Ручная работа: сделано на Вологодчине, а не в Китае

statics/images/arcticles/122020/16122020xf1bbc4ad.jpg
Мастера, которые зарабатывают на жизнь ручным трудом, хотели бы работать без помех.
Фото из архива «Красного Севера»
statics/images/arcticles/122020/16122020x6cfa97a5.jpg
Публичные мероприятия - такие, как фестивали и выставки - являются большой поддержкой для всех, кто изготавливает что-либо своими руками.
statics/images/arcticles/122020/16122020x18a13462.jpg
На Вологодчине много ремесленников, сохраняющих различные промыслы.
statics/images/arcticles/122020/16122020x28102d67.jpg
Ремесленникам нужен стимул для развития, считают специалисты.

Уже в ближайшем будущем ремесленники области могут на законодательном уровне получить официальный статус. Это не только освободит их от обязательной маркировки продукции, но и позволит воспользоваться мерами господдержки, которые сегодня действуют для остальных субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Двойной удар

Вопрос о необходимости получения ремесленниками официального статуса возник летом нынешнего года после того, как с 1 июля на территории страны вступила в силу обязательная маркировка обуви. Для производителей штучных товаров, например, валенок или меховых тапочек, затраты, связанные с получением, регистрацией и наклейкой QR-кодов, оказались просто неподъемными. 

- Только на покупку необходимого оборудования и программного обеспечения для маркировки обуви требуется порядка 300 - 350 тысяч рублей. Помимо этого, нужно нанимать отдельного специалиста, который только и будет заниматься маркировкой товаров. Для ремесленника с его небольшим производством это просто ни технически, ни финансово не потянуть, - признается председатель Ассоциации отраслевого отделения Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области в сфере легкой промышленности, народно-художественных промыслов и ремесленничества Андрей Зимин. 

- Внедрение маркировки - очень недешевый и трудоемкий процесс. Поэтому для мастера, который шьет дома тапочки на продажу, это просто-напросто нецелесообразно, - подтверждает вологодский предприниматель Александр Ульянов. 

Удар по ремесленникам оказался двойным. Также с ремесленниками фактически отказалась работать торговля, для которой связываться с маркировкой небольших партий товаров тоже оказалось делом невыгодным. 

Предвидя все эти трудности, вологодские ремесленники начали заранее бить во все колокола. Обращались в Правительство России, Госдуму, к региональным властям. К слову, на уровне области им была оказана поддержка в сертификации продукции. Нет сертификата (а его стоимость на каждый вид товара составляет порядка 60 - 70 тысяч рублей) - нет маркировки. Вологодские ремесленники смогли получить компенсацию на сертификацию через АНО «Мой бизнес». 

Зачем нужен статус?

Массовые обращения, причем не только от ремесленников Вологодской области, но и со всей страны, дали результат. Уже в конце июля премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение  № 1973, освобождающее ремесленников от обязательной маркировки обуви. Но для этого они должны получить официальный статус на уровне региона. При этом далеко не во всех субъектах Федерации этот вопрос решен на законодательном уровне. 

- В Тверской области мастера платят по пять с половиной тысяч рублей в Ремесленную палату и получают бумагу о том, что они являются ремесленниками, а их товар - продукция ремесленного труда. В Чувашии такие документы выдает Торгово-промышленная палата. Мой знакомый мастер из Башкирии рассказывает, что он получает соответствующие бумаги в местном департаменте экономики. У нас в Вологодской области у ремесленников таких «охранных грамот» пока нет, - отмечает Андрей Зимин. 

Обсуждение того, как устранить этот пробел, велось на нескольких площадках, в том числе и в Законодательном Собрании области. Рассматривалось несколько вариантов. Поначалу не исключалось даже принятие отдельного закона, в котором были бы прописаны понятия «ремесленник» и «ремесленные предприятия». Затем обсуждался вариант о включении их в уже действующей закон «О народных художественных промыслах в Вологодской области». Но потом от этой идеи отказались, решив не смешивать ремесленников и народно-художественные промыслы. Другими словами, решили отделить тех, кто, например, шьет ремни и портмоне из кожи, от мастериц-кружевниц. 

- И среди потребителей, и в органах власти существует путаница, кто такие ремесленники, а кто - мастера народно-художественных промыслов. Ремесленник - это мастер, который производит товары народного потребления и принадлежит к малому и среднему бизнесу. И столяр, и плотник, и пчеловод, и даже фермер, по сути, являются ремесленниками. Недаром раньше училища, в которых учили профессиям, назывались ремесленными. 

И почему этот термин перекочевал в народно-художественные промыслы - тоже понятно. Если раньше кузнец, а то и не один, был в каждой деревне, то сейчас это уже считается древним ремеслом, - поясняет Андрей Зимин. 

- Ремесленник - это не народно-художественные промыслы, - соглашается Александр Ульянов. - Сегодня в нашей области очень много тех, кто производит продукцию в так называемой категории «хендмейд». Сюда же можно отнести и тех, кто, например, варит мыло или делает продукцию из бисера. Мы в рамках своих производств поддерживаем многие профессии, которым сейчас уже никто не обучает. К примеру, это скорняк. Одна из главных задач ремесленников - сохранить традиции и историю.

Поэтому в итоге законодатели склоняются к решению прописать статус ремесленников в областном законодательстве о малом и среднем бизнесе. 

- Мы договорились о том, что статус ремесленников будет внесен в закон о малом и среднем предпринимательстве. Народно-художественные промыслы - это те виды деятельности, которые согласованы и утверждены департаментом культуры. Что касается ремесленников, то сегодня это один человек, завтра он берет подмастерьев, а послезавтра открывает мануфактуру. Поэтому их деятельность и должна регулироваться законами экономического блока. При условии, если ремесленники будут приравнены к субъектам МСП, они смогут рассчитывать на те же меры поддержки, что и остальные предприниматели, - пояснил «Красному Северу» председатель постоянного Комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания области Денис Долженко. - Ремесленничество дает средства к существованию достаточно широкому слою населения, снижает уровень безработицы, сохраняет и развивает историко-бытовые традиции, культуру народа. Поэтому поддержка этой категории предпринимателей необходима. 

Как рассказал депутат, внести соответствующие изменения в региональное законодательство планируется уже в самом начале нового, 2021 года. 

Самозанятость - не панацея

По словам Андрея Зимина, после того, как с 1 августа этого года в Вологодской области вступил в силу налог на профессиональный доход, многие ремесленники захотели стать самозанятыми. 

12 130 

рублей и налоговый вычет
в 10 тысяч рублей получают
от государства ремесленники,
регистрируясь в качестве 
самозанятых. Также для них 
работает агентство 
«Мой бизнес», помогающее 
на льготных условиях
сертифицировать 
продукцию и найти новых деловых партнеров.

- Очень сложно объяснить мастеру, который изготовляет табуретки и продает их на «Авито», зачем нужно регистрироваться самозанятым. Но когда он получает дополнительный бонус от государства в размере МРОТ - 12 тысяч 130 рублей - плюс налоговый вычет в 10 тысяч рублей, то настроение его меняется. Помимо этого, люди смогли, как и другие предприниматели, получать поддержку в агентстве «Мой бизнес», например, в том, как выйти со своими товарами на рынок. А также теперь при реализации своей продукции они могут не бояться сотрудников правоохранительных и контролирующих органов: достаточно показать им приложение в смартфоне, подтверждающее официальную регистрацию в статусе самозанятого, - отмечает Андрей Зимин. 

Но, как оказалось, и статус самозанятого для ремесленников - не панацея. Дело в том, что с 1 января будущего года вводится обязательная маркировка одежды и тканевых изделий. Речь, в частности, идет о верхней одежде, в том числе пальто и куртках, вязаных женских блузках, кожаных вещах, а также о постельном и кухонном белье. Таким образом, под удар попадают мастера, занимающиеся шитьем тех же кухонных прихваток, полотенец, пеленок, скатертей, простыней, занавесок и так далее. При этом в последующие годы этот список будет расширяться. А по действующему федеральному закону самозанятые не имеют права реализовывать маркированный товар. И если государство все-таки решит, как в случае с обувью, предоставить ремесленникам дополнительные преференции, то официальный статус на региональном уровне может стать для многих синонимом спасения их бизнеса. 

Вернисажи откладываются?

Еще одна острая проблема, волнующая мастеров «хендмейда», - где реализовывать свою продукцию. Торговля, как уже упоминалось, от продукции ремесленников отказывается, а если и берет, то без большой охоты. Какие-то специализированные ярмарки, особенно в условиях пандемии, - сейчас большая редкость. А развивать свои сайты для онлайн - продаж далеко не каждому кустарю по карману. В ноябре на встрече с мэром Вологды Сергеем Воропановым Андрей Зимин предложил организовать специальные места, этакие вернисажи, где вологодские мастера-ремесленники могли бы реализовывать свою продукцию. 

- Мы проработаем вопрос о выделении ремесленникам небольшого помещения для торговли. Если увидим спрос вологжан на продукцию, то площади будут увеличены вплоть до развертывания торговых рядов на главных площадях и улицах города, - поддержал тогда эту инициативу Сергей Воропанов.

Однако пока ситуация не изменилась. 

В качестве других мер поддержки ремесленники предлагают субсидировать аренду торговых площадей, поскольку предприятия не в силах самостоятельно нести эти расходы, активнее продвигать продукцию под брендом «Сделано на Вологодчине» и даже создать централизованный сайт с каталогом продукции вологодских мастеров и многое другое.

- Ремесленное производство - это детский сад нашей экономики. Многие успешные мировые компании, такие, как IKEA, начинали в гаражах. Не исключено, что в будущем кто-то из наших ремесленников превратит свое производство в большую фабрику. Тот же Китай стартовал к своим нынешним экономическим успехам с ручного труда.

Поэтому ремесленникам обязательно нужно не мешать и давать стимул развиваться, - считает Андрей Зимин.

- У ремесленников области обязательно должно быть место, ярмарка, где они на регулярной основе могли бы реализовывать свою продукцию. В этом случае пользу получают не только мастера, но и регион с точки зрения привлечения туристов. Нужно поддерживать своих умельцев, а не тех, кто продает китайские магнитики с надписью «Вологда», - отмечает Денис Долженко.
 

Ремесленное производство Народные промыслы МСПП

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: