Судья Ирина Осипова: «Люди стали больше знать о своих правах»

statics/upload/iblock/48c/DSC09793.jpg
Сторона оспаривает судебное решение первой инстанции в Вологодском областном суде.
Фото предоставлено пресс-службой Вологодского областного суда.
statics/images/arcticles/062017/30062017xcc63a86d.jpg
Ирина Осипова.

В 2016 году судами области рассмотрено более 383 тысяч дел по первой инстанции, из которых почти 90% составили гражданские и административные дела. Является ли это свидетельством роста конфликтности в обществе? Или причина в повышении авторитета судебной власти? Эти и другие вопросы мы обсудили с заместителем председателя Вологодского областного суда по гражданским и административным делам, председателем Совета судей Вологодской области Ириной Осиповой.

Суд да дело

- Ирина Германовна, с чем сейчас люди чаще всего обращаются в суд?
- За последние годы в три раза выросло количество жилищных споров, причем большая часть из них касается споров о взыскании коммунальных платежей. Хотя нередко выясняется, что произошло это просто из-за незнания гражданами своих прав. Допустим, когда должник не проживает по месту регистрации, он имеет право на перерасчет платежей. Но для этого ему нужно письменно уведомить управляющую компанию. А вот собственник квартиры, независимо от места проживания, обязан платить за содержание и квартиры, и общедомового имущества.
В пять раз за последние пять лет увеличилось количество споров о взыскании кредитов, наметился рост по делам, связанным с нарушением пенсионного законодательства. Весомую часть в гражданских делах, которые рассматривают суды, занимают сейчас дела, связанные со спорами о взыскании страхового возмещения, когда страховые компании отказывают в его выплате на основании поддельности страхового полиса. Поэтому при оформлении полиса надо тщательно проверить лицензию страховой компании, ее подлинность, удостоверение сотрудника, который заключает с вами договор, текст самого документа.
До 20% от общего количества дел сейчас приходится на административные споры. В качестве примера приведу административное исковое заявление прокурора города Вологды в защиту интересов неопределенного круга лиц к одному из ООО, предоставляющего информационные услуги водителям легкового такси через диспетчерскую службу такси «Арбат». Прокурор выявил, что здесь не проводился медицинский контроль водителей, контроль за техническим состоянием автомобилей, водители не были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В итоге суд запретил ответчику предоставлять информацию на обслуживание пассажиров водителям, не имеющим соответствующего разрешения. Позже аналогичные решения были приняты в отношении деятельности диспетчерских служб «Такси Максим», «057», «Такси Микс».
По-прежнему актуальны дела, связанные с долевым участием в строительстве жилья, где помимо неустойки за нарушение сроков сдачи строительства можно отметить иски о расторжении договоров в связи с существенным нарушением условий договора. Отмечу также, что наряду с сокращением количества трудовых споров увеличилось количество дел об установлении факта трудовых отношений.
- То есть человек работал без официального трудоустройства, получал деньги «в конверте», а потом вдруг решил доказать этот факт?
- Хочу подчеркнуть, что число отказов в удовлетворении таких исков сейчас возросло: нужно понимать, что, соглашаясь работать и получать заработную плату без официального оформления, человек уже нарушает закон и должен нести за это ответственность наряду с работодателем.

Работа на доверии

- Ирина Германовна, на ваш взгляд, рост числа гражданских исков в суды свидетельствует о том, что растет правовая грамотность нашего общества или причина в другом?
- Вы знаете, причина не одна: я бы отметила и рост конфликтности в обществе, и недоработки органов власти, побуждающие людей чаще обращаться в суд. Но я уверена, дело не только в этом, но прежде всего в том, что судебная защита прав и законных интересов рассматривается гражданами как приоритетная. 
- Не могу не сказать, что, читая судебные решения, а я их иногда читаю, буквально не можешь «продраться» к сути сквозь юридические формулировки и термины, которые простому человеку вроде меня просто непонятны.
- Соглашусь, что такое случается, но закон обязывает судью не только принимать объективное решение, но и излагать его, чтобы это было понятно и доступно. Мы как раз требуем от судей и того, и другого. Это не всегда получается, ведь нормативные акты порой тоже трудно понять, а суду приходится их применять. Еще в 2010 году, когда был принят закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», мы создали в Совете судей специальную группу для подготовки судов области к его реализации, а затем эта группа стала постоянно действующей. Она изучает наполнение сайтов судебных участков, положительный опыт в этой части, способствует его распространению.
- Полагаю, в этом отношении большую роль могло бы сыграть тесное взаимодействие со средствами массовой информации.
- Безусловно, и такое взаимодействие есть. К сожалению, что тоже надо признать, не всегда сами судьи стремятся к этому, отчасти в силу своей загруженности. В 2011 году впервые Совет судей объявил конкурс для журналистов «Судебный репортер». С тех пор он проводится ежегодно, но его содержание расширилось: появилась номинация «За регулярное и профессиональное освещение судебной деятельности». И вы знаете, среди наших судей появились свои таланты, теперь они сами активно сотрудничают со средствами массовой информации и участвуют в этом конкурсе. Только в прошлом году в СМИ области было размещено почти 700 материалов на различные темы, связанные с деятельностью судов. Это очень важно, потому что, рассказывая о ней, мы с вами, по сути, способствуем правовому просвещению людей.

Круглая дата

- Ирина Германовна, 25 лет назад в России был создан Совет судей. Можно ли провести аналогии между советом судей и, скажем, консилиумом - советом врачей, которые призваны принимать решение по наиболее сложным случаям?
- Аналогию здесь можно провести достаточно условную, разве что в том отношении, что любой подобный совет представлен наиболее опытными и уважаемыми профессионалами или членами общества. В Совет судей Вологодской области входят 15 представителей судов разных уровней и подчиненности - областного, районных судов, мировых и арбитражных судов. А вот задачи у этого органа несколько иные, не касающиеся напрямую рассмотрения каких-то особо сложных случаев судебной практики.  Возможно, кому-то это покажется пафосным, но главная наша задача, как и других органов судейского сообщества, - совершенствование судебной системы и судопроизводства, защита прав и законных интересов судей, утверждение авторитета судебной власти и обеспечение выполнения судьями требований, которые предъявляет к ним Кодекс судейской этики. О том, насколько мы справляемся с этим, свидетельствует тот факт, что Совет судей Вологодской области давно уже приобрел авторитет в профессиональном сообществе области. Мы тесно взаимодействуем с законодательной и исполнительной властью региона, правоохранительными органами. Однозначно могу утверждать, что наша работа самым непосредственным образом касается всех вологжан.Важно для жителей региона, чтобы на территории области осуществлялось правосудие? Безусловно, да. Но ведь работа Совета судей направлена именно на совершенствование этой процедуры. С 2010 года мы плотно занимаемся вопросами открытости и доступности судебной власти. Судебную систему достаточно часто, порою вполне обоснованно, упрекают в закрытости и корпоративности. Закон, о котором я говорю, без преувеличения - долгожданный для людей, как раз и делает судебную систему более открытой, позволяет оценить решения судов, поскольку они размещаются на сайтах судов, к ним есть свободный доступ. Есть еще одна сторона: этот закон предъявляет высокие требования к самим судьям, ведь их решения приобретают публичный характер.
Интервью

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: