«Самое страшное - погибнуть после Победы…»

Ранним утром 1 мая 1945 года над поверженным рейхстагом взвилось красное Знамя Победы. Но ожесточенные бои на земле, воде и в воздухе фактически продолжались еще несколько недель.

Ранним утром 1 мая 1945 года над поверженным рейхстагом взвилось красное Знамя Победы. Но ожесточенные бои на земле, воде и в воздухе фактически продолжались еще несколько недель. 
Капитулировать отказались…
Основные сражения развернулись в Курляндии (часть современной Прибалтики), в Чехии и на севере Германии, где враг сохранил десятки боеспособных частей и соединений. 
Именно в районе устья реки Вислы завершился боевой путь 263-й стрелковой Сивашской дивизии. Сформированная в первые дни войны на Вологодчине, впоследствии она отличилась при освобождении Крыма, Севастополя и Кенигсберга. А в первой декаде мая 1945-го, совершив марш с Земландского полуострова, приступила к «зачистке» врага в окрестностях Мариенбурга.
К тому времени преемник Гитлера гросс-адмирал Дениц, понимая бессмысленность сопротивления, согласился сложить оружие. Утром 7 мая немцы подписали акт о капитуляции, позднее получивший название предварительного. Дело в том, что командующий фашистской группой армий «Центр» Шернер не подчинился приказу и продолжил сопротивление. Не захотели сдаваться и многие части СС. Вот 263-й и пришлось вплоть до позднего вечера 8 мая, как говорится в официальной летописи дивизии, «принуждать оставшиеся фашистские части к полной капитуляции». 
Не прекратились сражения и после того, как в полночь 9 мая в предместье Берлина был подписан акт об окончательной капитуляции Германии. Более того, на отдельных участках фронта бои вспыхнули с новой силой.
- Утром 9 мая пришло сообщение об окончании войны, - вспоминал череповецкий ветеран Иван Бурцев. - Поорали во всю глотку, в воздух постреляли, счастливые! А через два часа нас спешно посадили на машины и направили в небольшой городок к востоку от Данцига. Только приехали - из предместий немцы в атаку полезли. Много, больше тысячи. А нас всего человек 200. Заняли круговую оборону в здании старой фабрики. Немцам кричим: «Вы что, капитуляция же!» А они в ответ - «Русс, сдавайся!» - и поливать нас огнем. Повезло, что у немцев пушек не было. Часов пять мы в окружении отбивались, пока наши танки не подоспели. В нашей роте в том бою семерых убили. И это, наверное, было самое страшное - погибнуть уже после Победы…
По аналогичному сценарию развивались события и к юго-востоку от Берлина. Там на запад прорывались фашистские части, безжалостно расправляясь с тыловыми подразделениями наших войск. Ситуация обострилась настолько, что днем 9 мая для разгрома врага был направлен большой сводный отряд, в который вошли несколько боевых машин еще одного прославленного вологодского соединения - 65-й гвардейской Севско-Померанской, ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого танковой бригады.
По воспоминаниям танкистов, они смогли настигнуть лишь арьергарды нескольких эсэсовских частей. Остальные скрылись в большом лесу, но от возмездия также не ушли. Их «отутюжили» бомбардировщиками, а затем накрыли залпами «катюш».
От Кущубы до Берлина
Местом ожесточенных боев после Победы стала в те дни и столица Чехии - Прага. Еще 5 мая там началось восстание, поддержанное «власовцами» из расквартированной в городе дивизии Буняченко. Они надеялись, что это смягчит их послевоенную участь. Но фашистский гарнизон сдаваться отказался, применив против восставших танки и артиллерию. 
Днем 8 мая «власовцы» ушли из Праги, и немцы снова заняли часть центральных кварталов. Но к тому времени в город спешили советские части. Утром 9 мая в Прагу вступили войска под командованием генерал-майора танковых войск Ивана Зиберова. К вечеру город был окончательно очищен от врага. 
Но даже отступив на запад, фашистский гарнизон не захотел сдаваться. Ликвидация группировки, в которую входили остатки элитных частей СС «Валленштейн» и «Дас Райх» продолжалась до 12 мая. Командующему операцией - нашему земляку, дважды Герою Советского Союза Ивану Коневу - было присвоено звание «Почетный гражданин Праги». 
Повоевать в формально мирные дни пришлось и 286-й стрелковой дивизии, сформированной в самом начале войны в Череповце, Шексне и Кущубе. В сентябре 1941-го, когда враг рвался к Ленинграду, недоукомплектованное соединение спешно бросили прямо под острие фашистского танкового удара. В первом же бою погиб штаб дивизии и больше трети ее состава, но немцы замедлили темп наступления, а вскоре были вынуждены перейти к обороне.
286-я затем воевала на Волховском фронте, освобождала Польшу и Верхнюю Силезию, участвовала в Берлинской наступательной операции. А 10 и 11 мая 1945-го выделяла часть своих подразделений для заслонов на дорогах, по которым с боем пытались прорваться отступавшие вражеские колонны. 
Полностью разгромить отказавшиеся сдаваться фашистские части в Германии удалось лишь к 14 мая. Но и после этого в немецких городах по ночам еще часто раздавались выстрелы. Не было мира и на советской земле. В Прибалтике, на западе Украины и в прилегающих районах Белоруссии активизировались националисты, к которым примкнули и идейные фашисты из числа скрывавшихся в лесах немецких окруженцев.
То затухая, то обостряясь вновь, открытая и очень жестокая борьба с отрядами УНА-УНСО  и литовскими «Лесными братьями» продолжалась до осени 1952-го. Окончательно же ликвидировать националистическое подполье в Советском Союзе удалось лишь в 1960-м, через долгих 15 лет после Победы…

Арифметика войны
• Более 340 000 вологжан воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Еще 40 000 человек входили в состав вспомогательных частей и истребительных батальонов.
• 178 800 земляков не вернулись с полей сражений.
• 220 000 человек умерли в Вологодской области с 1941 по 1945 годы. Зачастую - от недоедания и тяжелых условий труда.*
*По данным областного архива новейшей политической истории 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: