Как закрытие лазейки на «серый» импорт автомобилей отразится на их стоимости?

statics/images/arcticles/042024/03042024x4c2dc690.jpg
Даже официально продающиеся в России китайские автомобили многие покупали по параллельному импорту, чтобы сильно сэкономить.
Фото Игоря Аксеновского

С 1 апреля Правительство России повысило утилизационный сбор на автомобили, ввезенные из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Значительная часть параллельного импорта в минувшем году шла именно по таким «серым» схемам, что позволяло перекупщикам предлагать машины дешевле, чем у официальных дилеров. Теперь такие теневые каналы стали невыгодными, а доставленные по ним автомобили в ближайшее время могут подскочить в цене на 20 - 30%.

Среднеазиатский автопром

Кроме России, в ЕАЭС, напомним, входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан. Между странами-участницами существует общее таможенное пространство. Это значит, что если товар растаможен в одной из стран ЕАЭС, то при его перемещении в другую импортную пошлину платить уже не надо. Но у каждого государства своя экономическая ситуация. Например, Россия для поддержки своих автопроизводителей устанавливает высокие пошлины на импорт иномарок. А в Киргизии или Армении нет своего автопрома, поэтому они могут устанавливать более низкие пошлины. Кроме того, в некоторых странах-участницах ЕАЭС действуют более низкие по сравнению с российскими таможенные пошлины, акцизы и налоги. Плюс ко всему определенные категории граждан имеют те или иные таможенные льготы. Именно поэтому страны ЕАЭС стали популярным каналом для импорта машин в Россию.

Перекупщики сразу поняли, как на этом можно заработать. Машина ввозится, например, в Киргизию по дешевой пошлине, перегоняется в Россию и там продается дешевле, чем такая же машина, ввезенная в нашу страну напрямую.

По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году через страны ЕАЭС на российский рынок был ввезен примерно каждый пятый импортный автомобиль. Так, из 707 тысяч машин, поставленных к нам в страну из-за рубежа, 8% пришлось на Киргизию, 6% - на Казахстан, 2% - на Беларусь и 1% - на Армению.

Эксперты подтверждают: в последнее время Киргизия стала крупнейшим хабом автомобилей из Китая и Кореи для их последующей поставки в Россию. Причем речь идет не только о собственных марках этих стран, но и о популярных мировых брендах, которые из-за санкций не поставляются в нашу страну с 2022 года.

- Например, покупается автомобиль в Китае за 60 тысяч долларов, а в грузовой таможенной декларации указывают на 50 тысяч меньше. Пошлина в Киргизии равна 15%, это 1 500 долларов с каждых 10 тысяч. Таким образом, только на этом «экономится» 7 500 долларов. Плюс НДС - в России он 20%, в Киргизии - 12%. И акцизный сбор, который вообще отсутствует в Киргизии, - приводит пример работы «серой» схемы импорта автомобилей заместитель гендиректора автомобильной группы «Авилон» Алексей Стариков.
В итоге, по словам эксперта, экономия при ввозе через соседние государства вполне могла составлять с каждой машины до 1,5 - 2 миллионов рублей.

Без гарантии

Действительно, изначально параллельный импорт задумывался для поставок моделей европейских и азиатских производителей, прекративших работу на российском рынке - тех же Toyota, Mitsubishi, Audi и так далее. Несмотря на то, что машины этих марок серьезно выросли в цене, состоятельные покупатели на них находились всегда. 

Но одновременно с этим через Среднюю Азию в нашу страну начали активно завозиться и китайские машины, которыми вполне официально торгуют автосалоны. Одним из самых популярных автомобилей из Поднебесной, продающихся по «серому» импорту, стал Geely Monjaro. По данным «Автостата», в минувшем году на российском рынке было продано в общей сложности 20 423 этих кроссовера. При этом через официальных дилеров - менее десяти тысяч. Получается, что всевозможные «параллельные» продавцы обеспечили Monjaro более половины продаж. Основная причина та же - выгода в цене. Если в автосалоне этот кроссовер в начале нынешнего года стоил с учетом программ лояльности, кредитования, скидок за trade-in в зависимости от комплектации в пределах 4,3 - 5 миллионов рублей, то поставленный по «серому» каналу автомобиль можно было взять за 3,4 - 3,7 миллиона рублей. 

Главный минус таких автомобилей - отсутствие гарантии, затраты на которую заложены в итоговую цену тех же дилерских машин. Поэтому если в «сером» автомобиле что-то сломается, устранять поломки его владельцу придется исключительно за свой счет. 

- Покупатели китайских автомобилей по параллельному импорту встречаются и в нашей области. Да, эти машины так же хорошо собраны - из таких же узлов и агрегатов, как и те, которые продаются у официальных дилеров. Но, как правило, эти кроссоверы не были приспособлены к российским условиям - у них не было зимних «теплых опций» (электрообогрева лобового стекла, форсунок омывателя, задних сидений и руля), отсутст­вовала русификация, поскольку эти машины чаще всего рассчитаны на внутренний рынок КНР. Мы готовы обслуживать клиентов по параллельному импорту, но зачастую не могли даже подключить к таким машинам цифровые сканеры для выявления проблем в бортовой электронике, - рассказал нам представитель одного из крупных автосалонов Вологды.

Активно продаются по «серому» импорту кроссоверы и другой популярной китайской марки - EXEED.

- Новые модели - RX и VX - массово завозили весь прошлый год, поскольку они пользуются спросом. Они тоже, как правило, шли без гарантии и русификации, - подтвердил руководитель кластера Вологда компании EXEED Центр РРТ Запад Владислав Прилукин. 

Перекрыть канал

С 1 апреля вступило в силу постановление Правительства России № 152. Согласно этому документу недоплаченные налоги и прочие сборы за ввозимые из стран ЕАЭС автомобили будут учитываться в размере утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами. Для этого Федеральная таможенная служба будет отслеживать все (пошлины, утилизационный сбор, НДС), что заплатил автовладелец в стране растаможки. 

«Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме», - говорится в официальном сообщении Правительства РФ. 

Также постановление ввело обязательное растаможивание в России электромобилей.

Тем самым выгода от продажи машины через ЕАЭС вообще сведена к нулю. 

- 1 апреля будет восстановлена справедливость. Небольшой процент автомобилей по параллельному импорту останется и далее, но они не адаптированы для рынка и не имеют гарантии производителя. Поэтому мы считаем, что пресечение лазеек в законе - это правильная мера, направленная на развитие цивилизованного авторынка, - ранее заявили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры».

Как-то резко повлиять на стоимость автомобилей на российском рынке это решение вряд ли сможет. По оценкам экспертов, за последние месяцы до повышения утилизационного сбора в нашу страну ввезен достаточный запас машин из среднеазиатских государств, которых, по разным оценкам, хватит от трех месяцев до полугода продаж. А вот те автомобили, которые будут попадать в Россию уже по новым правилам, станут дороже примерно на 20 - 30% и отчасти уравняются с теми, которые предлагают официальные дилеры.

«Машины, которые уже ввезены и прошли оформление, немного подешевели. Что касается новых поставок, то эти автомобили, скорее всего, по цене будут уже близки к аналогам, предлагаемым в официальных дилерских центрах. Однако все же будут несколько дешевле их. При стоимости модели, допустим, в пять миллионов рублей разница, предположительно, может составить 300 - 400 тысяч рублей. Это будет плата за отсутствие гарантии, русификации, но при этом такие варианты все равно будут востребованы у потребителей», - цитируют «Известия» мнение главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова. 

- Власти изменили правила взимания утильсбора в отношении автомобилей из ЕАЭС, предусмотрев возможность включения в него и других сборов. В данном случае в постановлении не указано, что оно действует в отношении машин, ввезенных и оформленных до 1 апреля 2024 года. Поэтому предъявлять претензии владельцам таких машин таможенники не смогут, - считает адвокат Сергей Радько.

- Новый расчет утилизационного сбора позволит частично перекрыть «серые» каналы импорта автомобилей. Поскольку у перекупщиков накоплен запас таких машин, то быстрых результатов мы не увидим. Но затем цены на автомобили у «серых» дилеров будут постепенно повышаться. И в официальных автосалонах будет такой же тренд, - прогнозирует Владислав Прилукин. 


 

Нововведение

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: