Вологодский зритель соскучился по доброму и наивному кино
«До чего же светлый фильм, солнечный, невесомый! Он, конечно, немного детский, но как же сейчас на экранах таких добрых историй не хватает», - подобная реакция преобладала у зрителей, выходивших из зала после сеанса фильма «Ада» (12+). Вологодская публика осталась в восторге от ленты Станислава Светлова, обеспечив ей главный приз десятого, юбилейного фестиваля молодого кино VOICES.
Голосуй сердцем
В прошлом году лучшее европейское и российское кино вернулось на Вологодчину благодаря Дням VOICES. В 2023-м публику ждал уже полноценный фестиваль - с конкурсной программой, специальными показами, концертами, лекциями и многочисленными гостями.
- По разным причинам на несколько лет нам пришлось сделать перерыв. Но теперь можно сказать, что VOICES по-настоящему вернулся в Вологду, - рассказывает директор кинофестиваля Максим Горбов. - Мы продолжаем делать ставку на первые и вторые фильмы молодых режиссеров. Но на этот раз в программе, в том числе и в конкурсной, заметно меньше иностранных картин. Зато удалось привезти к зрителю немало отличных российских работ.
На главный приз претендовали пять фильмов. Большинство из них и правда современное отечественное кино. Как признался куратор кинопрограмм Сергей Дешин, для него одним из идеальных кинофорумов является фестиваль в Вене, где нет традиционного в нашем понимании жюри, а лучшие фильмы выбирает сам зритель. Обновленный VOICES, похоже, дрейфует в этом же направлении. Вот только подобный подход всегда чреват тем, что основные награды будут уходить лентам, находящим особый эмоциональный отклик у публики, но не всегда несущим в себе сильное кинематографическое высказывание. В этом году вологжане «прокатили» достойные фильмы «Волнами» (16+) Сергея Кальварского и «Клетка ищет птицу» (12+) Малики Мусаевой, отдав Гран-при по-детски доброму, но, на мой взгляд, не совсем форматному для крупного, что называется, взрослого кинофестиваля фильму Станислава Светлова «Ада».
У фестиваля VOICES очень важное название: все голоса прозвучали, и надеюсь, что они будут услышаны. Фестиваль еще раз доказал, что российский кинематограф живет, развивается, у него прекрасное будущее.
Каннское эхо
Вообще, как показали эти четыре фестивальных дня, вологодская (да и, наверное, шире - российская) публика истосковалась по такому простому, легкому, позитивному и даже немного сказочному кино. Не зря зал так тепло принял весьма заурядную (пусть и засветившуюся в Каннах) картину итальянца Пьетро Марчелло «Скарлет» (16+) - эстетически выверенную и нарочито «нездешнюю» фантазию на тему «Алых парусов» Грина про ожидание принца, любовь и надежду, которые вкупе с мечтой всегда дадут силы преодолеть любые трудности.
Большим успехом организаторов, на мой взгляд, стали внеконкурсные показы. Благодаря VOICES зрители смогли увидеть ленты, которые в последние пару лет входили в программу ведущих мировых кинофестивалей: обладательница Золотой пальмовой ветви за «Анатомию падения» (18+) Жюстин Трие препарировала разваливающуюся семейную жизнь модной писательницы, обвиненной в убийстве супруга-неудачника, а классик современного «медленного кино» Альберт Серра в своих «Мучениях на островах» (18+) улавливал витающие в воздухе страхи перед применением ядерного оружия и ставил вместе с залом неутешительный диагноз мировой колониальной политике последних десятилетий.
Ну а главным гостем фестиваля-2023 по праву можно было назвать великого Александра Сокурова. Во-первых, он привез в Вологду свою новую работу «Сказка» (18+). Во-вторых, в программе было сразу несколько картин молодых режиссеров - учеников мэтра.
Помедленнее, я записываю
VOICES традиционно экспериментирует с форматами. В этом году фестиваль наконец добрался до самого популярного тренда последней пары лет в крупных городах - лектория.
- Режиссеры, актеры, продюсеры, представляющие свои фильмы, всегда принимали участие в обсуждении работ после показа. В этом году мы пошли немножечко дальше, запустив большую образовательную лекционную программу, которая шла бы параллельно с кинопремьерами, концертами, выставками, - поясняет Максим Горбов.
Вологжане смогли услышать историю первого отечественного кинопродюсера, поговорить о специфике русской культуры, узнать, почему необходимо беречь архитектурное наследие и как это позволяет развиваться современным мегаполисам.
То, что интерес к лекциям у молодых вологжан просто феноменальный, отлично показывает лишь один факт - все места на лекции журналиста, библиотекаря Николая Солодникова были забронированы за восемь минут!
- Мы приехали на встречу специально из Череповца, - рассказывает студентка, будущий архитектор Марина Королева. - Мне нравятся интервью Николая с артистами, художниками, кинематографистами на YouTube, очень люблю его проект «ещенепознер», поэтому возможность пообщаться с ним лично, задать свой вопрос решила не упускать. Меня больше всего интересует его мнение, может ли в нынешнее непростое время великая русская культура стать мостиком к взаимопониманию между разобщенными народами.
Концерты VOICES объединили классическую и экспериментальную музыку. На фестиваль приехал один из самых известных современных композиторов Владимир Мартынов. Вместе с саксофонистом Аркадием Пикуновым и исполнителем на live electronics Павлом Паньковским он представил в Вологодском кремле проект «Декамерон. Продолжение» (12+). Там же прошло выступление московской электронной группы Stolen Loops. Участники группы Григорий Калинин и Сергей Шайдаков вместе с режиссером Сергеем Сониным также представили проект «Космос. Рождение. Стратегическое наследство» (18+).
Если подвести итог этих фестивальных дней, то новому VOICES не хватает размаха и знаменитых гостей. Зато он потихонечку превращается в такой маленький, уютный и атмосферный кинофорум, который на несколько летних дней позволяет всем нам сбежать от своих проблем и забот в мир французской Нормандии, Русского Севера или тихоокеанских островов, пообщаться с интересными и умными собеседниками, увидеть, чем живет современный европейский и отечественный кинематограф.
Комментарии (0)