Приказы не обсуждались, а сомнения не принимались

В этом юбилейном году в «Красном Севере» прошло немало публикаций о героических буднях Великой Отечественной. Но в тех горячих буднях наравне с награждениями и поощрениями за ратные и трудовые подвиги была и другая сторона - жесточайшая требовательность за соблюдение норм военного времени.
Железнодорожный и водный транспорт, функционируя в тылу, находился на военном положении. Там действовали дисциплинарные уставы сродни воинским, судьбу провинившихся решали военные трибуналы, как правило, исключавшие оправдательные приговоры.
В годы войны в Сухонском речном пароходстве только за допущенные транспортные происшествия, при которых, кстати, не пострадал ни один человек, были осуждены свыше 40 человек из командного состава. Преступления их в основном сводились к судоводительским ошибкам, порой неизбежным в сложных навигационных условиях плавания, лишь в отдельных случаях это было нарушение дисциплины. Правда, по абсолютному большинству приговоров исполнение наказаний откладывалось до окончания войны, но некоторые осужденные все же не избежали фронтовых штрафных подразделений.
Один из них - Иван Алексеевич Пожарищенский, судьба которого к тому же удивительным образом ассоциировалась с его фамилией. Из скудных архивных сведений прослеживается его успешная работа первым помощником капитана парохода «Тбилиси» в 1940 году, в 1941 году отмечена безаварийная работа парохода «Кравченко» под его командованием. Но все изменилось в 1943-м.
В начале навигации Пожарищенскому, тогда капитану парохода 
«Матрос», приказали отбуксировать из Великого Устюга в Тотьму баржу с сеном. Такой легковоспламеняющийся груз по правилам должен бы перевозиться в закрытых трюмах, а он оказался на палубе и ничем не был прикрыт. Приказы тогда не обсуждались, сомнения капитана не приняли во внимание, а риск в военное время был делом обычным.
Недалеко тогда ушел «Матрос». От искры из трубы парохода вспыхнул палубный груз. В узком каменистом фарватере с сильным течением было просто невозможно быстро сманеврировать и потушить пожар. Капитан успел лишь снять команду с баржи да уберечь от возгорания сам пароход. Недоставленным по назначению оказалось сено - стратегический груз для фронтовых лошадей. За пожар капитан Пожарищенский был приговорен к штрафбату, командиром стрелкового отделения воевал на Карельском фронте. Демобилизовавшись в августе 45-го, наш земляк продолжил работать в родном Сухонском пароходстве.
Вскоре вологодские судоремонтники переоборудовали один из теплоходов в пожарное судно и дали ему новое название согласно предназначению - «Пожарный». А капитаном на него был назначен Иван Пожарищенский. И до самого выхода на пенсию Иван Алексеевич предупреждал и тушил уже «чужие» пожары.
 В 1954 году государство удостоило И. А. Пожарищенского высшей награды страны - ордена Ленина, тем самым подтвердив его заслуги и окончательно реабилитировав за невольную вину военного времени.
P.S. Поставил я точку в этом 
повествовании и задумался. За неудачную войсковую операцию или атаку с немалыми потерями в живой силе не шли под трибунал фронтовые командиры. Более того, они планировали возможные потери. Планировать аварии, даже в сложнейших условиях плавания, мы не имели права и отвечали за них в полной мере. Только разумно ли было опытного капитана парохода, профессионализм которого так был необходим флоту, использовать на уровне задач стрелкового отделения?

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: