Тариф на вывоз ТКО для сельской местности пересматривается

statics/images/arcticles/022021/24022021xc936bb63.jpg
По мнению участников «круглого стола», управлять «мусорной» реформой должны регионы, которые изнутри видят специфику своей местности.
Фото Игоря Аксеновского

Плата за вывоз коммунальных отходов должна быть честной и справедливой - об этом говорили участники «круглого стола», который 19 февраля в режиме онлайн организовала Общественная палата России. Представители регионов поделились своим опытом, озвучили проблемы и предложили пути их решения. Свое слово сказали и вологодские специалисты. 

Управлять реформой нужно из регионов?

Шквал жалоб и возмущений, поступавший в Общественную палату РФ на заре «мусорной» реформы, сейчас заметно снизился, но не иссяк, отметила Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль». 

- За время реформы мы ни на шаг не приблизились к ее главным задачам: раздельный сбор мусора в стране не развивается, новые объекты в этой сфере не строятся, - говорит Светлана Разворотнева. 

Согласны с ней и представители многих регионов. 

- Выросли цены, но не качество услуги. У нас в частном секторе мусор до сих пор возят мешками дважды в неделю даже летом, что недопустимо, а 10 из 16 существующих полигонов не соответствуют нормам, - сетуют представители Ивановской области. 

- Нормативы постоянно пересматриваются, территориальные схемы меняются, суды завалены делами, в отрасли бардак и мешанина,- констатируют специалисты РАНХиГС.

Реформа только началась, не следует ждать быстрых результатов, возражают их оппоненты. Уже проделана большая работа: в городах и селах налажен вывоз мусора, баки появились там, где их раньше не было. К примеру, в Удмуртии в 2019 году в большинстве деревень и сел мусор просто не вывозился: люди выбрасывали его за огород, создавая несанкционированные помойки. Сейчас отходы убирают централизованно. 

Цель мусорной реформы - решить экологические проблемы: покончить с переполненными свалками, отравляющими природу. Однако особых движений в сторону модернизации мы не видим, говорят представители Татарстана. 

По их подсчетам, перевозчики мусора, оказавшись в положении монополистов, по бумагам транспортируют гораздо больше ТКО, чем их фактически принимают на полигонах. А в селах контейнеры стоят зачастую за километр от жилья, и люди ими не пользуются, а плату исправно вносят (что, по сути, является для операторов незаконной прибылью). 

Отсюда первое предложение участников встречи: управлять реформой должно руководство региона, создав в своем аппарате отдельную структуру, куда вошли бы экологи, специалисты по логистике. Они-то и должны добиться оплаты по факту: вывез регоператор контейнер - получил деньги, вывез 10 контейнеров - получил в 10 раз больше. Причем чем меньше мусора идет на полигон (а значит, больше на переработку), тем эффективнее работает компания.

800 кило мусора

Тариф на вывоз мусора утверждают в регионах. В итоге где-то плата зависит от количества жильцов в квартире (доме), а где-то - от квадратных метров. В свое время Минприроды предложило устанавливать ее исходя из фактически накопленного объема ТКО, однако 50 регионов страны эту идею забраковали, отметив, что она нереальна.

Комментарии

Сергей КЛОПОВ, 
председатель комиссии по ЖКХ, 
градостроительству 
и экологии 
Общественной палаты Вологодской области:

- Ситуация с вывозом мусора в нашей области даже лучше, чем в среднем по стране. Сейчас готовится новая территориальная схема обращения с ТКО, пересматриваются нормативы накопления, постепенно решаются проблемы. Раньше из сел зачастую возили «воздух» (контейнеры там не всегда заполнялись), но теперь графики пересматриваются. Да и негатива стало меньше, хотя на встречах с населением жалобы все еще звучат. Одна из главных проблем - несознательные коммерсанты. Скажем, магазинчики цветов или запчастей, расположенные в жилых кварталах, не хотят платить регоператору, выбрасывая свои отходы в контейнеры многоквартирных домов. Хотя по большому счету лично я считаю, что уборкой мусора должны заниматься муниципалитеты, им на местах виднее. 

Наталья ЕРОХОВА, 
заместитель 
гендиректора 
ООО «Чистый Cлед» (региональный оператор по «Западной зоне»):

- Мы не находимся в предбанкротном состоянии, мы работаем, хотя проблемы, конечно же, есть. Одна из них - неважная собираемость платежей, долги населения и юридических лиц перед нашей компанией. Другая проблема - экономически необоснованный, заниженный, с нашей точки зрения, тариф. Кроме того, сейчас уменьшен норматив накопления ТКО для жителей села, и мы будем вынуждены сделать перерасчет, хотя уже понесли существенные расходы. Что касается перерасчетов за временное отсутствие граждан (более пяти дней) в доме или квартире, то мы его производим при наличии подтверждающих документов.

Алексей КОПЕЙКИН, 
гендиректор ООО «Аквалайн» (региональный оператор 
по «Восточной зоне»):

- В 2019 году мы вынужденно снизили тарифы на вывоз отходов на 20%. Итог: сейчас мы банкроты - одни из первых в стране. К многомиллионным убыткам нас привело и множество других проблем. Это ошибки в территориальной схеме, отсутствие нормальной базы физических лиц, НДС в тарифе, который мы платим с выставленных, а не с оплаченных счетов. Кроме того, формирование, по сути, новой отрасли далось нам нелегко. Были большие расходы на старте на договорную и разъяснительную кампании, неэффективная работа местных перевозчиков на старой технике, отсутствие учета на большинстве полигонов. Плюс наши собственные управленческие ошибки в первое время, когда всему приходилось учиться с нуля. Сейчас многие процессы автоматизированы и оптимизированы, техника заменена современной, но что будет дальше - покажет жизнь.

Тарифы - очень чувствительная тема для граждан, говорят специалисты. Еще в самом начале реформы они отмечали «чудовищный разрыв»: если в Дагестане норматив включал в себя 50 кило мусора, то в Краснодаре - все 800. Да и сама услуга подорожала: если до реформы она стоила 30 рублей, то сейчас в среднем по России - 120. 
В Санкт-Петербурге люди платят с квадратного метра, а не с человека. 

- У нас все жилье заполнено-переполнено: люди сдают комнаты и квартиры, пускают гостить родственников, то есть в городе проживает гораздо больше людей, чем официально зарегистрировано. Так можно и разориться, - объясняет председатель питерской Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Марина Акимова.

В Самарской области плата начисляется по-разному: для города (по квадратным метрам в квартире) и для села (по количеству жильцов) разрыв в цифрах колоссальный, говорят участники встречи. Но хуже всего - частному сектору в самарских городах: там учитывают и жилье, и сараи, и бани. В итоге площадь достигает 300 - 500 «квадратов», а цифры в платежках буквально зашкаливают. При этом там, где плата начисляется с квадратных метров, перерасчет не произвести в принципе по закону. 
Перерасчетов нет и в Московской области (ни за временное отсутствие - больше пяти дней, ни за постоянное). Там, как и в других регионах страны, собственники двух-трех квартир и домов получают столько же квитанций. В итоге граждане, имея загородную «фазенду» (в которой никто не прописан) и приезжая туда только летом, вынуждены платить за весь год. Это получается уже дополнительный налог, сетуют специалисты и предлагают изменить соответствующие законы.

Сейчас при отсутствии жильцов в доме (квартире) регоператоры выставляют платежки по количеству собственников, и бороться с ними очень сложно. Чаще всего суды встают на сторону компаний, но бывают и исключения. 

К примеру, недавно в Череповце процесс выиграл владелец квартиры на улице Любецкой, с которого пыталось взыскать деньги за неоказанные услуги ООО «Чистый след». Мужчина, проживающий в одной из деревень Череповецкого района, подтвердил, что его городское жилье пустует, коммунальными услугами там никто не пользуется. Он много раз просил компанию сделать перерасчет, приносил «нулевые» платежки за электричество. Но «Чистый след» это во внимание не принял. Зато принял суд: он отказал ООО в иске о взыскании задолженности (решение еще не вступило в законную силу).

Об этом случае рассказал коллегам Виктор Вавилов, руководитель Вологодского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ. Он удивляется: 

- На Вологодчине два регоператора, и оба - в предбанктротном состоянии. Куда уходят деньги? Надо это выяснить, сравнить норматив, фактический и оплаченный объем вывезенного мусора.

- У нас нет бесплатного доступа к персональным данным жильцов, сведениям о предпринимателях и юрлицах, многие из которых уклоняются от заключения договоров, - сетует руководитель Ассоциации регоператоров «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. - Да и среди потребителей, которым мы выставляем счета, собираемость составляет в среднем 76 процентов (то есть каждый четвертый - должник). Можно долго кидать друг в друга камнями, искать виноватых, но лучше давайте вместе работать. Где есть сотрудничество бизнеса и власти, там есть и результат. 

Успешный опыт тоже есть

Как отметил Виктор Вавилов, в Вологде, несмотря на предварительные договоренности, раздельный сбор мусора не заладился: вологжане по-прежнему бросают отходы в один контейнер. А в идеале их должно быть несколько: для бумаги, пластика, стекла, отработавших шин. Часть отходов потом можно было бы возить на асфальтовые заводы и перерабатывать - асфальт был бы крепче.

В других регионах страны эта программа тоже провалилась. 

К примеру, в Санкт-Петербурге как-то пытались собирать отдельно пластиковые бутылки - не удалось. А покрышки, чтобы не платить за их утилизацию, жильцы украдкой суют в баки, и с поличным никого не поймать. Местами прижился разве что сбор батареек: корзинки для них уже стоят во многих подъездах. А в Севастополе отличился отдельно взятый 124-квартирный дом. Там жильцы, перейдя на раздельный сбор мусора, вдвое сократили во дворе количество контейнеров (а значит, и плату) и даже заработали на сдаче вторсырья. Успешной практикой в этом деле может похвастать и Ярославль, где раздельный сбор мусора организован на федеральные и региональные гранты. Скоро там даже построят выставочную площадку. 

Участники встречи посоветовали властям стимулировать население к осознанному сбору мусора (создать для этого условия), а сортировщикам и переработчикам - ввести налоговые льготы.

Предложений за «круглым столом» звучало еще много: обязать регоператора закупать контейнеры, размещать график вывоза мусора (с точностью до часа), информировать жильцов о координатах ближайшей площадки. Кроме того, из общей суммы предлагалось выделить плату за вывоз крупногабаритного мусора и освободить от нее граждан, которые в течение года не выбрасывали, скажем, старые диваны и холодильники. 

- Мы хотели бы купить баки, но у нас на это заложен только один процент дохода. Мы хотели бы построить контейнерные площадки, но местные власти говорят нам: «Нет места!» - от имени регоператоров возражал Руслан Губайдуллин. 

В конечном итоге он обещал, что система обращения ТКО в России станет одной из лучших в мире. 


В тему

Новые нормативы накопления мусора для села на Вологодчине примут уже в ближайшее время. Замеры в рамках пересмотра территориальной схемы обращения с отходами проводились по поручению губернатора Олега Кувшинникова в 2019-2020 годах. Напомним, Арбитражный суд Вологодской области постановил изменить сельский норматив.

- Во время проведения замеров, на основании которых в 2016-2017 годах формировался норматив, в деревнях было невозможно выполнить эту работу по всем требованиям методологии: там не было нужной инфраструктуры, мерных мусорных контейнеров, - пояснил первый заместитель губернатора, председатель правительства области Антон Кольцов. - Поэтому подрядчик принял решение провести такие же замеры в частном секторе Грязовца. На основании этого суд и принял решение отменить существующий норматив накопления ТКО для сельской местности. 

На основе имеющихся данных будет установлен временный норматив накопления ТКО для села. 

Напомним, что отмененный норматив накопления мусора для сельского населения составлял 2,1 кубометра на одного гражданина в год. Временный был рассчитан в размере 1,78 куба. Таким образом, он снизится на 15,5%. В итоге плата для сельчан по зоне «Запад» составит 65,82 рубля, по «Востоку» - 78,22 (в 2020-м было 77,8 и 92,5 рубля соответственно). В квитанциях за февраль, которые население получит в марте, жители села увидят уже новые цифры, а затем региональный оператор сделает перерасчет и за январь. 

Пересмотр нормативов накопления ТКО, начатый в 2019 году по поручению главы региона, завершится до конца 2021 года. Дополнительные инструментальные замеры позволят провести более глубокую дифференциацию нормативов для сельской местности и города, многоквартирных и частных домов, причем как с печным отоплением, так и централизованным, сообщает пресс-служба правительства области. 
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: