Нелегалы уничтожают общественный транспорт в районах

statics/upload/iblock/048/Автобусы межгород (5).jpg
Согласно проведенному нашим изданием опросу, более 30% респондентов недовольны тем, как ходит транспорт у них в районе. А в некоторых уголках внутрирайонное автобусное сообщение сведено к минимуму либо, как заявляют опрошенные, отсутствует вовсе.
Фото Валентины Певцовой
Сложная ситуация с общественным транспортом в Грязовецком районе, где в одночасье прекратили ходить все автобусы, стала поводом к серьезному разговору о пассажирских перевозках в других районах области. В проведенном нами опросе свыше 35% респондентов сообщили, что внутрирайонного транспорта у них нет вообще либо он ходит очень плохо, как и межрайонные автобусы.

Все стали пешеходами

На прошедшей неделе жители Грязовца сообщили в редакцию, что в районе назрела серьезная транспортная проблема: перевозчик отказывается возить людей по райцентру и по району.
Как выяснилось, ООО ПАТП «Летучий Голландец» еще 18 апреля уведомил администрацию района о том, что с 19 апреля намерен прекратить городские перевозки в связи с «временной невозможностью обслуживания городских маршрутов по причине необходимости капитального ремонта автобусов». В этот же день кондукторы стали предупреждать пассажиров: «Завтра автобусы ходить уже не будут».
«Летучий Голландец» по условиям выигранного им конкурса должен был осуществлять перевозки по 14 социально значимым маршрутам в течение пяти лет начиная с 1 января 2017 года.
- После того как перевозчик заявил о прекращении перевозок, мы в официальном порядке предъявили ему претензию и подали на него в суд, поскольку в соответствии с законодательством он обязан предупредить о прекращении работы не менее чем за 90 дней, с тем чтобы за это время мы могли провести конкурс и определить нового перевозчика, - прокомментировала ситуацию первый заместитель главы Грязовецкого района Лариса Крутикова.
Новый конкурс в районе уже провели, но ни одно автотранспортное предприятие не выразило желания принять в нем участие. Сейчас объявлен еще один. 
Грязовец - город небольшой, но вот Грязовецкий район весьма обширен, а рейсы в ряд его населенных пунктов тоже отменены на неопределенный срок. В частности, без внутрирайонного общественного транспорта остались Вараксино, Плоское, Минькино, Кобяково. 
Жители района высказали предположение, что водители отказались выходить на линию из-за невыплаты зарплаты. Директор ООО ПАТП «Летучий Голландец» Дмитрий Виноградов пояснил, что основная проблема - в неисправности техники. На данный момент вышли из строя четыре автобуса.
Однако Виноградов признал, что проблемы с выплатой зарплаты существуют, но отчасти они вызваны тем, что не все подрядчики рассчитываются с предприятием своевременно, а бюджетного субсидирования в рамках нерегулируемых тарифов нет. Тем не менее, заверил директор, сейчас решается вопрос по кредиту на выплату задолженности по зарплате и обновлению автобусов.
Еще одна проблема, которая, по мнению Дмитрия Виноградова, мешает работать, состоит в том, что в районе «расплодились» нелегальные такси. Нелегалы  могут снижать цены на перевозки, отбирая значительную часть пассажиров у «Летучего Голландца».
По словам Ларисы Крутиковой, с понедельника - 24 апреля - «Летучий Голландец» снова заработал в городе, однако вместо четырех ранее действовавших маршрутов сейчас работают только три. А вот перевозки между городом и сельскими поселениями так и не возобновились. 
По имеющейся у нас информации, в других районах области дела с организацией пассажирских перевозок обстоят ненамного лучше, чем у грязовчан. 

Кадуй: сам себе механик

В Кадуйском районе у МУП «Пассажирские перевозки» износ техники составляет 99%. 
- Все автобусы в дырах. Только удивляться приходится, как работники предприятия умудряются их латать, - рассказала специалист отдела капитального строительства, архитектуры и энергетики управления народнохозяйственного комплекса администрации района Татьяна Силина. Из 14 имеющихся у предприятия автобусов «ПАЗ» только один можно с натяжкой назвать нестарым (он 2013 года выпуска), остальные закуплены гораздо раньше.
Проблемы транспортников понимаешь, когда узнаешь, что директор «Пассажирских перевозок» порой сам садится за руль, выводя автобус на маршрут, или переодевается в робу, чтобы заняться ремонтом.
Тем не менее предприятию удается обслуживать пять внутрирайонных и два внутрипоселковых маршрута. Как пояснила Татьяна Силина, внутрирайонные маршруты разработаны до всех центральных усадеб муниципальных образований: из Кадуя в Марыгино, Андроново, Сосновку, Бойлово и Хохлово. Автобусные перевозки по Кадую организованы по двум маршрутам. Не сказать, что все проходит гладко: кадуйчане уже привыкли к частым опозданиям и поломкам автобусов. Но жители стараются относиться к этому философски: ведь другого-то все равно нет.
Стоимость проезда в Кадуйском районе не менялась с 2014 года и составляет 20 рублей внутри поселка и 3,5 рубля за километр пути - в зоне до 30 километров, 3,2 рубля - в зоне свыше 30 километров. По мнению транспортников, это немного. Может быть, по этой причине не спешат занять рынок пассажирских перево-зок в Кадуйском районе частники? Так, по словам Татьяны Силиной, на последних торгах по пассажирским перевозкам был представлен только один участник - как раз то самое МУП «Пассажирские перевозки».

Бабаево: поделили на всех

По еще меньшим тарифам приходится работать перевозчикам в Бабаевском районе: три рубля с километра. Такие тарифы были установлены еще шесть лет назад и с тех пор не менялись. Муниципального автотранспортного предприятия в районе нет, так что 11 внутрирайонных и пять городских маршрутов (стоимость проезда на них составляет 20 рублей) совместно обслуживают ООО «Экспрес» и ИП Бирк. По информации главного специалиста комитета по управлению имуществом Бабаевского муниципального района Людмилы Поляковой, пассажирским сообщением с учетом пассажиропотока охвачены все населенные пункты района. 11 «пазиков» и две «Газели» ООО «Экспрес» (а именно оно в основном работает на внутрирайонных маршрутах) распределены так, чтобы, чередуясь в разные дни, смогли проехать по всему району.
Обделенными транспортом себя считают жители вепсских поселков Войланда и Пондола: летом автобус туда ходит только два раза в неделю.

Никольск: выручают частники

Частники, когда прекратило свою работу местное автотранспортное предприятие, оказались «палочкой-выручалочкой» и в Никольском районе. Уже с октября АТП отказалось от обслуживания почти всех внутрирайонных маршрутов. Сейчас оно обслуживает только один маршрут - Никольск - Борок. Как пояснила первый заместитель главы Никольского района Антонина Баданина, по всем прочим населенным пунктам осуществляются заказные перевозки силами индивидуальных предпринимателей. Они же обслуживают и два городских маршрута. Антонина Баданина рассказала, что нехватки автобусов за счет привлечения частных перевозчиков район не испытывает. Вырочем, есть проблемы в автобусном сообщении до поселка Высокинский, что в 45 километрах от Никольска: на объявленные торги по обслуживанию маршрута от райцентра до поселка никто из частников не заявился.

Сокол: с комфортом

11 внутрирайонных маршрутов (шесть из них в летний период) - этого вполне достаточно для Сокольского района, считает начальник управления промышленностью, природопользованием и сельским хозяйством администрации района Надежда Пузыревская. Маршруты обслуживают девять автобусов индивидуального предпринимателя: семь «пазиков» (самый старый - 2007 года выпуска, самому последнему - только год) и два комфортабельных автобуса «Форд». Действующие тарифы: 3,15 рубля с километра внутри района и 21 рубль по городу.

Великий Устюг: маршрутов много, кадров мало

На общем фоне выделяется Великоустюгский район: с учетом перевозки дачников там организовано 33 внутрирайонных маршрута (тариф составляет 3,1 рубля за километр пути) и семь городских (стоимость проезда - 21 рубль). Их обслуживает ЗАО «Великоустюгское ПАТП», по одному маршруту находится в ведении двух частников. 

Комментарий

Валерий ПОПОВ, главный советник управления транспорта областного департамента дорожного хозяйства и транспорта:
- Статья 14 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что и создание условий для предоставления транспортных услуг населению, и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения - это вопросы местного значения. Соответственно, и решать их должна районная власть. Совершенно очевидно, что такого рода пассажирские перевозки лежат не в коммерческой, а в социальной сфере, поскольку они убыточны. Тем не менее задача местной власти - решать эту социальную задачу наряду с другими. Увы, сегодня с этим не справляются не только в Грязовецком, но и в ряде других районов области.
ПАТП располагает 40 автобусами «МАЗ», «ЛиАЗ», «ПАЗ» и «Мерседес». Износ техники составляет порядка 65%. Но автопредприятие постоянно обновляет свою технику, приобретая ежегодно по два-три новых автобуса.
В районе проблема не с техникой, а с кадрами. Как признался инспектор управления строительства, транспорта, дорожного хозяйства и экологии администрации Велико-устюгского муниципального района Михаил Прахов, ПАТП уже ощутило нехватку рабочих рук, так как устюжан не совсем устраивают зарплата на предприятии и условия труда. Так, по словам Михаила Прахова, водители в ПАТП в среднем получают от 20 тысяч рублей, но значительно больше предлагают торговые сети и лесопромышленники.

Вологда: Лебедь, Рак и Щука

Но что говорить о районах, если в областной столице проблема общественного транспорта не теряет остроты уже не один год. Сегодня на рынке транспортных услуг города одновременно работают несколько различных организаций и фирм. Не будет преувеличением сказать, что порою они действуют, как Лебедь, Рак и Щука в известной басне: каждый тянет одеяло на себя, стараясь привлечь как можно больше пассажиров. На улицах нередки «соревнования» автобусов - кто быстрее доедет до остановки и заберет максимум клиентов. 
Качество здесь пока еще ощутимо отстает от количества: пассажир, полчаса простоявший на остановке в ожидании своего автобуса, далеко не всегда сможет втиснуться в него. 
В социальных сетях вологжане постоянно жалуются на часовое и более стояние на остановке в ожидании общественного транспорта и на нарушение расписания.
О необходимости координировать работу перевозчиков в рамках единой системы пассажирских перевозок в областном центре в последние годы говорилось на разных уровнях неоднократно.
Мэр Вологды Андрей Травников рассказал журналистам, что уже в нынешнем году в Вологде начнет работать единая диспетчерская служба, контролирующая работу всего городского транспорта. Это позволит оптимально распределить транспорт в черте города с учетом скорости автобусов и троллейбусов в разное время суток, оптимизировать расписание в межпиковое время. Планируется, что после всестороннего мониторинга транспортной ситуации служба начнет работать в формате управления пассажирскими перевозками, и произойдет это до конца года.  
Светлана ДАМИРОВА, Игорь МИТИН
 
 
 
Транспорт Проблема

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: