Наследство поссорило «успешного» брата и «несчастную» сестру

statics/images/arcticles/092018/12092018x710c0228.jpg
Сергей так привык давать младшей сестре деньги на все ее нужды, что даже обман и махинации его не останавливали.
Фото с сайта newtambov.ru
Вологжанин Сергей Попов старше сестры Татьяны на 10 лет. Такая разница в возрасте всегда была для него стимулом заботиться о Тане, помогать ей морально и финансово, во всем уступать. После смерти их мамы мужчина решил отказаться от наследства в пользу сестры - и только тогда понял, что уступал сестре слишком часто.

«Женишься и нас бросишь!»

- Когда Таня пошла в первый класс, меня забрали в армию, - вспоминает он. - Вернувшись, я сразу пошел работать. Появилась возможность жить отдельно от родителей и сестры - в квартире бабушки. Я зарабатывал на себя, откладывал деньги на машину. А потом отец тяжело заболел, слег. Наша мама, педагог, не имела ни финансов, ни жизненной хватки для того, чтобы тянуть на себе семью из трех человек. Конечно, больше откладывать  у меня ничего не получалось, но главное, что в семье было все необходимое. 
Когда Татьяна заканчивала школу, Сергей сделал предложение любимой женщине. На эту новость мама и сестра отреагировали, мягко говоря, без радости. 
- «Ты женишься, заведешь ребенка, а нас бросишь!» - сказала мне мама и заплакала, - вспоминает мужчина. - А сестра заявила, что я в любом случае буду должен оплачивать ее обучение в вузе, если она не попадет на бюджетное место. Причем учиться она собиралась очно. Для меня это было неожиданностью, ведь я считал, что сестра должна учиться заочно (я сам получал «вышку» заочно) и параллельно работать, чтобы тоже помогать маме и больному отцу. Но женщины со слезами убеждали меня, что учиться и работать одновременно Тане не под силу. Я сдался.

Махинаторша

Четыре года Сергей давал Татьяне деньги для оплаты обучения на юридическом факультете, пока случайно не открылось, что Таня бросила учебу еще на втором курсе.
- Я бы устроил сестре хорошую взбучку, но в это время умер отец, и стало не до выяснения семейных отношений, - рассказывает вологжанин.
Но скоро у него появился новый повод для возмущения: судебные приставы заблокировали его карту за долги по ЖКХ. К этому времени они с женой купили квартиру в ипотеку, первым взносом за нее стали однокомнатная квартира бабушки Сергея (женщина завещала жилье внуку) и однокомнатная квартира жены, но Сергей оставался зарегистрированным в квартире матери. Он каждый месяц отдавал свою часть квартплаты, но в итоге оказалось, что до коммунальщиков деньги не доходили. 
- Расплатившись по этому долгу, я выписался и прописался в своей квартире, - говорит Сергей Попов. - И вообще перестал давать деньги сестре и матери, раз они обманывают меня. Привозил продукты, помогал купить им что-то в квартиру, если сломалась, к примеру, стиральная машина, но живых денег в руки больше не давал, потому что видел, что сестра зарабатывать не привыкла и тратить не умеет. Мама осуждала Татьяну за то, что та скрыла от меня брошенную учебу, но она привыкла все делать так, как удобно сестре, и к тому, что я поворчу, но в конечном счете и денег дам, и долги оплачу.
Год, начавшийся для Поповых печально (сразу двумя похоронами, отца и бабушки), закончился вполне счастливо: жена Сергея родила ребенка, а Татьяна вышла замуж и тоже ожидала первенца.

Все в дом?

- Брак Тани оказался неудачным, но кого в этом винить - судить не берусь, - рассуждает Сергей Попов. - Она родила двоих детей, а когда пришло время выходить на работу после второго декрета, решила, что будет домохозяйкой. У них с мужем на этой почве были скандалы, потому что он считал, что она и по дому ничего не делает, и работать не хочет, а у него зарплата на мебельном производстве была сдельная - в один месяц могла выходить приличная сумма, в другой - очень мало. Таня с детьми вернулась к матери.
Пришлось брату вновь помогать сестре, которая все время жаловалась, как много болеют дочки, какие дорогие детские вещи и лекарства и как бывший муж мало дает денег. 
- Конечно, моей жене не нравилась такая ситуация, - объясняет мужчина. - Мы же не миллионеры, у нас ипотека, и нам приходится экономить, чтобы хватало и на своего ребенка, и на племянников. Но жена у меня такая же отходчивая, как и я: повозмущается за закрытыми дверями, что Тане надо выходить на работу, а не ждать милостей от природы, но потом сама же соберет большую сумку вещей для девочек и для нее самой.
Мама Сергея и Татьяны умерла внезапно, можно сказать, сгорела за месяц: после выхода на пенсию она несколько лет почти не болела, а потом вдруг начала мучиться непроходящим кашлем. Когда пришла на флюорографию, чтобы выяснить его причину, оказалось, что у нее злокачественная опухоль с метастазами в легких. Врачи даже не успели назначить ей лечение. 
Когда пришла пора брату и сестре вступать в права наследования трехкомнатной квартиры родителей, Татьяна попросила брата отказаться от этого жилья в пользу ее и дочерей. 

Заголовок блока

Елена Голубева, психолог:
- Когда взрослый человек привык сидеть на шее у других и только получать, а не давать, исправить это намного труднее, чем в детстве. 
Не думаю, что Татьяна исправится только потому, что брат перестанет давать ей деньги и ограничит помощь. Скорее, она будет искать новый объект для выкачивания ресурсов - к примеру, нового мужа. Теперь, когда она живет на достаточно большой и свободной жилплощади, сделать это гораздо легче, чем в присутствии матери. Я бы посоветовала Сергею, если ему небезразлична судьба сестры и ее семьи, учиться выстраивать с Татьяной отношения, основанные на разумном договоре: к примеру, он помогает ей материально по мере необходимости, но она в этом случае обязуется не брать кредитов и вовремя оплачивать счета. 
Если брат проявит твердость, сестра, поразмыслив, постарается соблюдать условия договора - ведь он ее единственный родственник, который к тому же готов бескорыстно помогать. А разрыв отношений и отказ от помощи приведут только к тому, что женщина вновь окажется в сложной финансовой ситуации, но уже с тремя или четырьмя детьми. 

- Мы с женой посоветовались и решили, что это будет справедливо - мы тоже свою трешку покупали не с нуля, у нас было по маленькой квартире для первого взноса, поэтому мы и ипотеку быстро выплатили. Сейчас вот думаем о втором ребенке и хотим расширять площадь, брать четырехкомнатную. А Таня квартиру никогда сама купить не сможет, так пусть живет в родительской, - объясняет Сергей. - Я готов был ехать к нотариусу и оформлять отказ от наследства.

Пора слезать с шеи

Татьяна, услышав решение брата, залилась слезами. Он был уверен, что от радости, но ошибся: сестра сказала, что мама, когда ей поставили страшный диагноз, взяла в долг у соседа крупную сумму денег на лечение под расписку. Это было за две недели до ее кончины, и теперь нужно 300 тысяч рублей, чтобы рассчитаться. 
- Я опешил, - вспоминает мужчина. - Честно говоря, поверить в это было сложно, потому что мама всю жизнь у чужих людей деньги брать стеснялась. Обычно просила у меня. Конечно, тяжелая болезнь может стать таким шоком, что человек поведет себя не так, как обычно, но не настолько же, чтобы первым делом обратиться к посторонним людям, а не к сыну. Я не помню, чтобы мама особо общалась с кем-то из соседей или рассказывала о ком-то из них. Но Таня так жалостливо рассказывала, что мама не хотела меня обременять, что я и так всегда ей помогал, что решила не взваливать на меня еще и этот груз… В общем, сначала я поверил. Посмотрел расписку - почерк не мамин, а подпись вроде бы ее, очень похожа.
Обман раскрылся, когда Сергей решил поговорить с соседом о рассрочке выплаты долга. Сосед оказался алкоголиком, из тех, кто готов вынести из дома последнее и у кого явно не могло быть никаких 300 тысяч в долг. 
- Стал я разговаривать с этим дядей Васей, не подал вида, что ему не верю, он врет - я киваю, - вздыхает Сергей. - И сосед запутался: сначала сказал, что у него деньги на книжке были. Потом, хоть и был нетрезвый, догадался, видимо, что это будет легко проверить, если суд сделает запрос в банк. И тогда он заявил, что это ему давний долг вернули. А я говорю как бы невзначай: «А Татьяна упоминала, что вы для мамы кредит взяли в банке, ей-то не дали бы...» Он и это подтвердил. Все ясно, в общем. Таня захотела не только квартиру получить, но и денег - у нее, оказывается, долги по кредитам. Она понимала, что после отказа от наследства я уже чаще начну ей отказывать в деньгах - и так подарил, можно сказать, огромную сумму.
В результате отказываться от наследства Сергей передумал. 
- Пусть сестра и ее дочери там живут, я не буду мешать, - говорит он. - Но продать или сдать жилье без моего ведома Татьяна не сможет. А я посмотрю, готова ли она изменить свою жизнь, начать зарабатывать и разумно тратить, не быть потребительницей и не планировать махинации. Если так - подарю ей свою долю, мне не жалко. Но взрослый человек не может всю жизнь сидеть на шее у других, пора слезать.
Данные героев изменены в соответствии с ФЗ «О СМИ»
Жизнь

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: