Как повысить платежную дисциплину за энергоресурсы

Использование прямых расчетов между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, ужесточение требований к управляющим компаниям, создание единого информационно-расчетного центра по оплате коммунальных услуг - эти и другие предложения прозвучали в рамках прошедшего на площадке ЗСО «круглого стола» «Неплатежи: как переломить ситуацию в ЖКХ в Вологодской области»?
Исключить посредников
Уже почти год, как в России действует федеральный закон № 307-ФЗ об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. По замыслу его разработчиков новый документ должен был ликвидировать пробелы в правовом поле, которые позволяли недобросовестным потребителям накапливать многомиллионные долги. В том числе за счет серьезного увеличения размеров штрафов и пени в отношении должников за электроэнергию и коммунальные услуги, ужесточение административной ответственности к руководителям предприятий-неплательщиков и так далее. Между тем, участники «круглого стола» - члены Совета Федерации, депутаты областного парламента, представители регионального правительства, руководители сетевых и ресурсоснабжающих организаций - были едины в том, что законодательство нуждается в дальнейшей корректировке, поскольку проблема неплатежей по-прежнему не теряет остроты. Более того, по информации заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктора Рогоцкого, долги «продолжат расти пугающими темпами» и в целом по стране уже превышают один триллион (!) рублей. И не надо думать, что это исключительно проблема взаимоотношений между поставщиками ресурсов и их потребителями. Ресурсоснабжающие организации вынуждены компенсировать выпадающие доходы банковскими кредитами, что в конечном итоге приводит к росту тарифов и бьет по карманам населения.
В целом по Вологодской области задолженность за все энергетические ресурсы превышает семь миллиардов рублей (в том числе 1,9 миллиарда за электроэнергию, 1,5 миллиарда - за газ, 2,6 миллиарда - за тепловую энергию и т.д.). Как отметил начальник департамента топливно-энергетического комплекса области Антон Стрижов, если объем задолженности за электро­энергию и газ по сравнению с 2014 годом уменьшился, то картина по оплате потребителями тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения, наоборот, меняется в худшую сторону. Причем самая значительная доля неплатежей - 2,5 миллиарда рублей - приходится на управляющие компании и ТСЖ.
По данным «Вологдаэнергосбыта», только за последние три года в Вологде и Череповце прекратили свою деятельность (банкротство, ликвидация) порядка 160 управляющих компаний, оставив после себя задолженность за электро­энергию 192 миллиона рублей. Аналогичные долги по МУП «Вологдагортеплосеть» составляют почти треть из более чем 900 миллионов дебиторской задолженности предприятия. 
- Переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, исключив посредничество управляющих компаний, - важная задача, которую необходимо решить законодательно. Статистика показывает, что при переходе на такую систему собираемость платежей увеличивается до 90-100%. При посредничестве управляющих компаний оплачивается лишь половина услуг. В Вологде и Череповце были случаи, когда нерадивые управляющие компании умудрялись создать миллионные долги и уходить с рынка, избежав ответственности, - подчерк­нул эксперт комитета по энергетике Госдумы Юрий Ямпольский.
Еще одно предложение в этом направлении, высказанное подавляющим числом экспертов, - лишение лицензии управляющих компаний, имеющих долги перед ресурсонабжающими организациями. 
При этом переход на прямые договоры в качестве одной из мер по снижению задолженности все чаще практикуют и сети. По словам директора филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» Виктора Луцковича, у компании насчитывается уже более двух тысяч таких договоров с потребителями, что позволило получить свыше 320 миллионов рублей. 
Синхронизация ответственности
Другая нерешенная проблема - неравномерность применения штрафных санкций к энергетикам, организациям коммунального комплекса и потребителям, что приводит к кассовым разрывам, достигающим 60 дней. Допустим, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования для населения, УК, тепло- и водоснабжающим организациям, ТСЖ и ЖСК, согласно 307-ФЗ, можно начислять только с 91 дня просрочки. При этом на оптовом рынке перед производителем электроэнергии гарантирующий поставщик обязан рассчитаться авансом, а сетевая организация применяет к гарантирующему поставщику пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ с первого дня просрочки оплаты. Поэтому и правила должны быть синхронизированы, другими словами, одинаковыми для всех участников рынка - к такому выводу пришли участники «круглого стола». 
Другой блок проблем - работа с неотключаемыми потребителями, чьи неплатежи, например, составляют «львиную долю» из 1,9 миллиарда рублей задолженности за ту же электроэнергию. И какие-либо рычаги воздействия на таких просто-напросто отсутствуют.
- Органы субъектов Федерации формируют список неотключаемых потребителей, ежегодно увеличивая их число примерно на 20%. Речь идет о больницах, детских садах, школах, водоснабжающих организациях, учреждениях УИН и многих других. У субъекта, который формирует список неотключаемых, должна быть и ответственность по их платежам, - считает Юрий Ямпольский.
Юрий Ямпольский добавил, что, согласно законодательству, у таких организаций должны быть аварийные источники питания, на практике они отсутствуют. Также, по его словам, необходимо решать вопрос с погашением задолженности за энергоресурсы бюджетных учреждений и прежде всего - находящихся в федеральной собственности. 
Единые центры и культура платежей
Для решения проблем неплатежей регионы все чаще идут на создание единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ), которые собирают с населения коммунальные платежи и затем расщепляют их среди поставщиков услуг. О том, что эта идея всерьез рассматривается и на Вологодчине, подтвердили и Антон Стрижов, и заместитель губернатора области Виталий Тушинов. Вот только вопрос, каким быть этому единому центру, учитывая недавний печальный опыт создания подобной структуры в Вологде, остается пока открытым. 
- Только организации, напрямую заинтересованные в увеличении собираемости денежных средств, могут выступать учредителями и организаторами единых расчетных центров. На территории регионов, как правило, этим критериям отвечают гарантирующий поставщик или единая теплоснабжающая организация. В случае, когда функции ЕРКЦ передаются независимой организации, высока вероятность увеличения расходов на ее деятельность, - уверен Виктор Рогоцкий. 
- Наверное, нужно задумываться и об авансовых платежах потребителей коммунальных услуг. Взять ту же сотовую связь, когда потребитель сначала платит деньги, а потом использует ресурс. Почему мы так не делаем, когда покупаем электрическую энергию? - предложил Антон Стрижов.
- В любой законодательной инициативе всегда можно найти лазейки. Поэтому необходимо решать эту проблему в том числе и за счет формирования культуры потребления, создания атмосферы нетерпимости к злостным неплательщикам. А у государства и надзорных органов даже на сегодняшний день рычагов для этого достаточно, - считает заместитель генерального директора ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» Сергей Сенников. 
- Задолженность, превышающая по Вологодской области семь миллиардов рублей, - цифра большая. И есть потенциал для ее снижения в разы. Я бы разделил все прозвучавшие предложения на две части - те, что нужно внести законодательно, и те, которые уже можно реализовать, - подчерк­нул председатель ЗСО Андрей Луценко. 
В свою очередь Виктор Рогоцкий пообещал, что все прозвучавшие в ходе дискуссии инициативы будут доведены до Совета Федерации, Минстроя и Минэнерго. 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: