Как повысить платежную дисциплину за энергоресурсы
1704
Использование прямых расчетов между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, ужесточение требований к управляющим компаниям, создание единого информационно-расчетного центра по оплате коммунальных услуг - эти и другие предложения прозвучали в рамках прошедшего на площадке ЗСО «круглого стола» «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Вологодской области»?
Исключить посредников
Уже почти год, как в России действует федеральный закон № 307-ФЗ об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. По замыслу его разработчиков новый документ должен был ликвидировать пробелы в правовом поле, которые позволяли недобросовестным потребителям накапливать многомиллионные долги. В том числе за счет серьезного увеличения размеров штрафов и пени в отношении должников за электроэнергию и коммунальные услуги, ужесточение административной ответственности к руководителям предприятий-неплательщиков и так далее. Между тем, участники «круглого стола» - члены Совета Федерации, депутаты областного парламента, представители регионального правительства, руководители сетевых и ресурсоснабжающих организаций - были едины в том, что законодательство нуждается в дальнейшей корректировке, поскольку проблема неплатежей по-прежнему не теряет остроты. Более того, по информации заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктора Рогоцкого, долги «продолжат расти пугающими темпами» и в целом по стране уже превышают один триллион (!) рублей. И не надо думать, что это исключительно проблема взаимоотношений между поставщиками ресурсов и их потребителями. Ресурсоснабжающие организации вынуждены компенсировать выпадающие доходы банковскими кредитами, что в конечном итоге приводит к росту тарифов и бьет по карманам населения.
В целом по Вологодской области задолженность за все энергетические ресурсы превышает семь миллиардов рублей (в том числе 1,9 миллиарда за электроэнергию, 1,5 миллиарда - за газ, 2,6 миллиарда - за тепловую энергию и т.д.). Как отметил начальник департамента топливно-энергетического комплекса области Антон Стрижов, если объем задолженности за электроэнергию и газ по сравнению с 2014 годом уменьшился, то картина по оплате потребителями тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения, наоборот, меняется в худшую сторону. Причем самая значительная доля неплатежей - 2,5 миллиарда рублей - приходится на управляющие компании и ТСЖ.
По данным «Вологдаэнергосбыта», только за последние три года в Вологде и Череповце прекратили свою деятельность (банкротство, ликвидация) порядка 160 управляющих компаний, оставив после себя задолженность за электроэнергию 192 миллиона рублей. Аналогичные долги по МУП «Вологдагортеплосеть» составляют почти треть из более чем 900 миллионов дебиторской задолженности предприятия.
- Переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, исключив посредничество управляющих компаний, - важная задача, которую необходимо решить законодательно. Статистика показывает, что при переходе на такую систему собираемость платежей увеличивается до 90-100%. При посредничестве управляющих компаний оплачивается лишь половина услуг. В Вологде и Череповце были случаи, когда нерадивые управляющие компании умудрялись создать миллионные долги и уходить с рынка, избежав ответственности, - подчеркнул эксперт комитета по энергетике Госдумы Юрий Ямпольский.
Еще одно предложение в этом направлении, высказанное подавляющим числом экспертов, - лишение лицензии управляющих компаний, имеющих долги перед ресурсонабжающими организациями.
При этом переход на прямые договоры в качестве одной из мер по снижению задолженности все чаще практикуют и сети. По словам директора филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» Виктора Луцковича, у компании насчитывается уже более двух тысяч таких договоров с потребителями, что позволило получить свыше 320 миллионов рублей.
Синхронизация ответственности
Другая нерешенная проблема - неравномерность применения штрафных санкций к энергетикам, организациям коммунального комплекса и потребителям, что приводит к кассовым разрывам, достигающим 60 дней. Допустим, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования для населения, УК, тепло- и водоснабжающим организациям, ТСЖ и ЖСК, согласно 307-ФЗ, можно начислять только с 91 дня просрочки. При этом на оптовом рынке перед производителем электроэнергии гарантирующий поставщик обязан рассчитаться авансом, а сетевая организация применяет к гарантирующему поставщику пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ с первого дня просрочки оплаты. Поэтому и правила должны быть синхронизированы, другими словами, одинаковыми для всех участников рынка - к такому выводу пришли участники «круглого стола».
Другой блок проблем - работа с неотключаемыми потребителями, чьи неплатежи, например, составляют «львиную долю» из 1,9 миллиарда рублей задолженности за ту же электроэнергию. И какие-либо рычаги воздействия на таких просто-напросто отсутствуют.
- Органы субъектов Федерации формируют список неотключаемых потребителей, ежегодно увеличивая их число примерно на 20%. Речь идет о больницах, детских садах, школах, водоснабжающих организациях, учреждениях УИН и многих других. У субъекта, который формирует список неотключаемых, должна быть и ответственность по их платежам, - считает Юрий Ямпольский.
Юрий Ямпольский добавил, что, согласно законодательству, у таких организаций должны быть аварийные источники питания, на практике они отсутствуют. Также, по его словам, необходимо решать вопрос с погашением задолженности за энергоресурсы бюджетных учреждений и прежде всего - находящихся в федеральной собственности.
Единые центры и культура платежей
Для решения проблем неплатежей регионы все чаще идут на создание единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ), которые собирают с населения коммунальные платежи и затем расщепляют их среди поставщиков услуг. О том, что эта идея всерьез рассматривается и на Вологодчине, подтвердили и Антон Стрижов, и заместитель губернатора области Виталий Тушинов. Вот только вопрос, каким быть этому единому центру, учитывая недавний печальный опыт создания подобной структуры в Вологде, остается пока открытым.
- Только организации, напрямую заинтересованные в увеличении собираемости денежных средств, могут выступать учредителями и организаторами единых расчетных центров. На территории регионов, как правило, этим критериям отвечают гарантирующий поставщик или единая теплоснабжающая организация. В случае, когда функции ЕРКЦ передаются независимой организации, высока вероятность увеличения расходов на ее деятельность, - уверен Виктор Рогоцкий.
- Наверное, нужно задумываться и об авансовых платежах потребителей коммунальных услуг. Взять ту же сотовую связь, когда потребитель сначала платит деньги, а потом использует ресурс. Почему мы так не делаем, когда покупаем электрическую энергию? - предложил Антон Стрижов.
- В любой законодательной инициативе всегда можно найти лазейки. Поэтому необходимо решать эту проблему в том числе и за счет формирования культуры потребления, создания атмосферы нетерпимости к злостным неплательщикам. А у государства и надзорных органов даже на сегодняшний день рычагов для этого достаточно, - считает заместитель генерального директора ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» Сергей Сенников.
- Задолженность, превышающая по Вологодской области семь миллиардов рублей, - цифра большая. И есть потенциал для ее снижения в разы. Я бы разделил все прозвучавшие предложения на две части - те, что нужно внести законодательно, и те, которые уже можно реализовать, - подчеркнул председатель ЗСО Андрей Луценко.
В свою очередь Виктор Рогоцкий пообещал, что все прозвучавшие в ходе дискуссии инициативы будут доведены до Совета Федерации, Минстроя и Минэнерго.
Комментарии (0)