Заезжий байкер вынудил дорожников заменить покрытие трассы

statics/images/arcticles/122022/07122022xf6be7376.jpg
Мотоцикл ни с того ни с сего опрокинулся на гладком асфальте, так что пришлось везти его на эвакуаторе.
Фото предоставлены героем публикации
statics/images/arcticles/122022/07122022xcc8da0cd.jpg
Сергей и Надежда Киселевы.
statics/images/arcticles/122022/07122022x399688e8.jpg
Друзья Сергея показали, что мокрый асфальт превратился в каток.

Около 15 километров дорожного покрытия заменили в Сямженском районе благодаря принципиальности рыбинского мотоциклиста. По крайней мере, сам он в этом убежден. Минувшим летом, опрокинувшись на трассе Москва - Архангельск, байкер подал в суд на предприятие, обслуживающее дорогу, а вологодский юрист доказал, что на скользком асфальте аварии было бы не избежать.

По асфальту, как по льду

В тот памятный вечер 22 августа 2021 года мотопутешественник Сергей «Пилот» Киселев возвращался в родной Рыбинск с фестиваля в Северодвинске. На мощном персональном круизном лайнере было комфортно и ему, и его невесте Надежде. Оба были в защитной экипировке, к тому же бывалый байкер не гнал: сбавил скорость из-за дождя. Это и спасло будущих супругов, когда на 558-м километре дороги, неподалеку от Сямжи, на полном ходу мотоцикл ни с того ни с сего вдруг опрокинулся набок.

- Все произошло мгновенно: меня понесло по трассе на «пятой точке», а Надежду закрутило вместе с мотоциклом. Чудом я успел ее стащить, а мотоцикл - отопнуть в кювет. К счастью, в тот момент дорога была пуста: нас не переехала встречная или попутная фура. Мы остались живы и даже не переломали костей - отделались большими синяками, - вспоминает 53-летний мужчина.

Придя в себя, Сергей Киселев решил действовать. Для начала - вызвал службу спасения, затем осмотрел трассу: она была такой скользкой, что на ней можно было кататься, как по льду, и этот процесс друзья-байкеры сняли на видео. 

А еще они отвезли Надежду до Сямжи и обратно с экшн-камерой, чтобы снять дорожную обстановку: предупреждающих знаков на скользком участке не было. После этого пострадавшим осталось лишь вызвать эвакуатор (мотоцикл был изрядно помят) и заручиться поддержкой юриста.
- Я был дома, когда мне позвонили участники ДТП: тут же открыл ноутбук, стал изучать дорожные ГОСТы и нашел нужный пункт. Он гласил, что выпотевание вяжущего вещества (битума) - это недостаток дорожного полотна, а значит, в аварии виноваты дорожники. Об этом Сергей и сказал сотруднику ГИБДД, попросив его зафиксировать в рапорте скользкость на трассе, - вспоминает юрист Владимир Механиков. - Госавтоинспектор так и сделал и получил указание от начальства - в течение трех суток провести проверку. Из Сямжи инспектор съездил в Вологду, взял там прибор для 
измерения коэффициента сцепления колес с дорогой - показатель составил 0,2. Для сравнения: минимальный коэффициент при гололедице должен быть 0,1-0,2, при снежном накате - не меньше 0,2-0,3. Получается, что летом байкер попал в условия гололедицы.

Суд да дело

Ремонт мотоцикла эксперты оценили в 1,5 миллиона рублей, а ущерб (с учетом оставшихся целыми узлов и агрегатов) - в 780 тысяч. И Владимир Механиков взялся за дело. Он уже судился по ДТП, происшедшему на скользкой зимней трассе. Говорит, что тогда многое понял, но процесс, увы, проиграл.

- С дорожниками спорить очень сложно. Вот и в прошлый раз, когда мой клиент разбил машину и чудом сам остался жив, факт гололедицы был установлен, акт о ненадлежащем содержании дороги составлен, но доказать вину обслуживающей организации мы так и не смогли. Дорожники представили свои документы: мол, машины у них выезжали, трассу чистили, реагентами посыпали. Готовясь к новому делу, я проштудировал судебную практику в масштабах страны и выяснил: решений в пользу водителей очень мало, особенно если речь идет о зимней скользкости. Даже если автомобилисты не нарушали правил (скажем, при разрешенной скорости 60 км/ч ехали не больше 50), но их занесло (вылетели в кювет, столкнулись с другой машиной), то чаще всего им говорят: мол, сами виноваты - выбрали небезопасную скорость, вот и не справились с управлением, в следующий раз будьте внимательнее. Ну а чтобы завалиться летом на битуме - таких дел я вообще не нашел.

Первым делом Владимир Механиков заручился актом ГИБДД о ненадлежащем состоянии трассы. Затем обратился в прокуратуру, а также в лабораторию судебных экспертиз. Ее сотрудники, разобрав ситуацию, сделали вывод: Сергей Киселев при такой скользкости не мог избежать ДТП. 

- Мы очень постарались с доказательствами, но дорожники с иском не согласились и всячески пытались уйти от ответственности. Почему-то они настойчиво просили провести экспертизу не в бюджетном учреждении Вологды, как обычно, а в частном - в Ярославле. Но ярославские эксперты вслед за нашими витиевато подтвердили: причиной аварии стал изъян дороги, - делится Владимир Александрович. - Увы, пытались дорожники и ловчить: мол, знаки, предупреждающие о скользкости в момент аварии уже стояли на трассе, хотя на самом деле их установили лишь 26 августа, через четыре дня после ДТП (соответствующий документ у нас имелся).

Комментарий

Владимир МЕХАНИКОВ, 
юрист:

- Есть ли смысл судиться с дорожниками по «скользким» ДТП? Только если водитель твердо уверен: виной всему - дорожное покрытие. Но и в этом случае документов потребуется немало. Попав а аварию, первым делом нужно вызвать ГИБДД, попросить составить акт выявленных недостатков и привлечь дорожников к ответственности, а также (это очень важно!) зафиксировать коэффициент сцепления колес с дорогой. Кроме того, до суда следует обратиться к авторитетным экспертам (у нас в области такие есть), попросить их письменно высказать свое мнение на этот счет. По ДТП в условиях снегопада, кроме всего прочего, можно представить справки синоптиков. В общем, процесс этот долгий, сложный и к тому же безо всяких гарантий. Вот почему водителям нужно быть внимательнее. Универсальный совет на зимней трассе: сбавить скорость, не лихачить и лишний раз не обгонять другие авто.

Процесс длился больше года, и этим летом суд все же взыскал с дорожно-эксплуатационного предприятия 780 тысяч рублей. Решение вступило в силу.

- Справедливость восторжествовала: ущерб возмещен, - констатирует Владимир Механиков. - Более того, дорожники устранили дефекты покрытия, заменив его на проблемном участке, а значит, другим автолюбителям теперь можно не опасаться зимней скользкости в летний период.

Крепче за баранку держись, шофер

За время разбирательств Сергей и Надежда поженились. Они уже восстановили мотоцикл: байкер купил его в 2015 году, чтобы отправиться мотопробегом в Берлин в честь 70-летия Великой Победы. С тех пор «железный конь» возил хозяина в Крым, Карелию, Владивосток, на Байкал. Бывало, за сезон Киселевы накатывали больше 50 тысяч километров. Сямженское ДТП не отбило у них охоту к путешествиям, но выводы супруги сделали.

- Мы стали ездить еще аккуратнее, - делится Надежда Киселева. - Любая дорога нелегка, поэтому нужно заранее знать, как действовать в сложных ситуациях и не лениться снимать все подряд на видеокамеру. 

- Мы очень любим трассу М8 «Холмогоры», ездим по ней постоянно - по нескольку раз в год. Вот почему, завалившись летом на битуме, решили идти до конца. Мы очень не хотели, чтобы по вине дорожников пострадали еще и другие люди. И это удалось: следующей весной, направляясь в Архангельск, мы видели, что на проблемном участке снято «неправильное» полотно, а уже летом с большим удовольствием проехались по хорошему качественному асфальту.

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: