Кремлевские куранты бьют по-вологодски

statics/upload/iblock/5d5/Куранты01.jpg
За четыре столетия кремлевские куранты неоднократно меняли свой облик, но, возможно, сохранили часть внутренних механизмов, изготовленных еще мастерами из Великого Устюга.

К 100-летию газеты «Красный Север» мы продолжаем рассказ о вологодских людях, событиях и явлениях, так или иначе связанных с «круглой» цифрой.

Ровно 100 дней понадобилось великоустюгским мастерам, чтобы отрегулировать механизмы курантов на Спасской башне Московского Кремля. Настройку главных часов государства доверили отцу и сыну Вирачевым. Впрочем, в первой трети XVII века, когда происходили описываемые события, башня носила еще старое название - Фроловская, да и сами куранты были совсем не похожи на современные. 
Самые первые часы в Кремле, как считается, появились еще в конце XVI столетия, но имели несовершенный механизм и часто ломались. Поэтому в 1624 году царь Михаил Федорович поручил «англицкой земли часового и водовзводного дела мастеру» Христофору Головею изготовить новые часы с колокольным боем - куранты. Главными помощниками англичанина стали наши земляки из Комарицкого стана Устюженского уезда - кузнецы Ждан, его сын Шумило Жданов и внук Алексей.
Часы получились достаточно тяжелыми. Их циферблат массой 400 килограммов и диаметром пять метров собрали из тяжелых дубовых досок, окрашенных лазоревой краской под цвет неба. В верхней части циферблата золотой краской нарисовали луну и солнце, луч которого и служил стрелкой. Часовые деления обозначались буквами славянского алфавита. Чтобы закрепить всю конструкцию на верхотуре и разместить там колокола, Спасскую башню пришлось достроить.
Головей и его помощники-устюжане, получив вознаграждение, разъехались по домам, а на должность государевых часовщиков все из того же Комарицкого стана пригласили отца и сына Вирачевых (история, к сожалению, не сохранила их имен).
100-дневный срок настройки курантов был обусловлен необходимостью не только отладить все механизмы, но и синхронизировать часы с встроенными колоколами различного размера, отбивавшими точное время. 
По воспоминаниям очевидцев, установленные на башне часы стали «знаменитыми во всем свете по своей красоте и устройству, а также по громкому звуку своего большого колокола, который слышен был не только во всем городе, но и в окрестных деревнях более чем на 10 верст». Была у «устюгских» курантов и еще одна интересная особенность, учитывавшая старорусские традиции в исчислении времени. Сутки тогда также насчитывали 24 часа, но делились не поровну, а на два неравномерных отрезка - дневную и ночную части. Дневными считали часы от восхода до заката солнца, остальные - ночными. А так как в течение года продолжительность светового дня постоянно менялась, на циферблате курантов было не 12, а 17 делений - именно столько часов на широте Москвы солнце не заходит за горизонт в июне. 
Летом день начинался в три часа утра (по современному времени) - резким ударом курантов. В четыре часа часы снова били один раз, отсчитывая первый дневной час, в 5.00 - два раза и так далее. С заходом солнца отсчет ударов начинался заново. Так как в каждом месяце было свое количество дневных и ночных часов, все это вносило путаницу и требовало от часовщиков минимум два раза в день подниматься на башню для «перенастройки» времени. Но традиции, а главное, надежность механизма первых курантов оказались настолько прочными, что «устюгскими» часами пользовались более 80 лет! Лишь в начале XVIII столетия при Петре Первом новые часы на Спасской башне стали содержать привычные нам 12 делений на циферблате. 

Сами куранты потом еще не раз модифицировались, страдали от пожаров и революций (в ноябре 1917-го при штурме Кремля большевиками артиллерийский снаряд попал в верхнюю часть Спасской башни, и часы остановились почти на год). Но, как считается, среди сохранившихся до наших дней колоколов башенного часового механизма есть еще и те, что были изготовлены талантливыми земляками.


В различные исторические эпохи колокольчики курантов отбивали сразу несколько мелодий. До революции в 12 и шесть часов над Красной площадью звучал «Марш Преображенского полка», в 3.00 и в 9.00 -  патриотический гимн ««Коль славен наш Господь в Сионе». А в первые годы Советской власти им на смену пришли звуки «Интернационала» и реквиема «Вы жертвою пали в борьбе роковой…».


• В тему

Долгожителей стало больше

Свой 100-й день рождения отметила недавно череповчанка Анна Ивановна Федосеева. Она стала первой в этом году жительницей нашей области, вступившей в своеобразный клуб сверхдолгожителей. Кандидатами в него являются еще 14 ветеранов-земляков, которым уже идет 100-й год. Добавим, что, по информации специалистов Отделения Пенсионного фонда России по Вологодской области, на сегодняшний день в регионе проживают 37 пенсионеров в возрасте 100 лет и более. Больше всего их - 16 человек -  в Череповце и Череповецком районе. В Вологде и Вологодском районе таких сверхдолгожителей 11, в Великоустюгском районе - четверо, в Грязовецком - трое. 


топ-100

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: