Как «Красный Север» Победу приближал

Наглядное доказательство того, что в годы Великой Отечественной войны «Красный Север» по мере своих сил также помогал приближать Победу, принес на днях в редакцию председатель областного совета ветеранов войны и труда Василий Смирнов.

Наглядное доказательство того, что в годы Великой Отечественной войны «Красный Север» по мере своих сил также помогал приближать Победу, принес на днях в редакцию председатель областного совета ветеранов войны и труда Василий Смирнов.
Речь идет о пожелтевшей от времени небольшой брошюре «Политические и военные итоги года Отечественной войны». Данный пропагандистский материал, основанный на соответствующем аналитическом материале Совинформбюро, в июне 1942 года был отпечатан в типографии газеты «Красный Север».
- Эта брошюра хранилась в личном архиве моего деда, Михаила Семеновича Волкова, бывшего фронтовика и очень трудолюбивого человека. Более 50 лет он отработал кузнецом в деревне Корытово Вологодского района. А еще - любил читать. И газеты, и книги, и модные в свое время «Блокноты агитатора» с различной справочной информацией, - рассказал нам Василий Смирнов.
К слову, эти «Блокноты» когда-то также выпускались в типографии нашей газеты, а материалы для них готовились журналистами-«красносеверцами». В военные годы именно на «Красный Север» и областное радио выпала основная нагрузка по обеспечению населения оперативной информацией о положении как на фронтах, так и на Вологодчине. Причем поредевшему журналистскому коллективу (многие ушли на фронт) помимо непосредственно самой газеты приходилось выпускать и массу информационно-пропагандистских приложений.
А ведь работа журналистов 40-х годов сильно отличалась от нынешней и требовала большого напряжения и физических и моральных сил. «Красносеверка» Мария Смехотина впоследствии вспоминала: «Вологда не имела еще в ту пору мощной электростанции, получала энергию с Сокола, свет зачастую отключали, и мы работали, включив керосиновые лампы. Поначалу не было у нас и телетайпа. Прием материалов о положении на фронтах, сводок Совинформбюро шел с обычного радиоприемника. Но если света не было, уже не мог спасти и он. 
Приходилось окольными путями звонить в Ярославль, просить местных журналистов продиктовать свежие сводки. В зиму 1942 года, когда морозы доходили до 40 градусов, редакция не отапливалась. Работали в пальто, машинистки печатали в перчатках. Недоедали. Поначалу каждому в день полагалось всего 400 граммов хлеба. Счастье было, если удавалось достать картошки. Ее варили и ели тут же, на работе. Но газета все равно выходила в срок». 
Но воевали тогда журналисты не только словом. Из довоенного мужского состава редакции к концу осени 1941 года в «Красном Севере» остались только трое. Все остальные ушли на фронт и воевали храбро, как правило, не в дивизионных и армейских газетах, а на передовой. Некоторые «красносеверцы» со временем даже стали толковыми командирами, получив под свое начало стрелковые батальоны и артиллерийские батареи. 
Девять сотрудников нашей газеты - Константин Бирюков, Леонид Бровин, Александр Кутузов, Василий Кузнецов, Александр Хрулев, Дмитрий Рассказов, Владимир Клячин, Александр Шульгин и Игорь Зенков - навсегда остались на полях сражений. И 9 Мая мы обязательно вспомним их всех поименно!

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: