Коррупционные риски. И как с ними бороться

statics/images/arcticles/092020/30092020x7c76974f.jpg
В форуме приняли участие представители власти, местного самоуправления, бизнеса, прокуратуры и общественности. По видеосвязи участвовали представители всех регионов Северо-Запада, а также Тульской, Кировской и Московской областей.
Фото Игоря Аксеновского

Снижение уровня коррупционных рисков при проведении госзакупок - одна из ключевых задач власти. С помощью каких инструментов этого можно добиться, кто предлагает ввести презумпцию коррупционной виновности чиновника и почему бизнес не жалуется на коррупцию, - эти и другие темы обсуждались на I Межрегиональном форуме «Вопросы реализации государственной антикоррупционной политики. Современные подходы и перспективы», который состоялся в Вологде.

«Мы придем и спросим»

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда Ирина Попова предостерегла участников форума от пустых разглагольствований о том, что коррупция - это плохо. Задача форума - выработка конкретных предложений для Национального антикоррупционного плана.
Первый заместитель губернатора, председатель правительства области Антон Кольцов рассказал о двух успешных практиках, внедренных на Вологодчине.
Одна из них - проект «Электронный магазин», разработанный по поручению губернатора Олега Кувшинникова. Это электронная площадка для проведения закупок у единственного поставщика на конкурсной основе на сумму от 7 до 600 тысяч рублей. Она позволила решить сразу несколько задач: сделать государственные закупки доступными для малого бизнеса, обеспечить высокую конкуренцию и прозрачность процедуры. Председатель правительства рассказал, что объем закупок на площадке «Электронный магазин» в 2019 году составил более 800 миллионов рублей, а за счет конкуренции экономия бюджетных средств превысила 95 миллионов.
- Мы добились того, что сегодня все региональные органы власти пользуются площадкой «Электронный магазин» для проведения закупок. На уровне муниципалитетов и подведомственных учреждений, к сожалению, это пока не так. Видимо, не все заинтересованы в таком открытом формате. Кому-то больше нравится просто сходить в магазин и купить непонятно у кого и непонятно по какой цене. Но хочу подчеркнуть: мы видим все случаи, мы придем и зададим вопрос, почему покупаете не через «Электронный магазин», - заявил Антон Кольцов.

В роли третейского судьи

Второй проект, который способствует предупреждению коррупционных правонарушений, связан с проведением предварительных публичных обсуждений технических заданий при закупке дорогостоящего медицинского оборудования. Такой опыт внедрен на Вологодчине в 2019 году при приобретении двух линейных ускорителей для Вологодского онкодиспансера и Вологодской областной клинической больницы № 2 в Череповце.
Вологодские активисты Народного фронта обратили внимание на проблемы, возникающие при проведении госзакупок медицинского оборудования: необоснованно завышенные начальные цены, некорректно составленное техническое задание.
При Комитете государственного заказа области была создана рабочая группа, в нее вошли представители общественности, фирм-поставщиков, эксперты со стороны медицинского сообщества. В итоге обсуждений удалось обеспечить прозрачность процесса и откорректировать техзадание. Экономия для областного бюджета составила 80 миллионов рублей.
Председатель Комитета госзаказа Александр Торопов предложил расширить этот опыт и на базе Общественной палаты региона создать постоянно действующую комиссию по общественному обсуждению госзакупок для разных сфер. 
Председатель палаты Вячеслав Приятелев это предложение поддержал.
- Даже день рождения можно отметить в одиночку, а у любой коррупционной ситуации всегда две стороны: тот, кто берет взятку, и тот, кто ее дает. Говоря о закупках, это представители власти и бизнеса. И в этой ситуации необходима третья сторона, независимая от двух других, которая не позволит произойти коррупционному нарушению. И этой третьей стороной может выступить общественность, - отметил Вячеслав Викторович.

Презумция виновности чиновника

Говоря о госзакупках, интересно было познакомиться с результатами исследования о том, насколько часто вологодский бизнес сталкивается с проявлениями коррупции. Их представила президент Вологодской Торгово-промышленной палаты Галина Телегина.
На вопрос: «Сталкиваетесь ли вы в своей работе с проявлениями коррупции?» - почти 24% представителей бизнеса ответили: «Да, постоянно», 46% - редко, и только 30% заявили, что никогда не сталкивались. Предприниматели назвали и самые коррумпированные, с их точки зрения, направления (здесь можно было выбрать несколько вариантов): 46% - получение справок и разрешительных документов, 37% - закупки, 35% - контроль за предпринимательской деятельностью. 47% бизнесменов заявили, что готовы рассказать о коррупции на условиях анонимности.
Согласился с представленной статистикой вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Владислав Корочкин. По их данным, с фактами коррупции регулярно сталкиваются 30% представителей МСП. Владислав Леонтьевич озвучил идею введения презумпции виновности чиновника в коррупционных нарушениях.
«Публикация в СМИ или заявление бизнесмена должны приниматься правоохранительными органами как презумпция виновности чиновника», - заявил он по видеосвязи.
В зале такое предложение вызвало недоумение, причем не только у представителей госвласти. Получается, что не следствие должно доказать вину обвиняемого, а тот человек, которого публично в чем-то обвинили, должен доказывать свою невиновность. Все-таки, в нашей стране уголовное право построено по принципу презумпции невиновности, то есть вина должна быть доказана, а не принята на веру. Участники форума сошлись во мнении, что перед законом все должны быть одинаковы равны. А что касается публикаций в СМИ, то для органов прокуратуры любое вышедшее в свет журналистское расследование и так является основанием для проведения проверки.

Рейтинги «из гондураса»

Неожиданно было услышать и данные статистики, которые озвучил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области Максим Пегов. Он напомнил, что для граждан и предпринимателей действует телефонная «горячая линия» по фактам коррупции, проходят различные акции, во время которых вологжанам предлагают рассказать о подобных ситуациях. Более того, прокуратура по этой статье рассматривает даже анонимные обращения.
«Однако таких сообщений практически нет. И если вы говорите, что 30% предпринимателей сталкиваются с проявлениями коррупции, то где все эти заявления?» - задает резонный, но в определенной степени риторический вопрос Максим Пегов.
Вывод здесь напрашивается сам собой - либо цифры преувеличены, либо обе стороны все устраивает.
Журналист «КС», кстати, спросил у вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ», изучали ли они вопрос о том, как часто при проведении закупок инициаторами коррупции становится не чиновник, а представитель бизнеса. Однако Владислав Корочкин ушел от прямого ответа на вопрос.
- Мы не идеализируем картину. Искоренить коррупцию совсем невозможно, но в нашей стране сделаны серьезные шаги по ее ограничению, - считает Ирина Попова. - И расхожая фраза о том, что в России самый высокий уровень коррупции не соответствует действительности. И это оценка авторитетных международных институтов, например, таких, которые работают при ООН, где мы регулярно рассказываем о применяемых в России подходах по борьбе с коррупцией. Наше законодательство и наши практики оцениваются положительно и признаются успешными.
Конечно, по ее словам, есть рейтинг агентства Transparency International, которое все время ставит Россию по рейтингу коррупции между Зимбабве и Гондурасом. Однако к таким экспертам всегда вопрос - какова методика оценки. Более того, уже на протяжении многих лет всякие разные «международные» и «независимые» агентства и центры в угоду или по заказу «наших западных партнеров» так часто ставят Россию на самое дно рейтингов, что впору подумать, что и сами эти рейтинг взяты «из гондураса». Никаких претензий к этой африканской стране, выражение используется исключительно как имя нарицательное. Так что если вы сталкиваетесь с фактами коррупции, то надо не с рейтингами соглашаться, а идти в прокуратуру. Там ждут.
 

Комментарии (0)

Войти через социальные сети: