Капитана речного катера «Кавказ» Галину Репину уважали все

В газете «Красный Север» (№ 23 за 4 марта 2015 года) я прочитала статью «Будущие капитаны учатся в Великом Устюге», в которой сказано, что в училище этого города за его 95-летнюю историю судоводительскому мастерству стали учить девушек только сейчас. Это не совсем так, если брать во внимание военные годы, когда на базе училища были организованы двухмесячные курсы, на которых учились и девушки. Моя мама Галина Григорьевна Струнина, о которой я хочу рассказать, после их окончания работала рулевым-капитаном на моторном катере «Кавказ».
Родилась мама 8 июля 1926 года в деревне Калиново Сокольского района десятым ребенком в многодетной крестьянской семье. Ее отец, Григорий Ильич Репин, умер, когда младшей дочке было всего шесть лет. Помнит она лишь, как после удачной путины принес он ей валеночки: маленькие, мягкие. Она их и на ноги боялась надеть, прижимала к груди и все смеялась от радости. 
Закончила семилетку, в 1940 году начала работать в колхозе «Красный Борок». Когда грянула Великая Отечественная война, Галине не исполнилось и 15 лет. В 1942 году она была мобилизована рабочей на Шерский сплавной участок Сокольской рейдовой конторы. Это была тяжелая работа, далеко не для девичьих рук, но большинство мужчин сражались на фронте.
В феврале 1943 года Галину в числе пяти девушек направили на курсы рулевых речных судов в Великий Устюг. Мать не отпускала: не ближний свет - 500 километров добираться надо на бортовых машинах, а на улице зима и трескучие морозы. А Галинка, хоть и маленькая росточком, но настырная и боевая: пришлось уступить. Так мама стала курсантом Великоустюгской учебно-производственной курсовой базы, постигала устройство катера и судовых механизмов, речную лоцию, правила плавания. Вот только есть хотелось постоянно. Девчонки, получив паек, не могли растянуть его на неделю и посылали к директору курсбазы Галину. А она, худенькая, с двумя косами через плечо, в калошах на босу ногу, встанет в кабинете директора и скажет: «Александр Васильевич, есть хочу». Смотрит он на нее: в чем душа держится: «Ну, что ты, Репина - такая маленькая, а ешь всех больше!» А хлеба все-таки выпишет целую буханку: знал, что не только для себя просит. 
10 мая 1943 года Галина Репина получила удостоверение об окончании двухмесячных курсов рулевых моторных катеров, сдав при этом экзамены на «хорошо» и «отлично». Добиралась домой трое суток на пароходе. Хлеб, выданный на дорогу, конечно, сразу съела. Как от Шерской пристани до дому дошла, не знает, помнит только, что стоит перед крыльцом, шатается от слабости, на ступени ноги поднять не может. 
В мае 1943 года приказом начальника СухУРПа Николая Зеленова она была назначена капитаном речного моторного катера «Кавказ». Команда судна состояла из шести человек: командир катера Галина Репина, помощник капитана Василий Теленков, моторист Леонид Максименков, помощник моториста Николай Максименков, матросы Михаил Уваров и Василий Артемьев. До конца войны эта команда буксировала лес к предприятиям лесной и деревообрабатывающей промышленности Сокола, что было непросто. Провести, к примеру, гонку леса в ветреную погоду через плотину, где течение сильное и вода бурлит, могли только опытные капитаны. Маме это удавалось, и ее очень уважали за качество работы. Правда, один раз речники не смогли справиться с течением в плотине, гонку развернуло, один котлован у плотины почти снесло, но гонка леса осталась целой. Мама так вспоминает этот случай: «Ох и страшно было! Гонка-то больше шести линеек, а катерок-то слаб, бьется из последних сил, а разве справишься с весенней водой: вьет, бурлит в самой-то плотине». Летом гонку леса длиной 40 метров надо было завести в шлюз «Знаменитый». Вначале, когда опыта не было, помогал пожилой Василий Теленков. 
Катер «Кавказ» кроме буксиров таскал по реке баржи с различными грузами, а еще возили на них пленных немцев на лесозаготовки. Маршруты «Кавказа» были разными, ходили до самого Великого Устюга. Река Сухона богата поворотами, а перед Тотьмой - мелями, но ни одного нарушения правил плавания команда не допустила: мама хорошо знала лоцию, да и дисциплина на катере была строгая. 
Широко раскинула река свои серебристо-серые воды, быстро бежит катер «Кавказ». Вот он сбавляет ход, подплывая к плотам. Из рубки выходит небольшого ростика капитан: в картузе, который щегольски держится на двух крепко заплетенных косах, бушлате, перешитом по росту матерью, убавленных матросских брюках, и только ботинки нарушают бравый вид (не могли подобрать 34-й размер, не было на складе). Не надо капитану рупора: далеко слышен звонкий молодой голос, которым он отдает команды. 
Кровопролитная война закончилась победой. Женщин в тяжелых, недевичьих занятиях сменили мужчины, но только не маму. Упорная и энергичная, она проработала на катере капитаном до 1951 года. За свою работу неоднократно наг­раждалась ценными подарками. За перевыполнение планов сплавных работ Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 
В 1951 году капитанскую деятельность Галине Репиной пришлось оставить в связи с замужеством и рождением сына. Расставание с любимым катером и ставшей родной командой далось ей нелегко. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: