Еще один боец похоронен на родине

statics/images/arcticles/052018/16052018xd9d95691.jpg
Роман Погребняк приехал за дедом...
Фото автора
statics/images/arcticles/052018/16052018x05af5282.jpg
Тихо! Командир медальон вскрывает...
statics/images/arcticles/052018/16052018x0048085d.jpg
Свежий раскоп. Может, еще одно имя?
За две недели работы весенней поисковой экспедиции «Ржев-2018» (с 23 апреля по 8 мая) совместными усилиями отрядов из Вологды, Тюмени, Владимира, Оренбурга подняты с мест кровопролитных боев Великой Отечественной войны останки 173 бойцов и командиров Красной Армии, найдено 20 солдатских медальонов, в восьми из которых оказались записки.
Фамилии двоих бойцов - Ивана Кузуба, уроженца Харьковской об­ласти, и Александра Пагребнякова (так в записке), родившегося в Курской области, - установлены абсолютно точно в ходе экспедиции. Работы по остальным запискам продолжаются. Прах Александра Пагребнякова 8 мая с воинскими почестями предан земле на родине воина.

История со многими неизвестными

Одной из особенностей кровопролитного сражения за Ржевско-Вяземский плацдарм, удерживавшийся фашистами на протяжении 14 месяцев (с начала 1942 года), после удачного контрнаступления Красной Армии под Москвой в 1941 году является череда войсковых операций, 
в которых были задействованы все роды войск, пожалуй, кроме флота. Маршал Советского Союза Виктор Куликов, участник этих сражений, называет ориентировочную цифру общих потерь Красной Армии на Ржевской дуге - 2 миллиона 60 тысяч человек. Потери немцев составили от 50 до 80% личного состава. Немецкий генерал Гроссман, командовавший дивизией на этом направлении, в своей книге 
«Ржев - краеугольный камень Восточного фронта» весьма подробно рассказывая о потерях СССР, «деликатно» ушел от конкретных данных о потерях Германии, используя определения «большие», «серьезные», «тяжелые».
Проверку на прочность и зрелость в сражениях подо Ржевом прошли многие выдающиеся военачальники Красной Армии. Наш земляк маршал Конев командовал Калининским фронтом, а в августе 1942 года он сменил Георгия Жукова на посту командующего Западным фронтом.
И еще, в день освобождения Ржева после 17 месяцев оккупации, 3 марта 1943 года, из 20 тысяч человек, оказавшихся в оккупации, в живых остались 150 человек.

Лагерь поисковой экспедиции «Калининский фронт» в прошлом году располагался на правом берегу Волги, близ деревни Кокошкино. Командир Вологодского поискового отряда Иван Дьяков обучал начинающих бойцов. Неделя теоретических занятий, а затем практика на раскопах. 
В том же году, поговорив с местными жителями, решили вести раскопки на левом берегу Волги. За несколько дней поисковикам удалось поднять останки более 30 бойцов, и стало ясно, что экспедицию 2018 года надо проводить там же.
В подготовительный зимний период уточнялся состав новой экспедиции, а в 20-х числах апреля на берегу небольшой речушки, впадающей в Волгу, разбили лагерь отряды из Вологды и их проверенные товарищи из Тюмени, Владимира, Оренбурга и отдельные поисковики Казани, Екатеринбурга.
Когда удалось прочитать записку, почти безнадежно утраченную, из солдатского медальона Александра Пагребнякова, события стали разворачиваться со стремительностью Интернета и мобильной связи. Сказать, что Антон Ванак и Никита Шулепин, юные вологодские поисковики, поднявшие бойца и обнаружившие медальон, волновались, значит преступно сильно разбавить эмоциональное состояние, возникшее в отряде. В переговоры с руководителями региональных поисковых объединений вступил Иван Дьяков. Борисовский район Курской области, указанный в записке, теперь входит в состав Белгородской области. Руководитель Белгородского регионального отделения «Поисковое движение России» Иван Андреев в телефонном разговоре с Дьяковым заметил, что найденный вологжанами красноармеец, возможно, имеет прямое отношение к его сотруднику Виктору Погребняку, офицеру запаса Советской Армии. Его отец пропал без вести, и все многолетние поиски не принесли результата. 
Звонок от Виктора казался «озвучиванием» сценария детектива со счастливым концом. После уточнения деталей (биографических и географических) разночтения в написании фамилии, привнесенные временем, улетучились. Погибшим оказался действительно отец Виктора Погребняка. Он сообщил, что его сын, проживающий в Москве, готов выехать в расположение отряда.
Рано утром мы встретили на проселочной дороге майора запаса Романа Погребняка, внука советского воина. В расположении экспедиции в это время готовились к построению для торжественной церемонии поисковые отряды. 
Церемонии как мероприятия не получилось, слава Богу! Было несколько пронзительных минут человеческого прозрения, единения, осознания нашей общей истории и ответственности каждого, кому она дорога, за достоверность каждой строки, каждой буквы из ее страниц… Был абсолютно смутившийся майор запаса Погребняк, внук красноармейца, поднятого из забвения, были слезы видавших виды поисковых ребят и девчонок. Была вполголоса песня о «героях былых времен».
Роман Погребняк попросил показать ему место гибели деда. Оставшись один в воронке, о чем он думал?..
Выпрямился, достал ленточку, привезенную с собой, повязал на молоденькую березку, выросшую на политой кровью деда земле спустя 70 с лишним лет:
- Осенью вы тоже здесь будете работать? Я обязательно приеду! Сейчас мне не успеть - путь до Белгорода неблизкий…
А потом в сторонке Юрий Терентьев, тоже москвич, который теперь каждый год участвует в экспедициях Вологодского поискового отряда, внук найденного под Любанью красноармейца Терентьева, тихо рассказывал Роману Погребняку, какие в отряде замечательные ребята, какой интересный в Вологде музей у поисковиков.
Алексей КОЛОСОВ
Ржев - Вологда
 
Поиск-2018

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: