Вологодские медики спасли жизнь молодой матери и ребенка

statics/images/arcticles/112019/13112019x2fda642c.jpg
Светлана Тавакова впервые видит свою малышку, хотя она родилась еще в сентябре.
Фото Даниила Зинченко
statics/images/arcticles/112019/13112019xd56cf12f.jpg
Врач-гинеколог Сергей Милосердов.
statics/images/arcticles/112019/13112019x08791131.jpg
Евгений Таваков вспоминает время, когда жена находилась в коме, как страшный сон.
Из-за редкого и крайне опасного HELLP-синдрома ребенок вологжанки Светланы Таваковой появился на свет на 29-й неделе, а мама две недели провела в медикаментозной коме. Врачи буквально выцарапали их из бездны. 

«Я не видела лиц врачей»

22 сентября 35-летняя Светлана Тавакова, будучи на седьмом месяце беременности, почувствовала внезапное ухудшение состояния: перестало фокусироваться зрение, тянуло в пояснице, началась сильная головная боль. 
- Я не понимала, что происходит, мы вызвали скорую, меня отвезли в областную гинекологию, - рассказывает женщина. - Врачи после осмотра и первых анализов сказали, что надо срочно делать кесарево: мне становилось хуже. Я уже не видела лиц врачей, просто белые пятна, так расплывалось зрение. Спина начала невыносимо болеть. Я согласилась на операцию: у меня первая дочка точно так же родилась раньше срока, и я думала, что все будет как в прошлый раз. Очнувшись после наркоза, я позвонила мужу, попросила привезти одежду и все необходимое. Мысленно уже собиралась домой… А потом - ничего не помню. Очнулась через две недели. 

13% выживших

HELLP-синдром - редкое и опасное осложнение в акушерстве, возникающее, как правило, на поздних сроках беременности и, по сути, являющееся острейшей формой токсикоза, когда сам плод отторгается организмом. Заболевание характеризуется быстрым нарастанием симптомов: тошнота, рвота, головная боль, отеки, повышение давления. 

Справка

HELLP-синдром - редкое и опасное осложнение, возникающее, как правило, на поздних сроках беременности и, по сути, являющееся острейшей формой токсикоза, когда сам плод отторгается организмом. Заболевание характеризуется быстрым нарастанием симптомов. 

- Когда Светлана поступила к нам, ее состояние очень быстро ухудшалось, - рассказал Сергей Милосердов, врач-гинеколог областного перинатального центра, заместитель главного врача по акушерству и гинекологии. - По результатам экспресс-анализов мы диагностировали HELLP-синдром. Статистика смертности по нему составляет порядка 87%, и главная угроза - сам ребенок. Поэтому было принято решение о срочном кесаревом сечении. Ребенок был сильно недоношен и экстренно отправлен в реанимацию неонатального центра. А состояние мамы вызывало большие опасения: была нарушена свертываемость крови, прогрессировала почечная и дыхательная недостаточность. Мы направили ее в реанимацию областной больницы на Лечебную, оснащенную всем необходимым оборудованием для таких случаев. Время шло на минуты, хорошо, что отлажены все протоколы и все расположено относительно близко.
- Коварность этого заболевания в том, что оно развивается стремительно, - пояснил реаниматолог Сергей Киселев, заведующий отделением анестезиологии и реанимации Вологодской областной клинической больницы, в течение месяца с бригадой врачей и медсестер боровшийся за жизнь Светланы. - Да, у него есть «звоночки», это можно проследить по анализам, но оно может развиться буквально за сутки в период между двумя обследованиями. И сложность реанимации в том, что поддержку нужно оказывать сразу «на всех фронтах»: отказывают почки, печень, нарастает сердечная и легочная недостаточность, возможен отек мозга. 
Светлане требовались серьезные медицинские манипуляции: подключение к аппарату искусственной вентиляции легких, к искусственной почке, постоянное вливание компонентов крови. 
В таких случаях, чтобы не вызывать эмоционального шока у пациента и синхронизировать дыхание с работой прибора ИВЛ, человека погружают в медицинский сон. Светлана провела в таком сне две недели. Врачи и медсестры 24 часа в сутки мониторили показатели организма, который не мог работать самостоятельно, и проводили реанимационную терапию, пытаясь «включить» работу органов. 
- Это было довольно напряженно морально и физически, но это просто наша работа, - говорит реаниматолог. - Мы старались бы так для каждого. В этом конкретном случае, когда речь шла о молодой маме, у которой есть дети, мы делали это особенно отчаянно. Самой главной победой стало то, что нам в самом начале удалось закрепиться и остановить стремительное ухудшение ситуации. Мы следили за всеми показателями, пока не увидели улучшения, и тогда потихоньку стали выводить ее из сна. Не было гарантии, что такое длительное пребывание без сознания не затронет головной мозг и нервную систему. Но, к счастью, пациентка пришла в сознание полностью. 
К слову сказать, подобное лечение стоит очень дорого: речь даже не о десятках, а о сотнях тысяч руб­лей, и все оплачивается из системы ОМС.
В Вологодской области в 2019 году зафиксировано два случая HELLP-синдрома.

Заглянуть за предел

Какие ощущения испытывает человек, переживший медицинскую кому? Что видит? Слышит ли то, что происходит вокруг? Что осознает, понимая, что побывал на грани жизни и смерти?
- Я летала в космос, играла в компьютерную игру, - вспоминает вологжанка. - Почему-то два раза женила брата и почему-то первую его жену сожгла. Видимо, я так пыталась выбраться. Когда я пришла в сознание, то мне страшно было подумать, что могло случиться. Если честно, я стараюсь об этом не думать вообще, потому что мне хочется поскорее все забыть и вернуться домой, к семье. Хочется быть рядом с детьми. А я им нужна здоровая. 
- Мне трудно вспоминать это время, - признается муж Светланы, Евгений. - У меня даже сейчас волосы дыбом встают. Я мотался из перинатального центра в реанимацию на Лечебную и только думал, как бы не сойти с ума, не сдаться. Первые недели в реанимации мне ничего утешительного не говорили. Потом появилась надежда. Когда Света пришла в себя, ее заново учили дышать и ходить самостоятельно. Я рад, что все позади. 

Виктория - значит «победа»

У пары родилась дочка всего 1 килограмм 700 граммов весом. Девочка выжила и сейчас весит уже 2 200. В самые тяжелые дни, когда жизнь жены висела на волоске, Евгений принял решение назвать дочь Викторией в знак того, что они должны победить в этом испытании. 
- Папа у девочки замечательный! - отметила Ирина Иванова, лечащий врач малышки, заведующая отделением патологии новорожденных, главный неонатолог области. - Он приходил практически каждый день, мы применяли метод кенгуру (когда ребенка держат на себе кожа к коже), что очень помогает недоношенному ребенку адаптироваться к жизни.
- У меня такое ощущение, что в нашем спасении принимали участие все врачи, - говорит Светлана. - Идешь по коридору больницы - навстречу доктора, медсестры: ты та самая девушка из реанимации? Кажется, будто все меня знают, а мне совестно, что я почти никого не узнаю, я так долго была без сознания… Но я хочу от всего сердца поблагодарить всех, кто помог мне и моей малышке.
Те минуты, когда мама впервые увидела свою дочь, которую еще не видела после рождения, невозможно передать словами. Самое трудное и страшное - позади. Ребенок пока находится в больнице, а молодую маму уже выписали. Профессионализм и слаженная работа медиков помогли спасти две жизни - обыкновенное чудо, которое для них является ежедневной работой. 

Наталья НОВИНСКАЯ

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: