Записка, посланная с железнодорожной станции

statics/images/arcticles/052018/08052018x3a578e43.jpg
Николай Ионович Леденцов, пропал без вести.
statics/images/arcticles/052018/08052018x55e9b677.jpg
Николай Федорович Малов, умер в плену.
У детей, родившихся в мирное время в семьях Маловых, Большаковых, Леденцовых, не было дедушек. Были мамы и папы, помнящие о войне как о чем-то страшном и горьком. Были бабушки, заботливые и добрые, так и не дождавшиеся своих мужей. Дедушки на редких для тех времен черно-белых фотографиях очень близкие и родные, но их нельзя было обнять, посидеть у них на коленях, послушать воспоминания, впитать наставления. 
Что мы знали о фронтовой судьбе своих родных? Да почти ничего, не считая обрывочных данных. Из анкеты красноармейца Николая Ионовича Леденцова, моего деда по материнской линии, следует, что он родился в 1909 году в деревне Карцево Кодановского сельсовета Сокольского района. Оттуда был призван в армию в июле 1941 года. На ту пору деду было 32 года, воинское звание - рядовой, занимаемая должность - стрелок. 
Непонятно, в какой воинской части и на каком участке фронта воевал дед. Известно лишь, что его воинский адрес по последнему письму - 181 ОСБ. Далее сообщается, что получено извещение от командира части о том, что дед пропал без вести 16 августа 1941 года. Причем в извещении указано отчество Иванович, а не Ионович. 
Следует ли верить сообщению командира части? Время тогда было непростое, он мог и перепутать отчество, но стоит отметить, что на фронте Леденцов был всего месяц или даже меньше. Именно с того времени от него перестали поступать письма родным. 
Бабушка рассказывала, что после окончания войны с соседней железнодорожной станции принесли записку, якобы от ее мужа. В ней говорилось, что деда вместе с узниками концлагерей освободили из немецкого лагеря и везут куда-то на Север. 
Сейчас не секрет, что после капитуляции Германии в 1945 году при фронтовых армиях были созданы фильтрационные лагеря для бывших советских военнопленных. В них после формальной проверки большинство освобожденных из нацистского плена солдат приговаривали к 10 годам принудительного труда в ГУЛАГе.
В феврале 1957 года, после XX съезда КПСС, на котором первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев разоблачил сталинские преступления, эти люди были освобождены и амнистированы, однако реабилитировали их только в 1995 году.
Идут года, и теперь многие источники информации и архивы, относящиеся к военному и послевоенному времени, открыты. В Интернете для свободного доступа размещена масса данных. Но никаких сведений о судьбе деда пока найти не удалось. Многочисленные запросы в архивы никакого результата не принесли. Но была же записка, посланная с железнодорожной станции!
О судьбе второго деда с недавних пор стало известно больше, но все по порядку.
Николай Федорович Малов родился в 1908 году в деревне Лучкино Сокольского района. 11 июля сорок первого призван в армию, и уже 18 августа письменная связь с ним прерывается. Заключение: пропал без вести. 
У меня в руках документ из немецких архивов. На пожелтевшей бумаге с крестом с немецкой педантичностью указаны более полные сведения и даже стоит отпечаток пальца деда. Документ именуется так: персональная карта кадрового младшего… (далее неразборчиво), военный городок рабов (да-да, рабов - именно такой перевод с немецкого), стационарный лагерь военнопленных Шталаг XI A. В нем сообщается, что солдат войсковой части ГР 399 Николай Малов был пленен 17 сентября 1941 года под городом Лугой и перевезен в Германию, где до 5 декабря, дня его смерти, содержался в лагере для военнопленных. Похоронен 6 декабря 1941 года в Глоинеталь, могила № 514. 
Сергей МАЛОВ, город Вельск, Архангельская область
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: