«Не давай сдачи, сынок!»

statics/images/arcticles/092020/30092020xab34a5db.jpg
То, что ребенок не дает сдачи, необязательно может считаться признаком его слабости - возможно, это говорит о твердой жизненной позиции.
Фото с сайта ya.ru
В современном мире повсеместно распространена тенденция, когда родители учат своих детей давать сдач: обидчикам, причем такого мнения придерживаются не только папы, но и мамы. Я воспитываю сына одна и никогда не давала ему таких «дельных» советов. Поначалу, пока он ходил в детский сад, я сильно сомневалась и однажды даже была готова отступить от своих принципов, но теперь, когда Данька стал подростком, я поняла, что была права.
Мой сын по натуре очень добрый, впечатлительный и доверчивый человек. «Почти как девочка», - говорила про него моя сестра и постоянно настаивала, чтобы я не растила из него нюню, а учила защищаться физически, там более что мальчишка растет без отца и заступиться за него будет некому. Сестра ставила в пример своего Димку, который во дворе и в школе колотил ребятишек как хотел. Но я чувствовала, что у меня растет не «девчонка», а маленький мужичок со своими принципами. Когда Данька еще совсем маленьким пошел в детский сад, первое время он недоумевал, почему многие дети стукают других малышей по лбу, чтобы отобрать игрушку, дразнят ни с того ни с сего, жалуются воспитателю на того, кого сами только что обидели, без очереди скатываются с горки, подговаривают других детей не дружить с ним, и те соглашаются. Были у нас и слезы, и обиды до поднятия температуры, и разговоры на эту тему тет-а тет. Моя сестра, приходившая в гости, была категорична и учила Даню: «Если тебя стукнули - ответь, научись этому у нашего Димки». По этой причине мы с ней стали мало общаться, мне казалось, что и она, и племянник со своими кулаками могут дурно повлиять на сына.
Сейчас в наших детских садах не всегда можно встретить по-настоящему профессионального воспитателя, нередко это бывают грубые женщины, которые ничего не понимают в детской психологии и заставляют ребятишек, как маленьких солдатиков, ходить под «ать-два» либо совершенно равнодушны - таких я часто вижу в садах на прогулочных площадках, они чешут языками между собой, а ребятишки предоставлены сами себе. Нам, к большому счастью, попалась хорошая воспитательница, хотя и была совсем молоденькой. Я долго думала, стоит ли ей говорить о нашей проблеме, но Анна Ивановна (назовем ее так) все увидела сама и однажды подошла ко мне. 
- У вас не ребенок, а миротворец, - так начала она разговор. - Он никогда первый не ударит и не даст сдачи, и не потому, что не умеет, а просто не хочет этого делать, и это уже можно назвать мужским поступком. В этом, случае, вы не думайте, он не вырастет изгоем. И дети в нашей группе далеко не все изверги, пройдет время, и многие из них могут перейти в разряд Данькиных друзей. Просто у вашего мальчика для своего возраста очень хорошо развита речь, и он может выразить свои желания словами и договориться без кулаков. А у другого ребенка еще не хватает словарного запаса, и он только поэтому может вырвать игрушку, ударить или укусить соседа.
В дальнейшем так, как предполагала воспитательница, все и произошло. В подготовительной группе у Даньки было много друзей. Но проблема оставалась.
Наша квартира находится на первом этаже, и однажды, отпустив сына одного во двор, я из окна наблюдала такую картину. Мальчишки один за другим катались на его велосипеде, а он бегал за ними, как собачка, и кричал: «Я вам давал по кругу прокатиться. А вы уже по десятому едете, я тоже хочу, дайте мне прокатиться!» Ребят эти громкие увещевания не останавливали, они по-наглому не отдавали сыну его собственность, а ему за ними было не угнаться. Тут уж мне пришлось вмешаться. После этого я сделала для себя вывод, что сына надо отдавать в спортивную секцию. Данька уже несколько лет занимается ушу. Но драчуном так и не стал, до сих пор все конфликты пытается уладить мирным путем. И что интересно, это ему удается.
По мнению городской общественности, мы живем в неблагополучном районе Льнокомбината, где, по статистике, всегда было много криминала, в том числе и среди детей школьного возраста. Но Даньку никто не трогает, а местные, на мой взгляд, хулиганы, которые ему далеко не друзья, нормально общаются с ним без кулаков и матюгов. Но это не значит, что мой сын, теперь уже подросток, не испытывает агрессии со стороны сверстников и даже некоторых учителей. Она никуда не делась, как никуда не делись отбросы нашего общества, с которыми нам приходится сосуществовать. Да, он сильно переживает из-за каждой несправедливости по отношению к себе, старается уладить конфликт «без боя», хотя мог бы показать класс, занимаясь ушу. Да, в жизни у сына будет много различных конфликтов разного уровня, но я надеюсь, нет, почти уверена, что он сможет выйти из них с достоинством, и подспорьем в этом будут его высокий интеллект, тактичное отношение к окружающим, а не пинки и кулаки, что пропагандируют своим детям многие родители.
Наши отношения с сестрой со временем наладились, мы по-прежнему часто встречаемся, вместе ездим на дачу и встречаем праздники. Наши мальчишки тоже общаются, но друзьями так и не стали. 
Наталья КУЛАКОВА, Вологда 
Читатель - газета

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: