Когда ребенок узнает, что он не родной

Жительница Грязовецкого района Елизавета Антонова столкнулась с тем, что собственные родственники против ее воли открыли ее ребенку тайну усыновления. Специалисты считают, что эта ситуация вполне типична: недоброжелательные родственники, вездесущие соседи и другие люди, причастные к тайне семьи, как правило, не могут держать язык за зубами. Поэтому психологи советуют некровным родителям самим подготовить ребенка к правде, какой бы горькой она ни была.
На два лагеря
- У меня уже в ранней юности были диагностированы проблемы с женским здоровьем, - рассказывает 38-летняя грязовчанка. - Из-за этого ушел мой первый муж. Он хотел детей, и в новом браке у него уже трое. Дай Бог счастья деткам, что еще сказать... Но мне очень больно, что я сама не могу родить. 
Во втором браке Елизавета Ивановна дважды проходила ЭКО, но ничего не вышло. Грязовчанка решилась усыновить малыша. 
- К тому времени и второй брак дал трещину, но уже не из-за меня, - говорит она. - Второй муж любил выпить, а его главным собутыльником был и остается до сих пор мой родной отец. Бывает, сядут вместе «квасить» - и ну обсуждать меня! С отцом у меня с детства отношения не очень ладились, потому что он всегда сильно пил и маму обижал. А мама кроткая, никогда не могла ему противостоять, да и я тоже недалеко от нее в этом ушла. Мне проще уйти из дома и поплакать где-нибудь. Но отец знал, что я его не одобряю, что я всегда на маминой стороне, и это его задевало. Так и жили всю жизнь: я с матерью - в одном лагере, а отец с моим младшим братом - в другом.
О том, что Елизавета хочет усыновить ребенка, знали только ее мама и второй муж Анатолий - с ним женщина обсуждала такую возможность еще в браке. А Анатолий рассказал обо всем ее отцу. 
- Я даже продумала, как имитировать беременность, чтобы никто ничего не знал, - плачет женщина. - Отец однажды пришел и заявил, что ему «неизвестно чьего» ребенка не надо. 
В семье случился большой скандал, но своего решения Елизавета не изменила.
«Подкидыш не нужен»
Она усыновила мальчика-«отказника», и первые годы жизнь была благополучной: счастье материнства и новые заботы, рядом с которыми все остальное казалось неважным, поддержка матери, финансовая стабильность в связи с тем, что ей удалось после выхода из декрета найти хорошую работу в крупном супермаркете областного центра... 
- Я с ребенком снимала жилье в Вологде, устроила сыночка в садик в два с половиной года, денег хватало на скромную, но вполне достойную жизнь, - вспоминает Елизавета Ивановна. - Когда Сережа болел, мама приезжала с ним водиться, чтобы я могла не уходить на больничный и не сердить этим начальство. За два года ни разу не пропустила ни одного дня, даже в отпуске была только 20 дней... Но потом случился кризис, и меня все равно сократили, пришлось вернуться в Грязовецкий район к родителям.
Отец женщины сразу заявил, что будет мириться с «подкидышем», если дочь профинансирует ему бесперебойную выпивку. 
- Первое время я старалась его не сердить, чтобы Сережа привык к новому садику и новой жизни, но это было все равно что жить на вулкане, - тяжело вздыхает грязовчанка. - Да и не было у меня столько денег, чтобы наливать отцу всякий раз, как он этого захочет. И я решила: будь как будет. Если он попробует обидеть моего ребенка - я этого не спущу!
Кто именно - отец, брат или бывший муж - сказал мальчику, что он не родной, Елизавета доподлинно не узнала. Но заявить в полицию так и не решилась: боялась, что в маленьком населенном пункте новость распространится мгновенно, да и не так-то просто обвинить родственников в преступлении. Женщина утешала себя тем, что ребенок отреагировал довольно спокойно. Но со временем поняла, как сильно ошиблась: мальчик стал замкнутым и нервным, а когда он пошел в первый класс, учительница настоятельно советовала показать его психологу. 
- Он знает, как сильно я его люблю, - говорит Елизавета Ивановна. - И после того, как я его возила в Вологду к специалисту, я вижу улучшения. Но не знаю, что будет дальше и как мириться с предательством самых близких людей. Мы давно живем отдельно от отца, но я чувствую свою вину за то, что не могу дать сыну настоящую семью. Я не знаю, правильно ли я поступила, что не защитила его от тяжелой и неприятной правды.
Как показывает опыт специалистов детских домов и других социальных учреждений, как правило, дети все равно узнают, что их усыновили, и это случается далеко не по воле родителей. 
- Моей дочери-подростку несколько лет назад тайну открыла пожилая соседка, у которой, как я подозреваю, проблемы с психикой, - рассказывает вологжанка Ирина Цаплина. - Подловила на лестничной клетке и выболтала, что человек, которого она называет папой, ей не отец. Дочка отца не помнит, потому что мы с нынешним мужем, который ее усыновил, поженились, когда ей было около годика. 
Семья Цаплиных подавала на соседку в суд, но наказания так и не последовало: женщина просто не являлась на заседания до тех пор, пока не вышел срок привлечения ее к уголовной ответственности.
Фамилии изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ».

Комментарии
Елена Рындина, директор БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 2»:
- Согласно п. 1 ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, принявшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, проводившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка и в случае разглашения данной информации несут ответственность в установленном законом порядке. 
Это позволяет усыновителям чувствовать себя в безопасности от притязаний биологических родителей и кровных родственников. Но есть и другая сторона медали. В России тайна усыновления охраняется законом, но чаще всего нарушается общественной моралью. Можно привести множество примеров, когда тайна усыновления раскрывалась для ребенка просто и неожиданно. Все тайное становится явным, ребенок все равно рано или поздно узнает правду, и хорошо, если ее расскажут любящие его люди, убежденные в том, что усыновление - это счастье, расскажут со знаком плюс, так, чтобы он мог считать своим праздником не только день рождения, но и день усыновления. 
Приемные родители часто боятся, что такая информация окажется для ребенка слишком болезненной. Но детское восприятие значительно отличается от взрослого. Так называемые детские вопросы в большинстве случаев вызваны простым любопытством. Дети, усыновленные в младенческом возрасте, не помнят своего прошлого и, пока у них нет своего жизненного опыта, принимают окружающий мир таким, каким видят его близкие люди. Для ребенка, узнавшего в подростковом возрасте о том, что он не родной, ситуация может оказаться очень травматичной. Для большинства людей горькая правда действительно дороже сладкой лжи, потому что осознание того, что самые близкие в жизни люди долгое время обманывали, очень болезненно, порой даже невыносимо. Это может навсегда подорвать доверие ребенка как к своим родителям, так и к людям вообще. В такой ситуации родителю бывает необходимо попросить прощения у ребенка за укрывательство этой информации и объяснить, что он чувствовал все это время как родитель.
Юлия Васюкова, психолог-консультант, г. Череповец: 
- Разглашение тайны усыновления может быть очень серьезной психической травмой для ребенка. Получается, что его обманули самые близкие люди. Тайна усыновления в большинстве случаев рано или поздно становится раскрытой. Часто дети или уже взрослые узнают об этом «случайно» от других людей, или это становится очевидным при других обстоятельствах: группа крови, которая не может быть, если ребенок родной, наличие доминантных признаков во внешности, которые не могут проявиться у ребенка этих родителей, наследственные заболевания и другое. Когда родители скрывают от ребенка правду, он все равно это чувствует. Не может объяснить, но информация все равно считывается на бессознательном уровне. Родители живут в напряжении, что правда откроется. Это влияет и на их психику и здоровье, и на состояние ребенка. Когда ребенок узнает правду, у него появляется естественное желание узнать своих биологических родителей. Может последовать еще одно разочарование при встрече, когда поведение и отношение биологических родителей к нему не оправдают его ожиданий. Чем старше ребенок, тем сильнее травма. Лучше сразу рассказать ребенку в доступной для него форме, в соответствии с его возрастом о том, как он попал в семью. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: