Октябрьская дорога Анны Ивановны

statics/images/arcticles/052018/08052018x1c7022be.jpg
Ветеран войны Анна Ивановна Соловьева пользуется заслуженным авторитетом у жителей поселка Чагода.
statics/images/arcticles/052018/08052018x0801b385.jpg
Ремонтом железных дорог в годы войны занимались, как правило, женщины.
Фото с сайта narzur.ru
Старейшая жительница Чагоды, ветеран Великой Отечественной войны Анна Ивановна Соловьева недавно отметила свой 95-летний юбилей. 
19-летней девчонкой ранней весной 1942 года она стала работать стрелочником на станции Огарево. По ее словам, чтобы соединить две железные дороги - Северную и Октябрьскую и тем самым разгрузить Вологодский железнодорожный узел, уже 18 ноября 1941 года началось строительство железнодорожной ветки Чагода - Кабожа длиной 48,5 километра. 
Все работники на станциях жили в землянках, находились на казарменном положении, обеспечивая бесперебойное движение составов с военной техникой, эшелонов с солдатами, санитарных поездов. Дежурить приходилось по 12, а иногда и по 24 часа в сутки. В редкие минуты отдыха молодые девчонки любили слушать песни и танцевать под звуки патефона. 
В Огарево доставлялись цистерны с горючим для заправки самолетов Пильнецкого аэродрома. Значение ветки трудно переоценить - это была настоящая железная магистраль, обеспечивающая жизнь Ленинграду. 
По окончании курсов в 1943 году Анна Ивановна работала в Бортникове дежурной по станции, затем, после снятия Ленинградской блокады, ее направили на станцию Малукса, в 10 километрах от которой были немцы. Все вокруг было заминировано противотанковыми минами. Работать приходилось в экстренных ситуациях. Начальник станции Сергей Николаевич Степашев подорвался в карьере во время отгрузки балласта для восстановления железной дороги, и Анна Ивановна исполняла его обязанности. В Малуксе не было ни одного дома, все разбомбили, даже станция была в землянке. Вдоль железной дороги не было ни одного целого дерева - все разбиты снарядами. 
Радостную весть о Победе Анна Ивановна узнала от диспетчера рано утром 9 мая 1945 года во время дежурства. Поезда шли каждый час, не останавливаясь, и находчивые железнодорожницы прикрепляли к жезлу записки с единственным словом «Победа!». 
После войны Анна Ивановна окончила курсы начальников станции в Ленинграде и со временем вернулась в родную Чагоду, где ее с нетерпением ждала дружная многочисленная семья, общий стаж работы на железной дороге которой составляет более 240 лет. Всю жизнь Анна Ивановна отработала на станции Чагода дежурным и товарным кассиром. 
Сейчас, несмотря на солидный возраст, ветеран ведет активный образ жизни. Председатель Всероссийского общества любителей железных дорог Алексей Вульфов зимой 2015 года приезжал в экспедицию с легендарным паровозом, чтобы снять документальный фильм о железнодорожниках - участниках Великой Отечественной войны, в который вошли воспоминания Анны Ивановны. К 70-летию Победы была издана книга «Память сильнее времени» с воспоминаниями железнодорожников Октябрьской магистрали о Великой Отечественной войне, с материалом об А. И. Соловьевой. А знаменитая военная шинель Анны Ивановны, которую чагодощенцы видели во время прибытия поезда Победы, принимала участие в конкурсе на лучший экспонат и теперь выставлена в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, где ее увидели более 100 тысяч гостей Северной столицы. Именно Анне Ивановне принадлежит рецепт серых щей, который был взят за основу в гастрономическом бренде «Чагода - родина серых щей», прославившем Чагодощенский район на всю Россию. 
Анна Ивановна Соловьева с оптимизмом смотрит в будущее. Болела за наших хоккеистов и фигуристов на Олимпийских играх, переживая, как и вся страна, с удовольствием читает областную газету «Красный Север», ходила на выборы Президента России, ведь он лично поздравил ее с юбилеем. Она очень скромный человек и к своим заслугам относится с юмором, кокетливо говоря: «Добра штучка». 
Александр ГЛАДЫШЕВ, поселок Чагода
Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: