес изъятого квалифицировался как крупный и особо крупный размер.
Сотрудники, которые беспрекословно выполняли такие приказы, получали повышения по службе.
В желании угодить начальству наркополицейские порой добивались показаний любыми способами. Однажды они избивали и подвешивали вниз головой связанную женщину, чтобы та дала показания против мужа, а другую подозреваемую заставили раздеться догола и в присутствии мужчин-оперуполномоченных приседать, чтобы доказать, что наркотики не спрятаны в ее половых органах. В апреле 2011 года наркополицейские до тяжелых травм избили 27-летнюю женщину. 
Список издевательств над подозреваемыми, как выяснило следствие, весьма велик: в ход шли и полиэтиленовые пакеты, и стрельба из травматики над головой задержанного… Излюбленным приемом наркополицейских было поставить человека на колени, скрепить руки наручниками за спиной и бить головой о металлический сейф.
Также наркополицейским вменяется в вину совершение краж и грабежей «в ходе несения службы»: у одного задержанного опера забрали из кармана около пяти тысяч рублей, у другого сорвали с шеи толстую золотую цепь стоимостью 100 тысяч рублей, при обыске в одной из квартир похитили бензопилу, телевизор, пылесос, магнитофон.
Взятка в миллион
В ходе следствия выяснилось, что супруге одного из помещенных в СИЗО по подозрению в распространении наркотиков Александр Говоров за 200 тысяч рублей предложил решить вопрос с освобождением мужа из-под стражи на подписку о невыезде, хотя принимать такие решения - не в компетенции оперативного работника. Половину требуемой суммы Говоров в качестве предоплаты получил и присвоил, так и не выполнив обещание.
Некоторым из подозреваемых в сбыте наркотиков напрямую предлагалось заплатить за непривлечение их к уголовной ответственности. Так, например, в апреле 2011 года Советов и Говоров получили за это от одного череповчанина 280 тысяч рублей, у другого, уже осужденного, - 600 тысяч. Рекордной стала «дань» в 1,2 миллиона рублей.
Всего по уголовному делу в качестве фигурантов проходили 15 бывших наркополицейских ЧМРО. Трое - те, кто сотрудничал со следствием, - уже осуждены к различным срокам. Сейчас на скамье подсудимых 12 фигурантов. 
Всем предъявлены обвинения по статьям «Причинение тяжких телесных повреждений», «Кража», «Мошенничество», «Грабеж», «Хищение наркотических средств», «Незаконные приобретение, хранение и сбыт различных наркотических средств и психотропных веществ», «Приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем», «Злоупотребление служебными полномочиями», «Превышение должностных полномочий», «Получение взятки», «Дача взятки», «Фальсификация доказательств по уголовным делам», «Дача заведомо ложных показаний». Все это, по квалификации следствия, совершено в составе организованной преступной группы. Алексей Советов проходит по делу как ее организатор, он обвиняется в 118 эпизодах преступной деятельности. Уголовное дело насчитывает 150 томов, потерпевшими по нему проходят 50 человек.
Фигуранты старались всячески затянуть расследование, забрасывая потоком жалоб, обращений, ходатайств, в том числе и совершенно необоснованных.

Кстати
Наркополицейские подставляли не только обычных граждан, которых хотели «доить». Один из пострадавших от их действий - бывший старший оперуполномоченный УБОП Алексей Шведов. Он был задержан сотрудниками наркоконтроля 29 ноября 2007 года и обвинен в создании организованной преступной группы, занимавшейся сбытом наркотиков. В декабре 2008 года Шведова осудили на 12 лет лишения свободы. Позже выяснилось, что доказательства были сфальсифицированы по приказу все того же Советова, о неблаговидных делах которого Шведов хотел сообщить в прокуратуру. В мае 2013 года по решению суда Алексей Шведов был выпущен на свободу и покинул колонию в Нижегородской области. В дальнейшем он был оправдан судом. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: