«Семейная реликвия Победы»

Дорогие читатели! Спасибо за активное участие в конкурсе «Семейная реликвия Победы», объявленном нашей газетой в конце февраля нынешнего года. В редакцию пришло много поистине теплых и интересных мини-рассказов со снимками о том, как бережно, передавая из поколения в поколение, вы храните память о воевавших и трудившихся в тылу родственниках. Напоминаем всем, что прием конкурсных работ закончен, как было прописано в условиях конкурса, 28 апреля. Итоги конкурса будут подведены после того, как мы опубликуем все присланные на него материалы до этого времени. Победителей ждут призы и дипломы от «Красного Севера»!


Боевой путь рядового Алексея Пантина

Алексей Дмитриевич Пантин родился в деревне Новая Слуда Сямженского района. Работал в колхозе бригадиром артели. За какие-то артельные дела деда посадили, поэтому, когда началась война, его не было дома. Но сидел дед немного. Бабушка Александра Павловна с дочерью Галиной косили сено, сели передохнуть в сеннике и увидели - идет человек. 


Алексей Дмитриевич Пантин. 
| Фото из семейного архива

- Да это же Алексей! - крикнула бабушка, и они с плачем побежали встречать отца и мужа.
В январе Алексея Пантина призвали на военную службу. Приходил нарочный с повесткой. Дочь Галина побежала по родственникам сообщить, что отца забирают на фронт. С пересыльного пункта Харовска его направили воевать в 930-й саперный полк 256-й стрелковой дивизии рядовым снайпером-стрелком. На фронт пошел беспартийным, а на войне вступил в партию и воевал как коммунист. 
Его стрелковая дивизия пошла в наступление через Волгу, продвигаясь с ожесточенными боями к Калинину. По окончании операции дивизия вела бои в Смоленской области. 
Большое мужество проявили бойцы дивизии, ведя жестокие бои с немцами. Так, в июле 1943 года они штурмовали высоту «Лесная», где было убито много советских солдат. После этого дивизия пополнилась новыми бойцами. И снова жестокие бои за рощу «Фигурная», где опять дивизия понесла большие потери. 
В январе 1944 года дед был участником Новгородско-Лужской операции. Дивизия вырвалась вперед на шоссе Псков - Луга и оказалась в окружении. В течение 12 дней сражались в отрыве от своих частей, но сумели нанести удар противнику, вышли из окружения и соединились с основными силами. В 1944 году Алексей Дмитриевич Пантин принимает участие в освобождении Нарвы. Это был его последний бой - 24 июля наш храбрый дед пал смертью храбрых. Похоронен в Эстонии.
Я никогда не видела деда, но у нас в семье хранится его довоенная фотография, и это единственная семейная реликвия, оставшаяся от него. Были письма с фронта, но они потеряны.

Прислала Валентина ВАГАНОВА


Шел солдат с войны, а на боку побрякивала фляжка

Наш дед и прадед Яков Иванович Тиничев до призыва на войну проживал в деревне Ковжа, что теперь покоится на дне Белого озера, - она попала в зону затопления в связи со строительством Волго-Балта. 

Семья Тиничевых была большой. Старший сын Яков ушел на Финскую войну женатым, у него были две дочки. Выжила из них только одна - Маруся (моя будущая свекровь). 
 Дома ждали писем от Якова. А он сражался и получил медаль «За отвагу». В наградном листе записано, что ефрейтор Тиничев Яков Иванович 12 сентября 1944 года во время боя за опорный пункт заменил наводчика и прямой наводкой уничтожил два пулемета и до десяти солдат противника. Под приказом №20/4 по 290-му артиллерийскому Краснознаменному полку 104-й стрелковой дивизии Карельского фронта подписались командир полка подполковник Демченко, начальник штаба капитан Лазарев.


Анна Сергеевна и Яков Иванович Тиничевы, а также военная фляжка, которая жива до сих пор. 

Наш дед и прадед Яков Иванович возвращался с войны в свою Ковжу пешком, а на боку побрякивала солдатская фляжка. Спустился к реке, набрал воды и вошел в село. Кругом раздались крики: «Солдат идет! Тиничев вернулся!» Навстречу бежала ватага ребятишек, которые обняли его. 
А солдат заплакал. Это были дети его погибшего брата Ивана - «восьмеро по лавкам». Брат Василий тоже погиб, защищая Родину, оставив сиротами дочек. 
В 1953 году все семьи Тиничевых пере­ехали жить в Маэксу. Старшие дети подросли и помогали с переездом. В семье Якова Ивановича ждали пополнение, но дочка - седьмой ребенок по счету, - родилась уже после смерти отца. Утонул рыбак. На смену из семьи осталось два рыбака - на катере вместе с отцом выходили рыбачить Мария и Леонид.
Осталась на память солдатская фляжка, которую Яков Иванович очень берег и брал с собой на катер. Ходила она с хозяином и на дальние покосы, когда наполнялась ароматным отваром из кусочков смородиновых веточек. Сопровождала нас военная реликвия и в походе на лодке по каналу за клюквой. Жива фляжка и сейчас.

Любовь КОЛЫНИНА, село Маэкса, Белозерский район


Наш Шура погиб на Курской дуге

В нашей семье бережно хранятся два небольших и слегка пожелтевших фото. Четыре сестры: Галина, Августа, Антонина и Александра - со слезами на глазах вспоминают своих отца и брата. На одном снимке - наш папа, краснофлотец Иван Васильевич Брюхов, совсем еще молодой, в бескозырке, с медалями на груди. Фото сделано 13 января 1945 года в городе Таллине. Отец прошел всю войну, вернулся домой живым. 

  
Сестры держат военные фотокарточки
Ивана и Александра Брюховых - своих отца и брата.

На другом фото, присланном родителям на память 22 июня 1941 года, брат Александр с друзьями (он вверху). Шура погиб в 1943 году на Курской дуге, пуля попала прямо в голову, погиб сразу. Кто эти ребята вместе с ним на фото, мы не знаем. 

Зинаида ПАХОЛКОВА,  деревня Морозовица, Великоустюгский район

Конкурс «Семейная реликвия Победы»

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: