Вологда получила в подарок картину, которую хотел купить Эрмитаж

Работа известного голландского художника XVII века Герарда де Лересса «Мученическая смерть святой Лукреции», пролежавшая 40 лет в свернутом виде на антресолях московской квартиры, станет жемчужиной экспозиции Вологодской картинной галереи.

Работа известного голландского художника XVII века Герарда де Лересса «Мученическая смерть святой Лукреции», пролежавшая 40 лет в свернутом виде на антресолях московской квартиры, станет жемчужиной экспозиции Вологодской картинной галереи.
Большеформатное полотно безвозмездно передала в дар вологжанам москвичка Елена Меньшенина. В Вологду картину привезла ее подруга Полина Викулова, дочь нашего земляка, известного поэта и бывшего главного редактора журнала «Наш современник» Сергея Викулова. 
Чем же заслужила Вологодчина такой уникальный подарок?
- У моего мужа вологодские корни, - рассказала по телефону журналисту «Красного Севера» Елена Меньшенина. - Он принадлежит к боярскому роду Сабуровых. Кстати, один из Сабуровых даже был вологодским воеводой. После революции фамилию пришлось сменить на более «безопасную», на Меньшениных.
К сожалению, я никогда не была в Вологде. Однако надеюсь при-ехать к вам вместе с Полиной Викуловой на открытие нового здания картинной галереи.
По словам Елены Ивановны, картина еще с дореволюционных времен принадлежала ее деду - выходцу из купеческой семьи, работавшему с 1912 года в Москве инженером-путейцем. Как полотно попало в его руки - неизвестно. Дед умер, когда Елене было два года. Спросить об истории картины сегодня уже не у кого.
- Первоначально она висела в нашей московской квартире, - поделилась Елена Ивановна. - Однако со временем от ветхости осыпалась рама. Пришлось свернуть холст в рулон. Более 40 лет он пролежал у нас на антресолях.
Несколько лет назад мой сын обнаружил на обратной стороне холста имя и фамилию, выполненные латинскими буквами. Родилось предположение, что надпись указывает на автора картины. Признаюсь, моя семья испытала шок, когда прочла в Интернете, кто такой Герард де Лересс и каков его вклад в мировое искусство.
Сын женщины через знакомого вышел на одного из сотрудников «Эрмитажа». В Петербург были отправлены фотографии произведения. Эксперты единогласно подтвердили авторство голландского художника и предложили продать им эту картину.
- Скажу сразу: сумма сделки не обговаривалась, - признается Меньшенина. - Будучи исконно православным человеком, любителем всего русского, я однозначно даже за деньги не рассматривала варианта отправить «Мученическую смерть святой Лукреции» в Санкт-Петербург. Полина Сергеевна, которой я как-то обмолвилась, что хотела бы безвозмездно подарить картину одному из региональных музеев, предложила сделать выбор в пользу Вологды.
Я нисколько не жалею, что рассталась с семейной реликвией. Теперь она стала всеобщим достоянием. Вологда - один из крупных туристических центров Русского Севера. Это значит, что мастерство Герарда де Лересса смогут оценить не только вологжане, но и гости со всей России, ближнего и дальнего зарубежья.
По словам директора Вологодской областной картинной галереи Владимира Воропанова, дар москвички нуждается в большой и трудоемкой реставрации. Картинная галерея планирует получить на эти цели гранты из бюджетных и внебюджетных источников. После завершения работ «Мученическая смерть святой Лукреции» займет одно из центральных мест в экспозиции западноевропейской живописи областной картинной галереи. 
- Живописные работы Герарда де Лересса - яркого представителя итальянизирующего направления голландской живописной школы XVII века в музеях России - можно сосчитать по пальцам, - говорит Владимир Воропанов. - В коллекции западноевропейского искусства Вологодской областной картинной галереи, представленной в Шаламовском доме, уже есть одно полотно этого художника - «Нахождение Эрихтония». Это просто чудо, что теперь наш город обладает сразу двумя картинами известного живописца. Таким разнообразием может похвастаться в России только музей «Эрмитаж».

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: